È

Казахстанские киноманы - о лучших фильмах XXI века

Казахстанские киноманы - о лучших фильмах XXI века

Александр Медведев, Ернар Бекенов, Аманжол Смагулов, Болат Кисамбаев и Жанкелди Омиралиев рассказывают о лучших фильмах этого века.


Александр Медведев

Разумно было бы трезво оценить художественную ценность выбранных мной фильмов и сделать другой список – с оглядкой на регалии, кассу, критику, масштабы и прочее. Но, поскольку этот список, ни на что в любом случае не повлияет, ограничусь картинами, оказавшими большое влияние лично на меня.

 

«Моя девушка – монстр» (Начо Вигалондо, 2017)

Идея абсурдной и ироничной, так и не определившейся с жанровой принадлежностью драмы о борьбе с собственными демонами, конечно, уступает хулиганской «Временной петле» и даже спорному экспериментальному десктоп-триллеру «Открытые окна», но в плане реализации своей безумной задумки автор явно поднялся на новый уровень. Возможно, тут помогли и голливудские звезды, и сравнительно большой бюджет, но очевидно, что Вигалондо вырос и не собирается останавливаться.

 

«Руины прошлого» (Джереми Сольне, 2013)

Малобюджетная драма о мести, профинансированная через краудфандинг. История давней вражды между двумя американскими семьями, в которой уже непонятно кто начал первым, но последнее слово каждый хочет оставить за собой. Камерно и напряженно, без лишних слов и действий. Безупречная режиссура.

 

«Наказание» (Джозеф Кан, 2011)

В свое время эта молодежная комедия с временными петлями, высмеивающая всевозможные тропы подростковых драм, ромкомов и фильмов о тайм-трэвеллинге, прошла незаметно. Но со временем маленький шедевр клипмейкера Джозефа Кана оброс фанбазой и обрел культовый статус. Своеобразный «Донни Дарко» 2010-х, в чем-то повторивший судьбу предшественника, но при этом не испытывающий таких проблем с нарративом и обладающий множеством граней и тонов, раскрывающихся с каждым новым просмотром.

 

«Батарейка» (Джереми Гарднер, 2012)

Безбюджетная драма о дружбе и выживании в постапокалиптическом мире. Два друга путешествуют по стране в поисках других выживших, припасов и батареек для умирающего CD-плеера – единственной вещи, напоминающей о прошлой жизни.

 

«Любимые» (Шон Бирн, 2009)

Австралийский камерный хоррор о нелюдимой девочке-подростке, любящем отце-психопате и отказавшем в свидании недальновидном однокласснике. Наивно и просто, но при этом достаточно изобретательно и жестоко. Ничего лишнего.

 

«Бубба Хо-Теп» (Дон Коскарелли, 2002)

Хулиганская хоррор-комедия об умирающем Элвисе, которому нужно спасти мир от древнего зла. Дон Коскарелли, создавший легендарный «Фантазм», в отличие от коллег-ветеранов, давно не эксплуатирует свое наследие, а продолжает делать актуальное, оригинальное и неглупое кино. Комедийный ужастик с великим Брюсом Кэмпбелом в роли Короля о жажде жизни и поисках своего призвания – лучший из примеров.

 

«Примесь» (Шейн Каррут, 2013)

К этому фильму применили все существующие в современном независимом кино ярлыки, что, тем не менее, не делает его хуже. Фантастическая история о любви как части сложного природного механизма, не поддающегося контролю, поставленная Шэйном Кэррутом, сюжетно не так запутана, как его дебютный «Детонатор», но простота конструкции компенсируется неприкрытой аллегоричностью и сложным символизмом.

 

«Драка в блоке 99» (С. Крейг Залер, 2017)

Стилизация под рядовой тюремный эксплотейшн 1970-х сюжетом и характерами не удивит, но присущие жанру элементы здесь настолько гипертрофированы, а действия нарочито абсурдны, что история о неугомонном и принципиальном зеке, ставящем на уши тюремную мафию, превращается из эксперимента по стилизации, в серьезное высказывание на тему насилия и жестокости. Отдельного упоминания заслуживает музыкальное сопровождение, состоящее из фанка и соула сорокалетней давности.

 

«Воспоминания об убийстве» (Пон Джун Хо, 2003)

Неторопливый южнокорейский детектив Пона Джун-хо, основанный на материалах нераскрытого убийства двух женщин, произошедших в 80-х годах прошлого века. Двое детективов - столичный и провинциальный - гоняются за монстром, но находят его каждый в самом себе. Сон Кан-хо, как всегда, неподражаем.

 

«Сан Джуниперо» (сериал «Черное зеркало», 2016)

Пусть это и с трудом можно назвать полноценным фильмом, но лучше я пока ничего не видел. В этом десятилетии точно. Мастерски сыгранная и стилизованная часть вселенной «Черного зеркала» о поисках любви в виртуальном мире. Эпизод, родившийся в голове Чарли Брукера при прослушивании песни Heaven is a Place on Earth Белинды Карлайл, талантливо поставленный Оуэном Харрисом, стал единственным в альманахе, у которого есть свой, довольно обширный фан-клуб. И в этом нет ничего удивительного.

 

Аманжол Смагулов

Список будет попсовый. Я смотрел всякие «Любовные настроения», «Кирпичи» и «Священные моторы» – не обижайтесь, классное кино, но смысл таких списков поделиться тем, что запало в душу. Мой основной критерий – пересматривал ли я фильм больше трех раз и открывал ли для себя что-то новое каждый просмотр. Это показывает глубину фильма. Прям как с картиной - каждый раз, как смотришь на нее, видишь новые детали, эмоции, краски.

 

«Фанатик» (Стивен Фрирз, 2000)

Лучший фильм про отношения и музыку. Кажется, у всех было время, когда это были неотъемлемые половинки чего-то одного. После этого фильма Джон Кьюсак - мой любимый актер.

 

«Безумный Макс: Дорога ярости» (Джордж Миллер, 2015)

Экшн в этом фильме легко заменит пословицу про то, на что можно смотреть вечно. Если нет огня и воды, смотрите «Безумного макса».

 

«Бесподобный Мистер Фокс» (Уэс Андерсон, 2009)

Анимация - мой любимый жанр. Мне вообще кажется это вверх кинематографа. Фокса я смотрел раз 10 – никогда не надоедает.

 

«Мюнхен» (Стивен Спилберг, 2005)

Это самый лучший фильм Спилберга вне жанра фантастики наравне со «Списком Шиндлера». Нужно быть садистом, чтобы пересматривать «Мюнхен», конечно, но в нем идеально все.

 

«Типа Крутые Легавые» (Эдгар Райт, 2007)

Лучшая комедия 21 века. Точка.

 

«Старикам тут не место» (братья Коэн, 2007)

Нельзя без Коэнов в списке. Можно вообще только из их фильмов составить топ, но если выбирать один, то «Старикам тут не место» – это кино на века.

 

«Дитя человеческое» (Альфонсо Куарон, 2006)

Я обожаю жанр фантастики, и он настолько широк, что выбирая одно, понимаешь: «ну как можно сравнивать «Дитя человеческое» с новой трилогией «Планета обезьян», а? Оба же - потрясное кино!». Поэтому я просто ткнул пальцем в свой шорт-лист.

 

«Зодиак» (Дэвид Финчер, 2007)

А этот фильм Финчера запросто можно назвать лучшим фильмом 21 века. Это где-то, конечно, американские «Воспоминания об убийстве», но давайте назовем оба фильма лучшими, и тогда никто не обидится.

 

«Пожары» (Дени Вильнев, 2010)

Я сказал, что «Мюнхен» пересматривать больно и сложно, но «Пожары» смотреть во второй и третий раз (больше я не могу), зная финальный твист – это сердце в клочья.

 

«Темный Рыцарь» (Кристофер Нолан, 2008)

После десяти просмотров, я вижу много того, что в Бэтмене сделано отвратительно. Но это тот случай, когда один актер крадет все представление и остальное не важно. Комиксы - самый популярный жанр 21 века, sorry guys, нельзя не выделить один фильм. Пускай и самый заезженный, но я его люблю.

