È

Коламбиа колледж Чикаго: первый казахстанский выпускник

Коламбиа колледж Чикаго: первый казахстанский выпускник

В этом году первый казахстанский студент окончил американский университет по специальности «Кинорежиссура». Зовут его Ахат Ибраев. Мы с ним повстречались в Амстердамском аэропорту, когда он летел домой, только что защитив диплом в Коламбиа колледж Чикаго. Для меня это была колоссальная новость, тем более, как уточнил Ахат, его университет готовит режиссеров только коммерческого кино. Я тут же начал его расспрашивать об учебе, а заканчивали мы интервью уже в Алматы, когда он начал работать на киностудии «Казахфильм».

- Ахат, как вы попали в Коламбиа колледж Чикаго?

- Сначала я два года обучался в штате Висконсин на факультете «Телевидение и кино». Будучи там, я решил идти только в сферу кино и перевестись в Коламбиа колледж Чикаго на специальность «Кинорежиссура». В 2005-м я туда поступил и получил президентскую стипендию «Болашак». Кое-какие предметы у меня перезачлись, поэтому я проучился там три года. Коламбиа колледж Чикаго является самой большой киношколой в мире, и ее выпускников готовят к работе в жестком мире шоу-бизнеса.

- Как там строится программа обучения для кинорежиссеров?

- Те, кто поступал на операторов, художников, звукорежиссеров, с первого года брали курсы строго по своей специальности. Только режиссеры должны были пройти курсы операторов, художников-постановщиков, сценаристов, монтажеров, то есть сначала нас обучали чисто техническим вещам. Одновременно мы изучали гуманитарные науки. Я брал курсы по философии, мифологии, политике, социологии, казалось бы, предметы, не связанные с кино. Особый акцент ставился на изучение западной философии и мифологии, потому что в основе многих западных фильмов стоят герои, укорененные в западной мифологии. То есть мы изучали поведенческие модели героев и связанные с ними классические сюжетные конструкции. Например, сначала герой покидает землю в поисках чего-то лучшего. В результате путешествия он учится и встречается с различными трудностями. Находясь не на своей земле, герой многое понимает о себе, о своей родине. Когда он возвращается, то либо происходит его падение, либо он использует накопленный опыт во благо своего народа или своего царства.

После теоретических курсов нам давали возможность делать театральные постановки. Педагоги нам говорили, что надо изучить взаимоотношения людей, а театр и драматургия в этом сильно помогают. Нам давали диалоговый лист, где не написано ни одного действия и непонятно, где находятся персонажи, мужчина это или женщина. Наша задача была придать этому диалогу действие, то есть сделать из этого пьесу. Мы придумываем, что действие происходит, скажем, в автобусе, вокруг много людей, что до этого герои попали в аварию, и сейчас при людях они выясняют отношения.

- Диалоговые листы были одинаковыми?

- Да, и каждый студент придумывает свою пьесу.

- Сколько человек училось у вас на курсе?

- Я уже говорил, что Коламбиа колледж Чикаго – самая крупная киношкола в мире. Поэтому на первый курс принимают порядка 1000 человек. Всего обучение длится 4 года – четырехлетний бакалавриат. К концу 2-го курса происходит серьезный отсев, уходит порядка 70-80% студентов. Потом еще отсеиваются люди. Наш курс окончили около 100 человек: среди них 15 режиссеров, 50 операторов, остальные – осветители, звукорежиссеры, художники, монтажеры, сценаристы и продюсеры.

- На основании чего происходит отсев и сколько стоит обучение в вашем колледже?

