È

Как дружат в казахстанском кино

Как дружат в казахстанском кино

Дружба – понятие сложное и весьма многоплановое, соединяющее особенные элементы человеческой натуры. Один из древнейших видов межличностных отношений тесно переплетен с историей бытия и развивался, видоизменялся, усложнялся параллельно с нравственными категориями. В современном мире, где царствуют скорее личные выгоды и материальные ценности, почва под приятельством смывается, люди закрываются, зацикливаются на себе, на проблемах, не доверяя мысли и переживания другим. Настоящей дружбы все меньше, но сама тема была и остается особенной в истории искусства. Создано огромное количество кинолент про дружбу. От «Огней большого города» Чаплина и «Волшебника страны Оз» Виктора Флеминга, до картин «Достучаться до небес» Томаса Яна и «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. Каждая лента по-своему отображала и добавляла новые оттенки на эту тематику. А какова история дружбы у нас? Предлагаем ярчайшую подборку «приятельского» кино во всех его проявлениях.

Кадр «Войско Мын бала»

То, что казахи с древних времен славились доброжелательностью всем хорошо известно. Дружба для народа до сих пор значит много, ведь в суровых степях и тяжёлых условиях взаимопомощь часто спасала жизни людей, а-то и целых сел. В войнах, сопровождавших регион веками, дружба становилась неким талисманом или оберегом, ведь цена человеческой жизни была высока. Об этом и рассказывает фильм Акана Сатаева «Войско Мын бала», события которого разворачиваются в восемнадцатом веке – в переломную эпоху казахской истории, когда шли кровопролитные войны с джунгарами. Дружба между Сартаем и Таймасом скреплена многими вещами, но в первую очередь юных воинов объединяет подготовка к битве, где решится судьба и будущее. Картина включает разные сюжетные линии, в том числе и любовь, и вопросы земли, и судьбу народа. Но история с друзьями показана достоверно и занимает свое место.

Кадр «Подарок Сталину»

В тяжелое время начала двадцатого века, когда все мыслимые и немыслимые беды обрушились на голову поколений, казахи не забывали о дружбе: приютили переселенных немцев, чеченцев, корейцев. Эти события нашли отображение в нескольких фильмах казахстанского производства, и ярче всего были показаны в фильме Рустема Абдрашева «Подарок Сталину», повествующем о репрессиях в конце сороковых годов сквозь призму трогательной дружбы между еврейским мальчиком Сабыром (Саша) и одиноким стариком Касымом. Оба потеряли близких: родителей Саши арестовали и репрессировали, а Касым лишился родных во время голода. Волею случая старик спасает мальчика. Фильм вызывает многие эмоции, но все наполнены светлой аурой дружбы, доверия и помощи. Удивительная история показана на многих смотрах и кинофестивалях, и где бы ее ни смотрели, она всегда вызывала слезы и сочувствие.

Кадр «Лютый»

Во время великого голода цена скота была не ниже человеческой души. Все оберегали животных. Появились особые отношения между человеком и природой, временами принимавшими самые разнообразные формы. Люди вспоминали древние поверья, оставшиеся со времен, когда следовали тенгрианству и тотемизму. Придалась сакрализации фигура волка. Писатели-классики фантазировали и писали сочинения на эту тему. Ярким образцом стал рассказ Мухтара Ауэзова «Серый Лютый». По мотивам небольшого шедевра Толомуш Океев в 1973 году снял фильм «Лютый», где была показана странная дружба между мальчиком Курмашем и волком, бывшая сначала чистой, возможной и искренней, но завершившаяся трагедией. Ставшая классикой казахстанского кинематографа лента лишний раз доказала, что дружба между человеком и дикой природой невозможна, хоть и кажется вполне реальной и местами даже красивой.

Кадр «Прощай, Гульсары!»

То ли дело - лошади. С ними у казахов (и вообще у многих тюркских народов) особые отношения. Им посвящены литературные произведения высокого художественного уровня: поэмы («Кулагер» Джансугурова), песни, сказки, легенды. Смело можно сказать, что лошади стали настоящими друзьями батыров, воинов, ханов. Именно такую странную, нечеловеческую, но нормальную для нашего бытия дружбу ярко показал Ардак Амиркулов в картине 2008 года «Прощай, Гульсары!». Одноименная экранизация повести Чингиза Айтматова раскрыла метафорическую историю нелегкой судьбы киргизского крестьянина Танабая и жизни его коня, буланого иноходца Гульсары.

