Данияр Байдаралин: «Казахское ханство» закладывает фундамент для казахского исторического кино на десятилетия вперед»

Интервью с историческим реконструктором Данияром Байдаралином

Данияр Байдаралин, художник, писатель, исторический реконструктор, автор книги «Садақшалық – искусство изготовления и стрельбы из казахского конного лука.побывал на съемках второго сезона сериала «Казахское ханство» в качестве приглашенного специалиста по казахским конным лукам. В интервью кинопорталу «Бродвей» Данияр поделился впечатлением от уровня подготовки команды к проекту и мнением о значимости сериала «Казахское ханство» в современном казахстанском кинематографе.


- Данияр, Вы только что вернулись со съемок сериала «Казахское ханство», каковы Ваши впечатления?

- Впечатления без преувеличения поразительные! Съемки, качество костюмов и декораций, профессионализм наших кинематографистов, актеров, каскадеров, даже массовки - просто на высшем уровне.

- А где именно проходят съемки?

- Тот сектор съемок, на котором мне посчастливилось поучаствовать, проходил в окрестностях города Капшагай, а именно на старых декорациях города «Туркестан» к кинофильму 2005 года «Кочевник». Конечно, есть и другие объекты, но там я не был.

- Данияр, Вы в прошлом работали в сфере кино и телевидения, как на Ваш взгляд проходят съемки?

- Да, в начале 2000-х годов я два года провел в команде Бахыта Килибаева в качестве ассистента оператора и чернового монтажера. Я тогда был намного моложе, то же самое можно было сказать и про кинематограф независимого Казахстана. Хотя и тогда были несколько мощных киношников-тяжеловесов времен Советского Союза, но работать им приходилось с молодыми и неопытными парнями и девушками постсоветской реальности, вроде меня. Тогда на наших глазах произошло стремительное возрождение современного российского кинематографа, а казахстанский только начинал подниматься из руин - еще шли первые разговоры о съемках «Кочевника».

Но на сегодняшний день, по моему мнению, ситуация значительно улучшилась. Хорошее техническое оснащение, прекрасные декорации, реквизиты, костюмы, актеры, управление проектом, профессионализм всех участников и накопленный за эти годы опыт видны невооруженным взглядом. Несмотря на неизбежные мелкие нестыковки, в целом наши кинематографисты вышли на качественно новый уровень, сопоставимый с мировым. Мне однажды пришлось наблюдать съемки американского фильма «Суперпес» в 2006 году в США. Я бы не сказал, что съемочная площадка «Казахского ханства» сильно отличалась от съемочной площадки «Суперпса» с технической точки зрения. Это бесконечно радует.

Конечно, вытягивать проект такого масштаба - титанический труд. Рабочий день начинается в 6 утра, к съемкам приступают, как только выйдет солнце, и завершают уже к полуночи. После этого режиссер Рустем Абдрашев и его команда собираются на планерку, чтобы обсудить план работ на следующий день. И так ежедневно. Мало кто может выдержать такой режим, день за днем, годы и десятилетия - только настоящие специалисты.

Данияр Байдаралин и Рустем Абдрашев на съемках сериала «Казахское ханство»

- С кем конкретно Вам пришлось поработать в этот раз?

- В этот проект я попал благодаря своему однокурснику и коллеге, талантливому художнику-постановщику Мурату Карипову. Он и его замечательная команда отвечают за художественное оформление и реквизит на съемках. Хотя про художников-постановщиков обычно не слышно и не видно в прессе, но громадная доля создания визуального образа любой кинокартины – это их прямая заслуга. А для съемок такого масштабного проекта, как «Казахское ханство», от них требуется просто невероятный уровень профессионализма и самоотдачи, и они его, безусловно, демонстрируют уже второй сезон.

Также было большой честью поработать с режиссером-постановщиком Рустемом Абдрашевым. Как оказалось, у нас много общих интересов: оба художники, фанаты истории и стрельбы из лука. Абдрашев не только настоящий киношник, тотально владеющий всей «кухней» съемочного процесса и кадра, но и просто высокообразованный, разносторонний, интересный человек. Благодаря его видению сериал «Казахское ханство» обретает свои четкие очертания. От режиссера на площадке всегда зависит атмосфера съемок, будет ли она подавленной или светлой. На площадке Абдрашева царит деловая и свободная атмосфера, все знают свои места и обязанности и работают как пальцы одной руки.

Я был рад через столько лет поработать с моими давними знакомыми – вторыми режиссерами Рушей Меирмановой и Геннадием Земелем, с которыми я работал в начале 2000-х.

Стоит похвалить наших художников по костюмам и костюмеров: костюмы научились делать просто великолепные! Ассортимент исторических нарядов на съемочной площадке невероятно хорош, многие образцы на вид просто неотличимы от тех, с которыми я работаю в музеях Алматы. По сути, многие костюмы являются настоящей реконструкцией, пригодной для настоящего использования, а не просто бутафория, реквизит. Это гигантский скачок вперед, по сравнению с костюмами предыдущих эпох «Казахфильма». Поскольку я сам занимаюсь исторической реконструкцией, то постоянно наблюдаю за гардеробом в отечественном и зарубежном историческом кино.

- С кем из актеров Вам встретились на площадке?

- В те два дня, что я был на площадке, в основном снимались массовые сцены - элементы баталии, поход казахского войска, элементы поднятия хана на белом войлоке, и, конечно, сцена с лучниками. Поэтому основных актеров там не было. Зато там были настоящие солдаты – контрактники из 35-й гвардейской десантно-штурмовой бригады города Капшагай, в качестве массовки. Для меня как военного историка было интересно видеть действующих солдат, помещенных в историческую ситуацию. Это был своего рода симулятор реальности. Гениальный ход наших киношников: одеть служащих сержантов в костюмы исторических командиров и дать им управлять построениями своих подчиненных солдат. Это придало процессу больше реализма. Звучали современные уставные армейские команды - во имя воссоздания исторической достоверности.