- Обучение стоит около 40 000 долларов США в год. А отсев происходит на основе творческого потенциала студентов, а если формально – то на основании оценок по классам. Нам приходилось очень много снимать курсовых работ. К примеру, за один класс, это полгода, мы снимали 4 короткометражки, а всего за три года – 24. Я говорю только о тех работах, где я выступал как режиссер, плюс дипломная работа. Для того чтобы снимать, тебе надо находить людей. График был примерно такой: начиная с середины семестра, у нас на курсе в неделю снималось порядка 5 короткометражных картин. Все заняты. Пять картин в неделю - это означает, что на одной ты работаешь вторым режиссером, на другой – осветителем. Так или иначе, ты задействован, как минимум, в двух картинах на неделе. Помимо этого, ты должен заниматься академической работой: сдавать рефераты, экзамены, театральные постановки и т.д. Ты не можешь отказать, потому что придет момент, когда надо будет снимать свой фильм, и тебе тоже нужны будут люди. Каждый держался своей группы, все строится на умении строить коммуникации. Только так ты можешь пройти до конца. Наши педагоги говорили: «Никогда не говори «дерьмо» про кого-либо за его спиной. Всегда может наступить момент, когда тебе придется работать с этим человеком». То есть нас сразу бросали в условия, в которых придется работать после окончания университета.

- Получается, что вы постоянно находились в состоянии стресса? Учитывая еще то, что вы получали стипендию «Болашак», по которой не может идти речи о незавершении учебы. Не так ли?

- Об этом не было времени думать. У нас был очень жесткий график учебы и съемок. Мы все спали по 5-6 часов в день. Никто не гулял, все экономили деньги – копили для очередного фильма.

- Разве вам институт не давал съемочную аппаратуру, оборудование для монтажа?

- Колледж давал аппаратуру и компьютеры для монтажа, у нас всегда были кадры – сокурсники и студенты более младших курсов. Но все равно фильмы мы снимали на свои деньги. Нужны были деньги, к примеру, на аренду автомобиля, питание съемочной группы, канцтовары. Ведь к каждому фильму составлялась папка документов, у каждого члена съемочной группы должен быть индивидуально распечатанный план работы. Добавьте к этому бензин, телефонные переговоры и т.д. Каждый курсовой фильм стоил порядка 1000 долларов.

Постоянная конкуренция возникала из-за того, что университет изначально принимал большое количество студентов. Все хотели выделиться, показать себя. Поэтому старались снимать как можно больше. Выживать было тяжело, но в то же время весело. Колледж был как одна большая студия, а мы были как независимые компании и пытались сделать все, чтобы студия нас заметила. Надо отдать должное педагогам, они все работающие мастера и преподают, как правило, на полставки. Поэтому они всегда судили не по человеку и его качествам, а по тому, что видят на экране.

- Я не понимаю, как можно отсеивать 70-80% студентов, когда они платят такие большие деньги? Ведь университет теряет свои доходы…

- Но не теряет своего лица. Они очень внимательно относятся к тем, кто получает в итоге диплом их университета. К примеру, не разрешают снимать дипломный проект, пока не собрано достаточно средств для производства картины. Потому что они знают, что потом этот фильм может участвовать в каком-то международном кинофестивале, и в титрах будет стоять имя Коламбиа колледж Чикаго.

- Нет, Ахат, я вообще не понимаю, как можно отсеять такое большое количество студентов?

- Все очень просто. Если работа слабая и за нее стоит плохая оценка, класс считается непройденным, и студент заново должен пройти его, то есть снова заплатить деньги. Ну, один раз это возможно, а во второй раз студент сам не захочет платить и уйдет.

- А трудно было учиться именно на кинорежиссера?

- Я уже говорил, что первые два года все как бы на равных, всех заставляют работать по всем профессиям. И это дает возможность определиться в выборе специальности. Интересно, что китайцы и японцы шли в основном на художников и режиссеров анимации. На операторов больше всего училось студентов из Восточной Европы – из Чехии и Польши. В Америке очень много действующих операторов из Восточной Европы. На художников шли почему-то только девушки, на монтажеров – китайцы и индусы. На режиссеров шли самые амбициозные и те, с кем остальные соглашались работать. Вообще, на двух специальностях – продюсеров и режиссеров – учились в основном американцы – те, чья точка зрения выражает основное видение фильма.

- Вы говорили, что вас готовили как режиссеров коммерческого кино. Что под этим подразумевается?

- Нам не позволяли снимать никаких экспериментальных фильмов, все должно быть абсолютно понятно зрителю. И это требование начинается со сценария. Четко должен быть рассказан сюжет, и хронометраж фильма должен быть не 30-40 минут, а желательно 10-13. Наши мастера говорили: «Чем короче, тем лучше».

- Расскажите о вашем дипломном проекте, который мне не терпится посмотреть.

- В конце обучения нам сказали: колледж хочет сделать эксперимент и дать возможность режиссерам-выпускникам снять по их желанию либо коммерческий, либо арт-хаусный фильм. На производство коммерческого фильма колледж полностью давал деньги – 6000 долларов. Но при этом давался сценарий, не спрашивая, нравится он тебе или нет; прикреплялся продюсер, без согласия которого ты не мог прибавить ни единого кадра; формировали группу, не спрашивая, с кем ты хотел бы работать; определялись актеры, хронометраж и т.д. Разделились так: 6 – коммерческих проектов, 8 – арт-хаусных. В арт-хаусной группе нам говорили – вы работаете сами по себе: ищите деньги, собирайте группу и т.д. Тем не менее сценарии проходили через строгий отбор – непонятные истории не запускали.

- О чем ваш фильм?

- Когда человек сам пишет сценарий, то пишет о себе. Пока я находился в Америке, я много раскрыл в себе. Я понял, чем является для меня моя страна, моя культура. Мне хотелось в фильме передать свои чувства по отношению к Казахстану. Фабула очень проста: молодой парень-скрипач мучается от того, что его все время преследует музыкальный мотив, который он не может ухватить и воспроизвести, пока случайно не попадает на концерт казахской музыки. Здесь он слышит эту мелодию и понимает, что это музыка его родины, потому что когда-то в детстве его адаптировали американские родители.

- Как вы искали деньги на этот проект?

- Я в Facebook обратился ко всем студентам из Казахстана, которые живут в Америке, что собираюсь снять такой фильм. Рассказал о себе, разместил сценарий, написал, что не ожидал, что в съемках фильма будет задействовано 50 человек, что съемка только одного объекта – концертного зала – будет стоить 2700 долларов, что в целом на фильм нужно 7000 долларов. Рассказал о том, что чувствует главный персонаж фильма. И я попросил присылать по 5-10 долларов тех, кому не безразлична судьба этого фильма. Пообещал всех указать в титрах и прислать копию фильма. И ребята начали отправлять чеки по 5-10 долларов, один чек был анонимным из Казахстана на сумму 500 долларов. Так я собрал 2000 долларов.

- А остальные?

- Остальные дал «Болашак».

- Прошло уже два месяца, как вы в Казахстане. Чем вы занимаетесь сейчас?

- Сейчас я работаю на киностудии «Казахфильм».

- Вам нравится?

- Пока что да.

- Удачи вам, Ахат, и спасибо за интервью.

«Кино аланы» №5-6 2009год

Олжас Иманбердыев

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Ретроспектива

16 Сентября, 2015

Последний герой

Многое изменилось со времени выхода этих статей, погиб Цой, не стало самой страны, что-то покажется читателю смешным или вызовет недоумение, но основное до сих пор остается актуальным и вне времени. Кино...

Flyin_Hi

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

16 Марта, 2016

Конец прекрасной эпохи

Рецензия на фильм «Балкон» Калыкбека Салыкова

Данияр Кенжибаев

Ретроспектива

9 Марта, 2016

Станция на перепутье

Сегодня мы вспомним фильм 1994 года «Махаббат станциясы» Талгата Теменова

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Александр Смирнов

Актер

Евгений Самойлов

Актер

Петко Карлуковски

Актер

Апостол Карамитев

Актер

Николай Массалитинов

Актер

Анатолий Алексеев

Актер

Андрей Петров

Актер

Владимир Петров

Актер