Горький «Шоколад»

Горький «Шоколад»

В казахстанском прокате стартует фильм французского режиссера и актера Рошди Зема «Шоколад». Главные роли исполняют Омар Си (получивший известность после «1+1») и внук Чаплина, мим, клоун и такой же, как и легендарный дед, актер комедийного плана Джеймс Тьерре. Фильм, по сути, является байопиком и рассказывает историю когда-то знаменитого в мире клоунады, но теперь несправедливо забытого тандема французских клоунов: белого европейца Футита и чернокожего Шоколада.

Легенда

То, что на рубеже XIX и XX веков творили французские клоуны, считается легендой, ведь они были революционерами: впервые два клоуна решили выступать вместе. Да, к тому же один из партнеров - чернокожий. В начале прошедшего столетия чернокожих боялись, их немногие знали и видели. А на манеже чужак в приличной одежде, разговаривает и понимает то, что ему говорят. Сегодня это верх неполиткорректности, но тогда это считалось нормой. И вот клоуны начинают выступать. Жорж Футит (Джеймс Тьерре) на закате карьеры, болеет идеей триумфального возвращения в мир цирка и ищет новые, оригинальные номера, которые могли бы поразить ценителей искусства. Стоит отметить, что зрителям представлен кризис не только в профессиональной жизни Жоржа, но и в мире клоунады – зрелище переживает падение, люди тянутся к другим аттракционам, а братья Люмьер изобрели кинескоп. Несчастный Футит встречает Рафаэля Падилью, выступающего на тот момент под дурацким псевдонимом и пугающего людей, притворяясь африканским людоедом. Белый клоун быстро понимает, что тандем привлечет внимание: ведь таких дуэтов еще не было. И оказывается прав – артисты начинают пользоваться популярностью, их замечает директор большого парижского цирка и делает предложение, от которого клоуны, естественно, не отказываются! Деньги, слава, женщины: весь мир под ногами. Но линия фильма идет по нисходящей и обретает все более темные тона, так как начинаются проблемы…

В настоящей жизни история очень прозаическая. Да, была невероятная слава, но судьба не столь драматична. В фильме же все гиперболизировано. Судьбы клоунов драматизированы, взлеты и падения (как в личной жизни, так и в профессиональной) ошеломительные и сокрушительные. За неимением материала, основываясь на легенде, сценаристы выдумали новую историю. Переплели реальность и выдумку. И это чувствуется: в некоторых моментах фальшь и искусственность, вырываясь, портят эмоциональную фокусировку. Фальшь начинается с самих номеров (не понять нам чувство юмора публики того времени) и тянется до проблем главных героев.

Проблемы идентичности

Герои истерзаны мыслью, что они не те, кем на самом деле являются. Рафаэля мучит принадлежность к чернокожим: он стыдится своей «второсортности» и роли глупого негра, над которым издевается белый. Это все, конечно, несерьезно, и только для публики (Жорж в реальной жизни интеллигентный, тихий человек). Но играть роль на протяжении почти десяти лет, «когда тебя бьют по заднице каждый вечер», Шоколаду становится противным. И некогда с радостью принятый им псевдоним начинает раздражать. Как раз в это время клоун знакомится с чернокожим бойцом за права угнетаемых французскими властями. В ленте он показывается немного шаблонно: интеллектуал, носящий очки и читающий Шекспира и Вольтера, в фильме оказывает немалое влияние на Рафаэля, впоследствии разрывающего контракт с цирком, после чего судьба героя идет по наклонной, и история заканчивается трагически. Фраза «от судьбы не убежишь» – трюизм, но эта банальная истина и есть история Шоколада. В поисках пути он теряет себя и оказывается чужим и для чернокожих и для европейцев.

История остальных героев темна и не раскрывается полностью. Даже личность Жоржа Футита не показывается должным образом, не говоря уже о второстепенных героях, вроде возлюбленной или знакомых Шоколада. Они движутся, не касаясь чувств зрителей.

Вокруг жанра и шоколада

«Шоколад» – не самый выдающийся байопик. Да и Омар Си здесь не в первых рядах галереи лицедеев. В новом фильме он, в основном, в том же амплуа, что и в «1+1»: играет партнера белого европейца, друга и соратника интеллигентного человека. Если его партнеры, европейцы, все время рефлексируют и страдают, то он символизирует саму жизнь, с ее радостями и чистотой. Смех и гримасы он показывает хорошо, изящно. А вот драматическая линия актёрской игры, похоже, не из самых сильных сторон французской звезды кино, впрочем, дальнейшие роли покажут…

В картине есть все составные хорошего фильма – драматическая история, богатые и качественные декорации, неплохие актеры, чувствуется немалый бюджет. Но все же чего-то не хватает: в некоторых местах - режиссуры, в некоторых элементах – сценария, завершенности и продуманности, изящества, тонкости и вкуса. Некоторые сцены сделаны топорно и прямо. Жанр исторической биографической драмы не терпит таких оплошностей: если нет масштаба (во всех смыслах этого слова), то она теряет силу. И вся проблема в том, что масштаба этого и нет!

Но каким бы не был шоколад горьким, он все равно остается шоколадом: несмотря на технические и технологические минусы, в фильме чувствуется неуловимая эмоциональная смесь, состоящая из тоски, смеха и слез. Иногда сквозь слезы пробивается смех, иногда - наоборот. Картина дышит, вибрирует и волнует. А такие чувства и такие свойства дорогого стоят. И уж точно стоят того, чтобы пойти и посмотреть – попробовать этот горький шоколад.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

17 Сентября, 2015

Сделано в Казахстане

17 cентября 2009 года в прокат вышел последний фильм Эльдора Уразбаева «Прыжок Афалины».

Flyin_Hi

Рецензии

7 Декабря, 2016

«28 панфиловцев» - учебник о войне для поколения «next»

Рецензия на фильм «28 панфиловцев»

Brod.kz

Рецензии

14 Ноября, 2016

Это всего лишь идеальное кино!

Рецензия на фильм Ксавье Долана «Это всего лишь конец света»

Brod.kz

Рецензии

12 Октября, 2015

Спасение придет

Рецензия на фильм «Марсианин».

Flyin_Hi

Выбор Бродвея

08 Марта

10 женских кинопортретов в отечественном кино

Мировое кино

19 Марта

В фильме Кристофера Нолана «Дюнкерк» использовали советскую технику

В картине засветился самолет Як-52

Знай в лицо

Габит Мустафа

Актер

Николай Пак

Продюсер

Айнур Ильясова

Актриса

Константин Стрельников

Актер

Серик Абишев

Продюсер

Жанель Макажанова

Актриса

Абильтай Кастеев

Оператор – постановщик

Алексей Пантелеев

Актер