На съемках были и наши казахские амазонки - отряд девушек-воительниц. Это трендовая находка авторов: например, в зарубежном сериале «Викинги» есть отряд скандинавских девушек-щитоносцев. В наш век феминизма было бы стыдно не использовать такой мощный козырь, и наши кинематографисты не подвели!

Хочу отметить Кобланды батыра в исполнении Армана Асенова. Когда я был на премьере фильма «Казахское ханство. Алмазный меч» и впервые увидел его появление на огромном экране, у меня просто мурашки прошли по коже. Настолько мощного воплощения одного из самых главных казахских воинов я еще никогда не видел. На съемочной площадке Асенов выглядит ничуть не менее свирепо, чем в кадре. Даже на фоне огромных пространств реки Или и окружающих скал он выглядит внушительно и монументально, копыта его огромного коня сотрясают землю и он заполняет кадр, как магнит, притягивает взгляд. Он именно такой, каким описал его Ильяс Есенберлин в своей трилогии.

Арман Асенов

- В чем заключалось Ваше участие?

- Меня как редкого специалиста и автора единственной в Казахстане книги по казахским конным лукам пригласили в качестве консультанта для съемок сцены массового лучного обстрела крепости. В мои задачи входило обучить актеров-лучников основным навыкам стрельбы из лука «по-казахски», то есть с использованием специального кольца на большом пальце, и помочь выстроить эту сцену. Поскольку я уже давно этим занимаюсь, я предложил организовать сцену с использованием лучного боя. В конце концов я и сам попал в кадр, чтобы «задать тон» и управлять стрелками. Таким образом, я выступил и как консультант, и как актер-статист, и как командир лучников. Это был потрясающий опыт, словно действительно поучаствовал в осаде средневековой крепости. И хоть стрелы были с резиновыми наконечниками, мы показали потенциальную мощь организованной массовой стрельбы из лука.

Надеюсь, что эти кадры попадут в финальную версию фильма и сериала, и не окажутся вырезанными в процессе монтажа, как это бывает. Все-таки, казахи, как и остальные кочевники Евразии, в военном плане были преимущественно конными лучниками, поэтому нам обязательно нужно всячески развивать и поддерживать этот брэнд. Сейчас, когда в мире идет волна интереса к историческому конно-лучному боевому искусству, Казахстан должен занять свое законное место среди других конно-лучных народов.

- Каково, по Вашему мнению, значение сериала «Казахское ханство» в казахстанском кинематографе и современной культуре?

- Я с самого начала трепетно наблюдаю за развитием исторического кино в советском и независимом Казахстане. В детстве мы смотрели «Гибель Отрара», «Батыр Баян», «Султан Бейбарс», потом появился знаковый «Кочевник», другие постсоветские проекты - «Кек», «Монгол», энергичный и прорывной «Жаужүрек мың бала», недавно посмотрел прекрасный фильм «Кунанбай» и полноценный сериал «Казахское ханство».

Если выстроить все эти фильмы в цепочку, то получается, что Казахстан не спеша становится центром мирового «кочевого» кинематографа, постоянно повышая планку и улучшая продукцию. А работа конных каскадеров у нас поставлена на мировом уровне – почти ни один крупный исторический кинопроект в мире, включая Голливуд, не обходится без участия группы Nomad Stunts Жайдарбека Кунгужинова.

Я думаю, что сериал «Казахское ханство» закладывает фундамент для казахского исторического кино на десятилетия вперед. Можно сказать, что это наши казахские «Звёздные войны». Создание национальной кинофраншизы, которая обеспечит работой еще не одно поколение киношников, порадует не одно поколение зрителей, в том числе и за рубежом. Ведь дальше можно будет снимать приквелы, сиквелы, спин-оффы и прочие приложения в кинематографической вселенной «Казахского ханства». И я думаю, что нисколько не ошибусь, если из команды «Казахского ханства» выйдет целая плеяда новых молодых кинематографистов, которые будут снимать еще больше и лучше.

- Что бы Вы хотели пожелать казахстанскому кинематографу?

- Продолжать в том же духе! Как говорит мой уважаемый отец, балетмейстер Жанат Байдаралин: «Дорогу осилит идущий».

 

Благодарим Данияра Байдаралина за интервью!

Беседовала Мадина Кегенбаева

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

9 Августа, 2016

«Мы здесь не ради гонорара или славы»

Актеры сериала «Іңкәр жүрек 2» рассказали о своих героях

Aidana Mamayeva

Стартует показ второго сезона ситкома «Бастық боламын»

Сценарий сериала написал Ерлан Касымжанулы

Brod.kz

Премьера второго сезона сериала «Көзайым»

Показ мелодрамы пройдет на телеканале «Казахстан»

Brod.kz

Аскар Бисембин рассказал о фильме «Больше, чем кино»

Режиссер признался, что любит истории, вселяющие надежду 

Brod.kz

Мнения

30 Ноября

Штрихи к образу Лидера Нации в эпоху больших перемен

Казахстанское кино

06 Декабря

Первые кассовые сборы фильма «Логово»

Кассовые сборы с 30 ноября по 3 декабря 

Знай в лицо

Евгений Леонов

Актер

Виталий Канзычаков

Актер

Скотт Роза

Актер

Роберт Паттинсон

Актер

Альбина Ахметова

Сценарист

Федор Одиноков

Актер

Вадим Курчевский

Режиссер

Елена Шевченко

Актер