Ароматный Патерсон
В Алматы проходит фестиваль Clique. В первый день алматинской публике показали блестящую работу Джима Джармуша «Патерсон».
Фильм в жанре комедии одним лишь названием вызывает улыбку от игры слов, которая в них заложена. Дело в том, что Патерсон – одновременно и фамилия главного героя, и название третьего по величине населенного пункта штата Нью-Джерси. В то же время название по звучанию схоже с фамилией известного писателя Джеймса Паттерсона, а главный герой, водитель городского автобуса, также пробует себя в литературе…
Итак, человек с фамилией Патерсон (Адам Драйвер) живет размеренной жизнью. В 6:15 утра он просыпается, надевает на руку часы, целует красавицу-жену Лору (Голшифте Фарахани), она рассказывает ему, что ей снится. Потом он идет на работу, по дороге до автопарка пишет в свой тайный блокнот философский рассказ, начавшийся со слов «У нас много спичек дома…», и поэмы, посвященные жене. Перед выходом на линию бригадир Донни (Ризван Манжи) жалуется ему на свою жизнь, целый день водитель слушает истории, которые пассажиры рассказывают друг другу. Вечер заканчивается прогулкой с собакой до ближайшего бара старика Дока (Бэрри Шебака Хенли)…
Действие разворачивается настолько неспешно, что обыватели, привыкшие к быстрому развитию сюжета и спецэффектам, спустя первые полчаса захотят было сбежать с киносеанса. Желание сделать это нарастает с каждой минутой, и, когда ты почти готов встать и уйти, в голове что-то щелкает, и внезапно рождается более сильная потребность узнать, что будет дальше. Кресло в кинозале превращается в магнит, напряжение в мышцах исчезает, и ты жадно поглощаешь все, что происходит на экране. Видимо, причина такого перелома в том, что мышление перестраивается на правильную волну и ощущает приятный поток доброй энергии, которую излучает экран.
Чем «пахнет» «Патерсон»? Ароматными капкейками Лоры, едва уловимым благоуханием вина в баре, поэзией или образцом идеальных отношений в семье главного героя? Удивительно, что атмосфера фильма больше напоминает британскую, нежели американскую. Действие без лишних вопросов можно было бы спокойно перенести из штата Нью-Джерси в тихий провинциальный городок в предместьях Лондона. Главный герой Патерсон слишком консервативен и аккуратен, чтобы жить в Америке. Или это мы благодаря голливудским кассовым блокбастерам и комедиям просто не знаем истинное доброе лицо мировой державы?
Юмор в картине, на первый взгляд, простой и житейский, но всем давно известно, что успех любой шутки зависит от харизмы ее рассказчика. И здесь мы сразу аплодируем стоя каждому актеру за его работу. Даже банальный диалог героев второго плана: «Тебе надо быть актером», – подколол бармен посетителя. – «Я и есть актер!» сказан и сыгран так «вкусно», что невозможно сдержать смех. Исполнители ролей используют мимику, голос, игру глазами, движения тела в том объеме, который необходим для конкретной реплики, определенной ситуации. Отдельно выделим Адама Драйвера. До сих пор непонятно, почему этот актер не получает громких главных ролей, хотя в его портфолио «Линкольн» Стивена Спилберга, «Внутри Льиса Дэвиса» братьев Коэн, разные части «Звездных войн». Возможно, все дело во вкусах публики.
Все герои фильма – творцы, хотя работают в сферах, где о полете фантазии можно забыть, достаточно просто делать однообразные повторяющиеся движения. В картине неслучайно звучат имена художника и скульптора Жана Дюбюффе, который занимался продажей вина, прежде чем окончательно раскрыть свой талант, величайшего поэта Петрарки, относившегося к своим собственным итальянским стихам пренебрежительно, как к хобби, и, конечно же, самого писателя Джеймса Паттерсона, успевшего перед началом своей блистательной карьеры поработать в рекламном агентстве. Режиссер задается вопросом, что есть подлинное искусство, а что – простая порча бумаги и холстов, пытается найти грань между обыденностью и вдохновением, наводит зрителя на мысли о поиске в себе творческого начала.
Несмотря на внешнюю незатейливость сюжета, фильм заставляет задуматься о многом. Легкость восприятия сочетается с проверкой зрителя на эрудицию, простота диалогов с потрясающей убедительной игрой актеров, операторская работа без провалов, все показано очень четко и понятно. «Пустые страницы дают больше всего возможностей», а фестивальное кино позволяет режиссеру проявить свой талант во всей красе, что и сделал мастер Джим Джармуш в картине «Патерсон».
В кино ходил Альберт Ахметов
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий