Мастерские. Вчера
Режиссуре научить нельзя, но можно научиться, - именно такого кинематографического берега придерживается большинство мастеров и профессоров факультета «Кино и ТВ» Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, обучающих молодых режиссеров азам и хитростям киноискусства. Так как я сам в данный момент обучаюсь там (специальность «режиссура игрового кино», мастерская Ардака Амиркулова), то не понаслышке знаю мысли, рассуждения многих преподавателей академии. Я уже упомянул слова «мастер» и «мастерская» - хорошо знакомые тем, кто варится в специфической среде кинематографистов, но, скорее всего, не очень понятные людям извне. А ведь система мастерских занимает основополагающее место в истории кинообучения страны и тем самым уходит в корни казахстанского кино, в те времена, когда наше «важнейшее из искусств» только зарождалось.
Ле Корбюзье, Сергей Эйзенштейн и Андрей Буров. Москва, 1928 г.
Рассказывать, что такое система мастерской в живописи или, например, в поэзии, и что означает само понятие - дело тщетное и бесполезное, любой более-менее образованный человек, даже не изучавший историю искусства углубленно и основательно, знает, что это означает те сложные и профессионально доверительные отношения между преподавателем и учеником, когда мудрый, опытный, повидавший мир, познавший все нюансы своего дела и в основном уже немолодой мастер берет подмастерьем неопытного, глупого и, как обычно бывает, амбициозного молодого человека, чтобы обучить его неизведанным тайнам выбранной профессии, направлять и предостерегать от всевозможных проблем на выбранном пути. Все это звучит романтично, интонационно возвышенно и немножко старомодно. Вспоминаются примеры из древности: когда Верроккьо взял под свое крыло молодого Леонардо, или когда великие мастера поэзии Востока обучали юношей (в перспективе продолжателей традиций) тайне написания мистических поэм и стихотворений. Но в начале двадцатого века в киноотрасли Советского Союза сложилась именно такая ситуация. Мощная советская идеология в стремлении уничтожить невежество и отсутствие знания у народа обязала представителей интеллигенции (по крайней мере, в новом понимании данного понятия), узких специалистов и вообще всех профессионалов массово просвещать, проводить ликбезы и поднимать интеллектуальный уровень пролетариата. На волне тотального обучения 1 сентября 1919 года в Москве была создана первая в мире Государственная школа кинематографии, 19 лет спустя, 17 мая 1938 года, превратившаяся во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Во ВГИКе начали преподавать великие, сейчас почти что мифические режиссеры: Лев Кулешов, Эдуард Тиссэ, Владимир Гардин, в 1928 году к ним присоединился Сергей Эйзенштейн. А выпускники ВГИКа, можно сказать, и есть советский кинематограф, в современности основа уже российского кино.
Как ни парадоксально и ни ужасно это звучит, но появлению у нас специфического кинообразования в виде мастерских (и вообще кинематографа) мы в основном обязаны Второй мировой войне. Согласно приказу от 25 октября 1941 года, в связи со сложившиеся ситуацией и угрозой бомбежек со стороны фашистской Германии, ВГИК эвакуировался из Москвы и начал обустраиваться в Алма-Ате 5 ноября 1941 года. Властями было решено спасти и кинематографическое достояние страны - киностудию «Мосфильм» (спасение было стратегическое - студия была нужна в перспективе, чтобы создавать фильмы для поднятия духа народа и патриотизма во время войны). 14 октября 1941 года в Алма-Ату отправился эшелон с сотрудниками студии, в нем ехали и покинувшие блокадный Ленинград «ленфильмовцы»: Эйзенштейн, Пудовкин, братья Васильевы, Пырьев, Дзига Вертов, Барнет, Роом, Козинцев, Трауберг, Рошаль, Шуб, актеры Жаров, Жаков, Жеймо, Черкасов, Бабочкин, Караваева. Голова кружится от упоминания этих имен в одном ряду. А представить их в одном месте и работающих в одной студии - дело невообразимое. Однако такая студия была создана именно в это сложное время. Появилась Центральная объединенная киностудия (ЦОКС). За годы войны было выпущено более 80 процентов всей кинопродукции: «Парень из нашего города», «Жди меня», «Фронт», «Во имя Родины», «Воздушный извозчик», боевые киносборники короткометражных фильмов, снята большая часть двухсерийного фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный». Поступать во ВГИК приезжали со всего Советского Союза, великие режиссеры преподавали и снимали, среда бурлила талантами и зарождалось новое поколение кинематографистов, киноиндустрия развивалась большими темпами. И все это происходило в солнечной Алма-Ате.
Мастерская Сергея Герасимова
Волна, развившая кино Страны Советов, задела и наш кинематограф, точнее создала. Непосредственная близость представшей во всем своем великолепии киноиндустрии начала вдохновлять наших молодых казахских юношей и девушек. Одним из первых выпускников ВГИКа был кинооператор и режиссер, основоположник отечественного документального кино Искандер Тынышпаев, окончивший вуз в 1933 году. Потом, после войны, учеником Сергея Герасимова во ВГИКе стал молодой Мажит Бегалин. Вместе с ним первыми начали обучаться Ляйла Галиевна Галимжанова, будущий председатель Госкино Казахской ССР, Аккагас Мамбетова, Айша Галимбаева - первая в республике женщина - художник кино. В 1952 году мастерскую режиссуры Александра Довженко окончил Султан-Ахмет Ходжиков, а в 1956 году мастерскую Михаила Чиаурели и Ивана Пырьева окончил Абдулла Карсакбаев. Молодые и талантливые казахские режиссеры, сценаристы, операторы, актеры, киноведы продолжали поступать, и с каждым годом их становилось все больше и больше. В итоге сформировалось советское казахское кино. В институте им. Герасимова обучались многие известные наши кинематографисты, начиная с Сатыбалды Нарымбетова (курс Георгия Данелия), Дамира Манабая (мастерская Ю. Егорова, 1978 год), Натальи Аринбасаровой (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой) и заканчивая режиссерами «казахской новой волны».
«Казахская новая волна» в истории нашего кинематографа занимает отдельную большую главу. Именно на примере мастерской Сергея Соловьева можно определить, что это вообще такое - советская система обучения кино. Есть три элемента, подсказывающих нам основные черты специфического кинообразования:
- мастер (преподаватель, куратор, профессор и т.д.) набирает некоторое количество студентов (обычно от пяти до двадцати) и создает свою мастерскую;
- мастер сам выбирает способ обучения;
- ученики должны слушаться мастера.
Так было с мастерской Сергея Александровича (чьим мастером в свою очередь был Михаил Ильич Ромм). В начале 80-х годов председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии Олжас Сулейменов был крайне озадачен положением дел на «Казахфильме». План не выполнялся, а долг перед государством неустанно рос. Было принято решение поднимать казахский кинематограф. Госкино дало «добро» и уже летом 1984 г. был объявлен общереспубликанский конкурс в мастерскую Сергея Соловьева. Он лично искал молодые таланты, проводил экзамены, отбирал самых интересных - начал создавать свою мастерскую. Отобрал. Учениками стали Ардак Амиркулов, Талгат Теменов, Дарежан Омирбаев (впоследствии перевелся на киноведческий курс Андрея Плахова), Серик Апрымов, Амир Каракулов, Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Мурат Альпиев. У Соловьева был интересный способ обучения - студенты-режиссеры ставили «площадки»: маленькие постановки на сцене, где воплощались в жизнь куски произведений литературы (от мировых классиков до казахских писателей), показывались отрывки жизненных ситуаций (от драк до любовных сцен). На основе этих экспериментов на сцене в мастерской велись беседы на тему природы кино, анализ современного кинематографа. Тем самым Сергей Александрович давал повод для размышления молодым режиссерам, чтобы они сами рефлексировали, думали и искали свой путь в кино. И как мы видим, способ обучения дал свой результат.
"Казахская мастерская" Сергея Соловьева
Мы доподлинно и точно не знаем, какой был способ обучения, например, у Довженко, у Пырьева или у Герасимова. Какие у них были задания, что они рекомендовали, на чем акцентировали свое внимание. Но их объединяет один факт, характеризующий всю систему советского кинообразования, - высокое отношение режиссеров к кинематографу, возведение кино в ранг классических искусств, как поэзия, живопись, литература, посвящение кинематографу всей жизни, неукоснительное и трепетное служение киноискусству.
Чего, впрочем, не скажешь о современных режиссерах.
Продолжение следует.
Баглан Кудайберлиев
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Болат Кисамбаев
13 августа 2017, 21:55интересно