 

Болат Кисамбаев

 

«Отрочество» (Ричард Линклейтер, 2014)

История взросления мальчика, снятая в течение 12 лет: от первого дня в школе до первого дня в колледже. Удивительный киноэксперимент, снимавшийся практически без сценария и на ходу, взгляд на целую эпоху нулевых, также затрагивающий проблемы отцов и детей, взросление и восприятие мира со стороны ребенка, подростка и юноши.

 

«Социальная сеть» (Дэвид Финчер, 2010)

История создания самой главной социальной сети на планете, поданная в разговорном ключе. Абсолютно режиссерское кино, которое не выстрелило бы с другим постановщиком, сценарий за авторством Соркина также достоин упоминания.

 

«Она» (Спайк Джонз, 2013)

Один из лучших фильмов о расставании (наряду с «500 дней лета» и «Ла-Ла Лендом»), как ни странно, повествует о любви между человеком и ИИ. Чувственный романтичный, красиво снятый в мягких тонах, каждый кадр которого просто хочется распечатать. Это не безумие и даже не научная фантастика, а наше недалекое будущее.

 

«Мастер» (Пол Томас Андерсон, 2012)

Чувственный, медитативный фильм о поиске себя, Боге и религии.

 

«Старикам тут не место» (братья Коэн, 2007)

Одна из лучших работ братьев Коэн, один из лучших злодеев в кино.

 

«Типа крутые легавые» (Эдгар Райт, 2007)

Единственная комедия в данном топе, но зато какая! Гениальнейший иронический стеб и пародийный боевик. Лучший представитель жанра бадди-муви, высмеивающий все клише жанра и превратившийся в нечто большее. Динамичный ритм, британский колорит и самый настоящий качественный черный юмор.

 

«Поймай меня, если сможешь» (Стивен Спилберг, 2002)

Авантюрный байэпик об американском «Остапе Бендере» второй половины двадцатого века и игра в “кошки-мышки”, разворачивающаяся на протяжении всей картины.

 

«Олдбой» (Пак Чхан Ук, 2003)

Лучший южно-корейский триллер, история о жестокости, насилии, а также притча о мести во всех ее проявлениях.

 

«Малхолланд драйв» (Дэвид Линч, 2001)

Фильм-сон, фильм-головоломка, фильм-спектакль и ода всей киноиндустрии современного Голливуда.

 

«Помни» (Кристофер Нолан, 2000)

Тот самый случай, когда форма полностью превалирует над содержанием. Фильм, идущий наоборот, ставший визитной карточкой режиссера и открывший дорогу в Голливуд. А концовка (которая на самом деле является началом фильма) вызывает многочасовые споры и обсуждения до сих пор. Запутанный триллер о том, можно ли верить воспоминаниям, их восприятию и интерпретациям. Фильм-пазл, который с каждым следующим просмотром все интереснее собирать, ведь ты находишь новые детали. Это ли не магия кино?

 

Жанкелди Омиралиев

 

«Нью-Йорк, Нью-Йорк» (Чарли Кауфман, 2008)

Самое печальное кино на свете. Вселенская грусть, тоска, боль, неоправданные надежды и непонятая жизнь – все как мы любим. Гениальный Чарли Кауфман и великолепная работа Филиппа Сеймура Хоффмана – одного из лучших актеров своего поколения.

 

«Стыд» (Стив МакКуин, 2011)

Самое душераздирающее кино на свете. Волнующий, пугающий точный портрет одиночества в современном мире. Фильм, открывший всем невиданный талант Майкла Фассбендера и утвердивший режиссера фильма Стива МакКуина в качестве одного из главных художников современности.

 

«Социальная сеть» (Дэвид Финчер, 2010)

Самое точно выверенное кино на свете. Идеальный во всех смыслах. Ни убавить, ни прибавить – ни одной лишней сцены, ни одного ненужного жеста. Все на месте, все работает. Такое кино умеет делать только Финчер.

 

«Мастер» (Пол Томас Андерсон, 2012)

Самое непонятное кино на свете. Вы его не поймете, но все равно будете продолжать смотреть. С каждым разом он будет казаться вам другим. Глубоко личная, невозможно прекрасная картина о Боге, религий и поиске себя. Дуэт Хоакина Феникса и Филиппа Сеймура Хоффмана – это что-то с чем-то.

