«Лишь 1% казахстанских фильмов окупается в прокате»

«Лишь 1% казахстанских фильмов окупается в прокате»

Неравнодушный зритель, часто ли ты задаешься вопросом казахстанского кинопроката? Волнует ли, какую сетку подготовили кинотеатры и насколько успешны отечественные фильмы? Как распределяется прибыль между создателями, дистрибьюторами и прокатчиками, и как отбираются картины для показа? Мы предлагаем читателям заглянуть по другую сторону большого экрана.

На вопросы отвечают PR-менеджер сети кинотеатров Chaplin Cinemas Андрей Мануйлов и ведущий специалист по продвижению кинопроката группы компаний «Меломан» Нариман Абиев

- Как часто казахстанские фильмы отбивают бюджет?

Нариман Абиев: Приблизительно 90% не отбивают , 9% выходят в ноль, или в небольшой плюс, и лишь 1% окупается.

Андрей Мануйлов: Мне известны единичные случаи, хорошо, если их наберется десяток. Есть фильмы, достойно показавшие себя в прокате, но их бюджеты были достаточно высокие, и потому они не отбились. Самые успешные – проекты Нуртаса Адамбая и Баян Есентаевой.

- Каково процентное соотношение прибыли кинотеатров, прокатчиков и производителей при продаже билетов?

Нариман Абиев: Кинотеатры с производителями зачастую делят прибыль 50 на 50. Кинопрокатчики берут небольшой процент от доли производителей, или выкупают права, иногда обговариваются другие условия.

Андрей Мануйлов: Если речь идет о казахстанской продукции, то кассовые сборы делятся поровну. С мэйджорами обычно соотношение идет 60 на 40 в пользу производителей. В этих 60 процентах находится доля прокатчиков, которые получают 5 - 10 процентов.

Андрей Мануйлов

- Стали ли казахстанские фильмы зарабатывать больше, чем год назад?

Андрей Мануйлов: Нет. На сегодня один из самых успешных проектов «Келинка Сабина». Вторая часть, несмотря на хорошие сборы, не смогла повторить ее успеха. Если при старом курсе доллара оптимальный бюджет для казахстанского фильма составлял 300 тысяч долларов, то теперь местным производителям нужно укладываться в меньшие суммы. Иначе ни о какой окупаемости речи быть не может. Ведь цены на билеты остались прежними.

Нариман Абиев: Все зависит исключительно от проектов. Например, «Келинка Сабина» 2014 года собрала больше, чем все казахстанские фильмы в нашем пакете за 2015 год («Рэкетир 2», «Шлагбаум», «Побег из аула. Операция «Махаббат», «Адель»).

- Как происходит процесс отбора фильма прокатчиками, и передача от производителей к прокатчикам?

Нариман Абиев: Производитель показывает фильм прокатчику, если тот видит потенциал, фильм поступает в работу. Если прокатчик является дистрибьютором голливудской студии, он показывает все релизы студии.

Андрей Мануйлов: Отечественные прокатчики представляют российские подразделения голливудских студий, а это значит, работают «пакетами». Какой список релизов определит студия для СНГ, то и будут прокатывать в Казахстане. Сами кинотеатры могут брать или не брать тот или иной фильм. Бывает, что дистрибьюторы не могут договориться с кинотеатрами, желая получить более «жирную» роспись. Поэтому отдельные фильмы показываются не во всех кинотеатрах.

Нариман Абиев

- По какому принципу распределяются залы для просмотра и время сеансов?

Нариман Абиев: Этим занимается человек, формирующий роспись для кинотеатра, он распределяет фильмы, основываясь на опыте, знании своей аудитории, интуиции. Далее, смотря на сборы и посещаемость, корректирует.

Андрей Мануйлов: Чем выше рейтинг ожидания у картины, тем больше экранов она получает. У фильмов уровня «Люди Икс» и «Варкрафт» наибольшее количество экранов – в девятизальном Chaplin MEGA Park в день может состояться до 25 сеансов одного блокбастера. Если мы видим потенциал проекта, стараемся поставить его в прайм-тайм. В интересах студии и прокатчика - активно вкладываться в продвижение картин. Если у фильма низкий рейтинг ожидания и отсутствует реклама, то, в лучшем случае, проект получит 2 - 3 сеанса в день, порой не в лучшее время, а в худшем – мы просто не будем его показывать.

- Какие фильмы в приоритете для прокатчиков: казахстанские или иностранные?

Андрей Мануйлов: В большинстве случаев предпочтение отдается голливудским картинам. Но есть и казахстанские бренды, которые пользуются спросом у аудитории. К примеру, фильмы Нуртаса Адамбая получают роспись, сравнимую с крупными голливудскими проектами, потому что доказали кассовую состоятельность.

Нариман Абиев: В приоритете фильмы, которые собирают большую кассу. Это могут быть как иностранные, так и казахстанские проекты. 

