È

Ароматный Патерсон

Фильм «Патерсон»: Ароматный Патерсон

В Алматы проходит фестиваль Clique. В первый день алматинской публике показали блестящую работу Джима Джармуша «Патерсон».

Фильм в жанре комедии одним лишь названием вызывает улыбку от игры слов, которая в них заложена. Дело в том, что Патерсон – одновременно и фамилия главного героя, и название третьего по величине населенного пункта штата Нью-Джерси. В то же время название по звучанию схоже с фамилией известного писателя Джеймса Паттерсона, а главный герой, водитель городского автобуса, также пробует себя в литературе…

Итак, человек с фамилией Патерсон (Адам Драйвер) живет размеренной жизнью. В 6:15 утра он просыпается, надевает на руку часы, целует красавицу-жену Лору (Голшифте Фарахани), она рассказывает ему, что ей снится. Потом он идет на работу, по дороге до автопарка пишет в свой тайный блокнот философский рассказ, начавшийся со слов «У нас много спичек дома…», и поэмы, посвященные жене. Перед выходом на линию бригадир Донни (Ризван Манжи) жалуется ему на свою жизнь, целый день водитель слушает истории, которые пассажиры рассказывают друг другу. Вечер заканчивается прогулкой с собакой до ближайшего бара старика Дока (Бэрри Шебака Хенли)…

Действие разворачивается настолько неспешно, что обыватели, привыкшие к быстрому развитию сюжета и спецэффектам, спустя первые полчаса захотят было сбежать с киносеанса. Желание сделать это нарастает с каждой минутой, и, когда ты почти готов встать и уйти, в голове что-то щелкает, и внезапно рождается более сильная потребность узнать, что будет дальше. Кресло в кинозале превращается в магнит, напряжение в мышцах исчезает, и ты жадно поглощаешь все, что происходит на экране. Видимо, причина такого перелома в том, что мышление перестраивается на правильную волну и ощущает приятный поток доброй энергии, которую излучает экран.

Чем «пахнет» «Патерсон»? Ароматными капкейками Лоры, едва уловимым благоуханием вина в баре, поэзией или образцом идеальных отношений в семье главного героя? Удивительно, что атмосфера фильма больше напоминает британскую, нежели американскую. Действие без лишних вопросов можно было бы спокойно перенести из штата Нью-Джерси в тихий провинциальный городок в предместьях Лондона. Главный герой Патерсон слишком консервативен и аккуратен, чтобы жить в Америке. Или это мы благодаря голливудским кассовым блокбастерам и комедиям просто не знаем истинное доброе лицо мировой державы?

Юмор в картине, на первый взгляд, простой и житейский, но всем давно известно, что успех любой шутки зависит от харизмы ее рассказчика. И здесь мы сразу аплодируем стоя каждому актеру за его работу. Даже банальный диалог героев второго плана: «Тебе надо быть актером», – подколол бармен посетителя. – «Я и есть актер!» сказан и сыгран так «вкусно», что невозможно сдержать смех. Исполнители ролей используют мимику, голос, игру глазами, движения тела в том объеме, который необходим для конкретной реплики, определенной ситуации. Отдельно выделим Адама Драйвера. До сих пор непонятно, почему этот актер не получает громких главных ролей, хотя в его портфолио «Линкольн» Стивена Спилберга, «Внутри Льиса Дэвиса» братьев Коэн, разные части «Звездных войн». Возможно, все дело во вкусах публики.

Все герои фильма – творцы, хотя работают в сферах, где о полете фантазии можно забыть, достаточно просто делать однообразные повторяющиеся движения. В картине неслучайно звучат имена художника и скульптора Жана Дюбюффе, который занимался продажей вина, прежде чем окончательно раскрыть свой талант, величайшего поэта Петрарки, относившегося к своим собственным итальянским стихам пренебрежительно, как к хобби, и, конечно же, самого писателя Джеймса Паттерсона, успевшего перед началом своей блистательной карьеры поработать в рекламном агентстве. Режиссер задается вопросом, что есть подлинное искусство, а что – простая порча бумаги и холстов, пытается найти грань между обыденностью и вдохновением, наводит зрителя на мысли о поиске в себе творческого начала.

Несмотря на внешнюю незатейливость сюжета, фильм заставляет задуматься о многом. Легкость восприятия сочетается с проверкой зрителя на эрудицию, простота диалогов с потрясающей убедительной игрой актеров, операторская работа без провалов, все показано очень четко и понятно. «Пустые страницы дают больше всего возможностей», а фестивальное кино позволяет режиссеру проявить свой талант во всей красе, что и сделал мастер Джим Джармуш в картине «Патерсон».

В кино ходил Альберт Ахметов

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

27 Июля, 2016

Реальная легенда

Рецензия на биографический фильм братьев Джеффа и Майкла Цимбалистов «Пеле: Рождение легенды» 

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Апреля, 2017

«Бiр сен үшін»: Моя вторая мама

Рецензия на фильм «Бiр сен үшін» («Ради тебя»)

Brod.kz

Выбор Бродвея

10 Февраля

10 мелодрам 2019 года

Казахстанское кино

14 Февраля

На телеканале Qazaqstan стартовал сериал «Оралу»

Режиссером проекта выступил Дархан Тулегенов

Знай в лицо

Зази Битц

Актриса

Варвара Шабалина

Актер

Мейргат Амангелдин

Актер

Александр Наумов

Актер

Диомид Виноградов

Актер

Мехди Неббу

Актер

Михаил Бескаравайный

Актер

Ирина Старшенбаум

Актер