 

Трилогия «Властелин колец» (Питер Джексон, 2001-2003)

Вообще удивлен его отсутствию у других. Я люблю фэнтези и мир Средиземья, я люблю величественные истории и Братство кольца навсегда в моем сердце. Все бы отдал, лишь бы посмотреть всю трилогию на большом экране.

 

«На обочине» (Александр Пэйн, 2004)

Самое смешное кино на свете. Просто, понятно и со вкусом – настоящая жизнь, как она есть. Пол Джаматти, как всегда, великолепен и вообще там все прекрасно – начиная веселым сценарием и заканчивая яркой игрой актеров.

 

«Безумный Макс: Дорога Ярости» (Джордж Миллер, 2015)

Самый лучший экшн на свете. Самый лучший звук, самый безумный адреналин, самый настоящий драйв и самые прекрасные два часа в кинотеатре.

 

«После прочтения сжечь» (братья Коэн, 2008)

Самое идиотское кино про идиотов, но абсолютно гениальное. Все мы идиоты, и Коэны понимают это лучше всех в мире.

 

«Пляж» (Дэнни Бойл, 2000)

Один из самых солнечных фильмов на свете. Люблю я летние фильмы, что поделать. Атмосфера, пейзажи и самое главное бесподобная музыка.

 

«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (Эндрю Доменик, 2007)

Самое красивое кино на свете. Величественное, монументальное, невообразимо прекрасное. Настоящая поэма. Каждый кадр, каждая музыка, каждое слово достойно отдельного внимания. Один из непризнанных шедевров.

 

Ернар Бекенов

 

«Унесённые призраками» (Хаяо Миядзаки 2001)

Әдетте бойыңды бір уақытта билеген сезімдер деңгейі бірдей шамада болмайды. Бәрібір біреуінің әсері басым болады. Енді ойлаңыз: бұл мультфильм сол екі сезімді – үрей мен құмарлықты қатар ұстап тұрады.

 

«Апокалипсис» (Мэл Гибсон, 2006)


Картина адамзаттың бастапқы күйін көз алдыңа әкеледі. Сөзі аз, бәрін дерлік қимылмен тәпсірлеген кинокартина. Екі әлемнің түйіскен тұсына куә болу – кез-келген көрермен үшін сирек те ғажайып көрініс.

 

«Бесславные ублюдки» (Квентин Тарантино, Элай Рот, 2009)


Тарихты бұрмалады деп айыптағандарды көрдім. Көп адамдар дерекке жабысып қалады да, түпкі ойы мен мәніне назар аудармайды. Білмеймін, бұл фильмді қалай жек көруге болады. Ең бірінші көрініс - француз фермері мен неміс офицерінің диалогының өзі бөлек туындыға татиды.

 

«Боец» (Дэвид О. Расселл, 2010)


Басты рөлдерді сомдаған актерлерді де, олардың образдарын да максималды түрде ашып берген картина. Спорт драмасы деп айтқанымен, бұл бірінші кезекте үлкен драма. Таңдау жасаудың қиындығын, мүдделес бола білудің маңыздылығын тәпсірлейтін биік кино.

 

«Полночь в Париже» (Вуди Аллен, 2011)

Өзімді интеллектуалға жатқызбаймын, бірақ интеллектуал кино түсіретіндерді бәрінен жоғары қоямын. Әсіресе, режиссер өз жұмысы арқылы адамзат пен белгілі бір заманға құрметін көрсетсе, тіптен сыйлап кетемін. Ондай кездерде фильмнің көркемдігі мен техникалық тұстары жайына қалады. Тарихи тұлғалар қауқылдасып, бір-бірімен пікір таластырып жатса, мұндай киноны қалай ғана көрмейсің?

 

«Ранго» (Гор Вербински, 2011)


Қатысқан актерлердің дауысы ғана емес, ойыны да көрініп тұратын бірден-бір мультфильм шығар. Ескі Голливудқа зор құрмет сезілетін, астары мен ойы терең дүние.