Нариман Абиев и Андрей Мануйлов, предпоказ фильма «Охотники за привидениями»

- Сколько зрителей должно быть в зале, чтобы сеанс состоялся?

Нариман Абиев: Большинству кинотеатров достаточно 1 зрителя в зале, чтобы начать сеанс. Но есть кинотеатры, которые не хотят попросту жечь лампы и возвращают деньги, если в зале 1 - 3 человека.

Андрей Мануйлов: Универсального правила нет. Есть кинотеатры, в которых должно быть куплено не меньше 4 билетов на фильм, чтобы сеанс состоялся. В Chaplin Cinemas мы запускаем показ в случае, если продали, хотя бы один билет.

- Как подводятся итоги проката? 

Андрей Мануйлов: Наша сеть кинотеатров подключена к системе Rentrak – данные о продажах отправляются к ним после каждого сеанса. Поэтому все студии имеют доступ к кассовым сборам Chaplin Cinemas. По итогам первых дней проката видно, насколько хорошо пойдет картина. Есть правило, согласно которому большинство фильмов в первый уикенд собирает около 30 процентов от всего бокс-офиса. Конечно, бывают исключения. Чем лучше работает картина, тем дольше она находится в прокате.

Нариман Абиев: Собираются данные о сборах со всех кинотеатров, суммируются. В результате получается бокс-офис картины.

- Возникают ли конфликты с производителями фильмов? Как они решаются?

Нариман Абиев: Любой продюсер относится к фильму как к ребенку, считая его лучшим, требуя хорошей росписи и масштабной рекламной компании. Мы все это предоставляем, но иногда «мамам» и «папам» кажется, что его «ребенка» не докормили, не уделили достаточно внимания. Однако мы решаем эти вопросы в рабочем порядке. Делаем все, чтобы клиенты остались довольны.

Андрей Мануйлов и Нариман Абиев

- На какие фильмы проводятся предпоказы? 

Андрей Мануйлов: Здесь нет золотого правила. Как правило, это ожидаемые фильмы. Также картины без рекламной поддержки, но о выходе которых нужно заявить. Есть фильмы с мораторием на предпоказы от голливудских студий. Порой это связано с тем, что студия не хочет негативных отзывов, которые могут подпортить старт фильма в прокате. А если показ проводится задолго до официального старта, то приглашенных часто просят подписать меморандум, согласно которому они не могут делиться впечатлениями от просмотра в социальных сетях и средствах массовой информации до определенной даты.

Нариман Абиев: Предпочтения отдаются фильмам, интересным массовому зрителю. Но иногда мы показываем авторское, артхаусное кино.

 

Интервью взяла Айдана Мамаева

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Аркадий

02 Августа 2016, 09:50

Так именно прокатчики и привели к такому положению в казахстанском кино. Когда они берут в прокат только откровенный трэш, то что они потом удивляются, на какой уровень скатилось наше кино? 10-15 лет назад музыкальные каналы своей политикой брать в ротацию только те клипы, за который им заплатят, привел к скатыванию КЗ-музыки от уровня Батыра и "Мюзиколы" до Кайрата Нуртаса. В кино прокатчики сделали то же самое: опустили до другого Нуртаса - Адамбая. Вот только не надо говорить, мы-де коммерческая организация, надо платить за аренду, кредиты и т.д. и т.п. Ресторан тоже коммерческая организация, но если они скажут типа "мы коммерческая организация, должны платить за аренду, кредиты, поэтому мы не можем себе позволить готовить вкусно, мы будем готовить дешево и для всех". Если директор ресторана такое скажет, то он очень скоро скатится до уровня тошно-забегаловки, рестораном это нельзя назвать будет. Так вот, господа прокатчики, можете "поздравить" себя с тем, во что вы превратили наше кино.

Рекомендуем

Интервью

2 Сентября, 2014

От девственника к солдату

Преображение Турара Давильбекова.

brod.kz

Интервью

30 Мая, 2016

Нуртас Адамбай: «Кино не должно быть пустым»

Режиссер рассказал о секретах работы на площадке

Aidana Mamayeva

Интервью

9 Сентября, 2016

Шарип Серик: «Если не получится, попробуем еще раз»

Актер рассказал, на какие подвиги он пошел, чтобы попасть в «Районы»

Aidana Mamayeva

Интервью

18 Марта, 2016

Руслан Висингериев: «Я думаю, что юмор – это самый главный слон, на котором держится мир»

Самый известный «таксист» страны о любимом кино и случаях из жизни

Данияр Кенжибаев

Рецензии

17 Января

«В сетях»: Вуайеристы соцсети

Мировое кино

10 Января

Трейлер финала 4-го сезона сериала «Шерлок»

Эмоции прилагаются

Знай в лицо

Асанали Ашимов

Актер

Айхан Чатаева

Режиссер

Шахимарден Кусаинов

Сценарист

Рашид Сулейменов

Режиссер

Алексей Шемес

Актер

Максим Акбаров

Актер

Сабит Курманбеков

Режиссер

Сануржан Сулейменов

Актер