Кадр «Наш милый доктор»

В советское время было много светлых, добрых и искренних фильмов про извечные темы. В том числе и культовая лента Шакена Айманова «Наш милый доктор» (1958 года), где дружба всеобъемлюща. Фильм-концерт и классика нашего кино повествовал о сотрудниках санатория, решивших порадовать местного доктора, Анатолия Лаврова, и отпраздновать день его рождения. Картина запечатлела многих звезд эстрады, театра, кино и навеки сохранила давно исчезнувшую Алма-Ату пятидесятых годов, где не было чужих, и все были друзьями.

Кадр «Меня зовут Кожа»

Через шесть лет на экраны вышел легендарный фильм Абдуллы Карсакбаева «Меня зовут Кожа», ставший эталонным фильмом про дружбу. Впрочем, и про любовь, и про взросление, и про детство. Историю казахского паренька по имени Кожа и его приключений (точнее злоключений) знают, наверное, все. Рассказывать ее не надо, ведь ленту показывают почти в каждый праздник, по поводу и без. Карсакбаев снял немало картин про дружбу детей: «Путешествие в детство», «Эй, вы, ковбои!», «Алпамыс идет в школу». Рассказанные им трогательные истории навеки останутся в сердцах зрителей.

Кадр «Балкон»

На смену классикам-шестидесятникам во времена перестройки пришли представители «казахской новой волны». Эстетика киноэкрана изменилась, кинематограф «проветрился», замелькали новые лица и имена, фильмы стали жёстче. Легковесная (как на тот момент казалось) тема дружбы отошла на второй план. Но все же в некоторых фильмах мелькали мотивы приятельских взаимоотношений. Яркий пример – картина Калыкбека Салыкова «Балкон». Она стилизована под события пятидесятых годов, но передана способами нового кино, царящими на тот момент в мастерской Сергея Соловьева (откуда и вышла почти вся «новая волна»). Натурализм, жизненная тематика, непрофессиональные актеры и многие другие приемы, благодаря использованию которых и прославился наш кинематограф на западных кинофестивалях. Фильм повествует о дворовых ребятах в послевоенные годы. Друзья Султан и Евгений вместе проводят время (особенно любят ничегонеделание на балконе), дерутся, становятся свидетелями разных жизненных ситуаций. На первый взгляд праздная и нормальная жизнь скрывает сложные драматические мотивы, где переплетаются потаенные обиды, раны детства, следы только что прошедшей войны. Показана боль детей войны, нерв того поколения. И все через призму дворовой дружбы, с помощью историй пацанов, поклявшихся, что навеки будут помнить друг друга.

Кадр «Рэкетир»

В девяностые годы фильмов было мало. А про дружбу и вовсе не было. Но в те «лихие» времена, отношения начали приобретать новые формы. Появилась «братская» дружба, когда бандитов скрепляла криминальная группировка или же одинаковое мировосприятие, заключавшееся в одной простой фразе: «либо ты, либо тебя». Фильм Акана Сатаева «Рэкетир» (2007 года) хорошо и показательно отобразил время, состояние и странный вид «друзей». История про Саяна и Руслана сконцентрировала миллионы судеб по всей стране. Новообразованные рэкетиры клялись, что будут стоять до конца, что будут защищать друг друга и отстаивать приоритеты группировок. Многие погибли, затерялись во мраке времени, но бандитская романтика скрепила немало душ.

Кадр «Нежданная любовь»

Девяностые годы прошли, и настала более стабильная эпоха. Люди начали жить спокойнее, но, как ни странно, с доброжелательностью и дружбой в наши времена сложно. Может, население окончательно живет по закону конкуренции? Вполне может быть, но то, что светлых и искренних фильмов стало меньше – это точно. Фильмов про дружбу между молодыми людьми, гражданами, родившимися уже в независимой стране, почти нет. Остается только дружба стариковская, ностальгическая. Как в фильме Сабита Курманбекова «Нежданная любовь», где дружат три старика. Один из них, Калтай, решает жениться. И два его друга помогают в нелегком деле. Радостный, веселый, местами грустный фильм рассказывает о жизни и жителях аула, о вечных ценностях.

Дружба – вне времени. У каждого поколения свое представление о ней, свои критерии. И, покуда на Земле существуют люди, будет существовать и дружба. История казахстанского кино пишется на наших глазах. Будут еще рассветы и торжество кинематографа. И с полной уверенностью можно сказать, что там непременно найдется место и для фильмов о дружбе.

 

Баглан Кудайберлиев

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Елена Полянская

Актер

Александр Аверков

Актер

Евгения Жукович

Актер

Руслан Чернецкий

Актер

Джая Бхаттачария

Актер

Шамин Маннан

Актер

Мохит Малик

Актер

Шьям Шарма

Актер