 

«Омерзительная восьмерка» (Квентин Тарантино, 2015)


Тарантино мен сүбелі диалог - егіз ұғымдар. Адамзаттың кино тарихы туралы оқулыққа енуі тиіс фильм деп есептеймін. Бұл жерде бәрі бар және артық ештеңе жоқ: елітіп әкететін сюжет және диалог, әдемі кадр, мағыналы дыбыс, орнымен берілген жарық, сан алуан типаж, сюжеттің бірізділігі және осының барлығын тұздық қосып жеткізетін - музыка!

 

«Капитан Фантастик» (Мэтт Росс, 2016)


Көтерген тақырыбы адамдардың өміріне араласуды өз міндеті санайтын ток-шоуларға біраз рейтинг жинап берер еді. Фильм көрерменге екі түрлі ой салады: бір жағынан басты кейіпкердің уәжіне қосылып, оның істерін қолдасаң, екінші жағынан бұлай жасауға да болмайтынын түсініп тұрасың. Дегенмен, соңғы 30-40 жылдан бері қоғамдық институттар мен құрылымдар қалыптастырған жалпыға ортақ ұстанымдарды қайта қарауға итермелейді. Тағы бір айта кететін нәрсе - кино көрерменін ештеңеге үгіттемейді, ештеңеге үйретпейді, ненің дұрыс, ненің бұрын екенін айтпайды. Бәрін тек көрерменнің төрелігіне қалдырады.

 

«Логан» (Джеймс Мэнголд, 2017)


Кинокомикс жанрын басқаша формада да ұсынуға болады екен. «Логанды» «Х-адамдар» киноғаламының кезекті эпизоды деп емес, жеке дара туынды ретінде қарастыруды ұсынамын. Сондай-ақ, мұны Джеймс Мэнголдтың авторлық жұмысы деп те қабылдауға болады. Бұл суперқаһарманның емес, көпті көрген, асарын асап, жасарын жасаған, бүкіл өмірін күреске арнап, қызық көрместен өмірден өтіп бара жатқан қарияның оқиғасы. Күйініш пен өкініш бойын билеген, шарасы таусыла бастаған күрескердің соңғы тұяқ серпуі. Осы ракурстан алып қарағанда, мұны 2017 жылдың мықты фильмдерінің бірі дер едім. Өкініштісі сол - көпшілік Росомаханың төбелесін көруге барды.

 

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Мартин МакДона, 2017)


«Адам болып туғаннан кейін адам болып өмірден өту керек». Қазақтың осы қанатты сөзі фильмді сипаттауға дәл келетін секілді. Жіберіліп алған мүмкіндіктерді, қайғы мен өкінішті есіңе түсіретін, сондай-ақ болашаққа үмітпен қарауды, жақсылықтан күдер үзбеуді ескертетін тамаша туынды. Ашық финалы біраз адамды ойға қалдырып, талай талқыға себеп болды деп ойлаймын.

 

Жанкелди Омиралиев

 

 

 

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Мырзахмет

13 ноября 2018, 00:31

о да было крутое время

Рекомендуем

Мнения

15 Августа, 2018

Казахстанские кинокритики - о лучших фильмах XXI века

Мы любим кино, но еще больше мы любим списки, связанные с кино

Brod.kz

Мнения

18 Февраля, 2016

Минувший год в казахстанском кино: заключительная часть

Карим Кадырбаев подвёл итоги 2015 года. 

Aidana Mamayeva

Мнения

13 Января, 2016

2015 год в казахстанском кино. Часть 3

Заключительная часть киноитогов Карима Кадырбаева за 2015 год.

Flyin_Hi

Мнения

13 Февраля, 2018

Что нужно знать о супергероях Marvel?

Все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Brod.kz

Интервью

09 Июня

Тимур Сердалин: «В Казахстане растет талантливая плеяда молодых режиссеров»

Казахстанское кино

12 Июля

Создатели «Регистратора» снимают комедию «Красавчики до нашей эры»

Режиссер-постановщик картины – Медет Аманбаев

Знай в лицо

Мария Призван-Соколова

Актер

Мишель Уильямс

Актриса

Жозефин Каллиз

Актер

Бенедикт Вонг

Актер

Елена Казаринова

Актер

Арно Виард

Актер

Джеффри Томас

Актер

Деми Мур

Актриса