È

Горький «Шоколад»

Горький «Шоколад»

В казахстанском прокате стартует фильм французского режиссера и актера Рошди Зема «Шоколад». Главные роли исполняют Омар Си (получивший известность после «1+1») и внук Чаплина, мим, клоун и такой же, как и легендарный дед, актер комедийного плана Джеймс Тьерре. Фильм, по сути, является байопиком и рассказывает историю когда-то знаменитого в мире клоунады, но теперь несправедливо забытого тандема французских клоунов: белого европейца Футита и чернокожего Шоколада.

Легенда

То, что на рубеже XIX и XX веков творили французские клоуны, считается легендой, ведь они были революционерами: впервые два клоуна решили выступать вместе. Да, к тому же один из партнеров - чернокожий. В начале прошедшего столетия чернокожих боялись, их немногие знали и видели. А на манеже чужак в приличной одежде, разговаривает и понимает то, что ему говорят. Сегодня это верх неполиткорректности, но тогда это считалось нормой. И вот клоуны начинают выступать. Жорж Футит (Джеймс Тьерре) на закате карьеры, болеет идеей триумфального возвращения в мир цирка и ищет новые, оригинальные номера, которые могли бы поразить ценителей искусства. Стоит отметить, что зрителям представлен кризис не только в профессиональной жизни Жоржа, но и в мире клоунады – зрелище переживает падение, люди тянутся к другим аттракционам, а братья Люмьер изобрели кинескоп. Несчастный Футит встречает Рафаэля Падилью, выступающего на тот момент под дурацким псевдонимом и пугающего людей, притворяясь африканским людоедом. Белый клоун быстро понимает, что тандем привлечет внимание: ведь таких дуэтов еще не было. И оказывается прав – артисты начинают пользоваться популярностью, их замечает директор большого парижского цирка и делает предложение, от которого клоуны, естественно, не отказываются! Деньги, слава, женщины: весь мир под ногами. Но линия фильма идет по нисходящей и обретает все более темные тона, так как начинаются проблемы…

В настоящей жизни история очень прозаическая. Да, была невероятная слава, но судьба не столь драматична. В фильме же все гиперболизировано. Судьбы клоунов драматизированы, взлеты и падения (как в личной жизни, так и в профессиональной) ошеломительные и сокрушительные. За неимением материала, основываясь на легенде, сценаристы выдумали новую историю. Переплели реальность и выдумку. И это чувствуется: в некоторых моментах фальшь и искусственность, вырываясь, портят эмоциональную фокусировку. Фальшь начинается с самих номеров (не понять нам чувство юмора публики того времени) и тянется до проблем главных героев.

Проблемы идентичности

Герои истерзаны мыслью, что они не те, кем на самом деле являются. Рафаэля мучит принадлежность к чернокожим: он стыдится своей «второсортности» и роли глупого негра, над которым издевается белый. Это все, конечно, несерьезно, и только для публики (Жорж в реальной жизни интеллигентный, тихий человек). Но играть роль на протяжении почти десяти лет, «когда тебя бьют по заднице каждый вечер», Шоколаду становится противным. И некогда с радостью принятый им псевдоним начинает раздражать. Как раз в это время клоун знакомится с чернокожим бойцом за права угнетаемых французскими властями. В ленте он показывается немного шаблонно: интеллектуал, носящий очки и читающий Шекспира и Вольтера, в фильме оказывает немалое влияние на Рафаэля, впоследствии разрывающего контракт с цирком, после чего судьба героя идет по наклонной, и история заканчивается трагически. Фраза «от судьбы не убежишь» – трюизм, но эта банальная истина и есть история Шоколада. В поисках пути он теряет себя и оказывается чужим и для чернокожих и для европейцев.

История остальных героев темна и не раскрывается полностью. Даже личность Жоржа Футита не показывается должным образом, не говоря уже о второстепенных героях, вроде возлюбленной или знакомых Шоколада. Они движутся, не касаясь чувств зрителей.

Вокруг жанра и шоколада

«Шоколад» – не самый выдающийся байопик. Да и Омар Си здесь не в первых рядах галереи лицедеев. В новом фильме он, в основном, в том же амплуа, что и в «1+1»: играет партнера белого европейца, друга и соратника интеллигентного человека. Если его партнеры, европейцы, все время рефлексируют и страдают, то он символизирует саму жизнь, с ее радостями и чистотой. Смех и гримасы он показывает хорошо, изящно. А вот драматическая линия актёрской игры, похоже, не из самых сильных сторон французской звезды кино, впрочем, дальнейшие роли покажут…

В картине есть все составные хорошего фильма – драматическая история, богатые и качественные декорации, неплохие актеры, чувствуется немалый бюджет. Но все же чего-то не хватает: в некоторых местах - режиссуры, в некоторых элементах – сценария, завершенности и продуманности, изящества, тонкости и вкуса. Некоторые сцены сделаны топорно и прямо. Жанр исторической биографической драмы не терпит таких оплошностей: если нет масштаба (во всех смыслах этого слова), то она теряет силу. И вся проблема в том, что масштаба этого и нет!

Но каким бы не был шоколад горьким, он все равно остается шоколадом: несмотря на технические и технологические минусы, в фильме чувствуется неуловимая эмоциональная смесь, состоящая из тоски, смеха и слез. Иногда сквозь слезы пробивается смех, иногда - наоборот. Картина дышит, вибрирует и волнует. А такие чувства и такие свойства дорогого стоят. И уж точно стоят того, чтобы пойти и посмотреть – попробовать этот горький шоколад.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

27 Июля, 2016

Реальная легенда

Рецензия на биографический фильм братьев Джеффа и Майкла Цимбалистов «Пеле: Рождение легенды» 

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Апреля, 2017

«Бiр сен үшін»: Моя вторая мама

Рецензия на фильм «Бiр сен үшін» («Ради тебя»)

Brod.kz

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Дарья Петрова

Актер

Анна Глазкова

Актер

Александр Люткевич

Режиссер

Евгений Миронов

Актер

Елена Яковлева

Актер

Александр Баширов

Актер

Святослав Ушаков

Актер

Сергей Юшкевич

Актер