È

«Матильда»: Когда красота не спасет кино

Рецензия «Матильда»

Выход в прокат фильма «Матильда» вызвал в России бурю возмущения. Мол, это не кино, а настоящий поклеп на уважаемого императора Николая II, причисленного к лику святых. К счастью, Казахстан эта истерия не затронула, хотя наши прокатчики все-таки организовали специальный показ для сотрудников Министерства культуры и спорта. Собственно, это самое интересное, что можно рассказать о картине Алексея Учителя. За всей этой шумихой, как выяснилось, скрывалось кино красивое внешне, но абсолютно не затрагивающее душу.

По сюжету на коронацию российского Императора Николая II прибегает молодая девушка в свадебном платье, кричит: «Ники», от чего аристократическая особа падает в обморок. После заставки зрителю показывают балетную школу. Высокопоставленные чиновники на фотосессии разглядывают выпускниц, присматривая себе любовниц. Одной из талантливых выпускниц является Матильда, которая не понимает, для кого их всех фотографируют. Далее следует спектакль, на котором присутствует царская семья – пока еще Цесаревич Николай с отцом Императором Александром III и матерью императрицей Марией Федоровной. Подружки незаметно развязывают Матильде балетную пачку, во время танца ее грудь оголяется, что понравилось всем, в том числе Николаю. Так родилась любовь между ними. Отец, судя по сюжету, весьма не против такой интрижки, и даже сам предлагает сыну жениться на Матильде, если не нравится Аликс – принцесса, с которой намечается свадьба. Вскоре поезд, в котором ехала царская семья, попадает в аварию, император Александр III спасает всех ценой своего здоровья. Близкая кончина отца вынуждает Николая делать выбор между любовью и интересами государства.

На самом деле, сюжет во многом отличается от исторических событий. Конечно, генеральные моменты в виде коронации или аварии поезда сохранены, но дьявол кроется в деталях, которые трактуются в фильме весьма вольно. За это российские общественники с удовольствием обвиняют авторов картины в передергивании фактов. Тем более, что все легко проверить – события, происходившие в реальности, описаны в воспоминаниях и дневниках балерины Матильды Кшесинской, дневнике Императора Николая Второго, трудах исследователей жизни царской семьи, афишах и воспоминаниях зрителей о выступлениях балерины.

В кино как художественном произведении выдумка несуществующих фактов и фантазия только приветствуются (если это не документалистика), поэтому претензии по этому поводу можно смело игнорировать. Другое дело, что в случае с Кшесинской и Николаем сама история приготовила режиссеру такой шикарный сценарий, который можно было просто отшлифовать, привести в киношный вид и получить действительно поучительный рассказ о юной балерине, сделавшей скачок в танцевальной карьере после сердечных переживаний от неудачной первой любви. На худой конец, показать историю глазами Николая II, или просто Ники, тщательно продумав мотивации героев. Алексей Учитель выбрал третий вариант – использовать не самый удачный, абсурдный, но зато «оригинальный» сценарий.

Судя по названию, главной героиней фильма «Матильда» является юная балерина. Однако, по делу, фильм не может внятно предложить зрителю одного или группу главных героев, противостоящих антигерою или обстоятельствам, которых нужно любить и ненавидеть соответственно. Ники в фильме вообще похож на дерево, будущая императрица Аликс в исполнении Луизы Вольфрам, наоборот, получилась бездушной змеей, стервой, в то же время не способной «убрать» соперницу Матильду самостоятельно. А почему бы нет? Раз уж пошла выдуманная история, можно было бы добавить экшн. Выяснилось, что за драматизм и экшн отвечал офицер Воронцов в исполнении Данилы Козловского. Правда, зачем он нужен был развитию сюжета, не знает никто.

Просто отвратительным оказался подбор актеров. Бесспорно, Михалина Ольшанска – очень милая и обворожительная молодая девушка с очень красивой грудью, которую она, к счастью мужской половины зрителей, не устает демонстрировать в кадре. Но это никак не относится к ее актерским навыкам. Матильда в ее исполнении получилась холодной, бесчувственной красивой куклой, которая как будто играет с влиятельными мужчинами, в том числе с Ники. Любовь и страсть к Ники не наблюдается ни в ее словах, ни в глазах и голосе. С другой стороны, актрису понять можно. Ники в фильме выглядит пятидесятилетним, он - черствый великовозрастный маменькин сынок, не способный ничего изменить. И это несмотря на то, что по сюжету наследнику престола 22 года. Ларс Айдингер, конечно, внешне немного похож на Императора, но это еще не значит, что оживший портрет со стены будет интересен в кино. Одним словом, такого дядечку, каким получился в фильме Ники, не полюбит ни одна девушка, даже под таблетками. Такие же «приятные» ощущения вызывает игра практически каждого актера, в том числе хваленого Козловского. Даже Сергей Гармаш в роли Императора Александра III смотрелся неестественно.

Неудачи сценария и кастинга подаются в красивой обертке. И от этого картина становится только печальнее. Пожалуй, костюмеры и операторы – единственные участники проекта, кто действительно работали на 100%. Шикарные виды Петербурга, потрясающие наряды участниц балетных постановок сами по себе просто обворожительны. Но это лишь внешняя оболочка, которая на глазах превращается в прах, когда балерины-эпизодницы танцуют слабо (явно не уровень императорского балета), а из уст персонажей фильма звучат нелогичные и угловатые диалоги, разбивающие последние надежды на реабилитацию. Жаль, что такая хорошая работа специалистов пропала.

Кто получит удовольствие от фильма? Скорее всего, любители воспринимать визуальную красоту, способные не обращать внимание на отвлекающие детали в виде звука, сюжета и сходства с историческими фактами. Возможно, когда-нибудь последователь Алексея Учителя снимет фильм для зрителей, которые от одной красоты на экране будут игнорировать провалы по всем остальным пунктам и таким образом получат невероятное удовольствие.

 

Расписание фильма «Матильда» доступно в афише кинотеатров.

 

В кино ходил Альберт Ахметов

 

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Матильда» компанию «Меломан» и кинотеатр Lumiera cinema.

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

19 Апреля, 2018

В Алматы прошел закрытый показ фильма «Тренер»

Состоялся режиссерский дебют российского актера Данилы Козловского

Brod.kz

Мировое кино

9 Июня, 2018

Кинотавр-2018: Данила Козловский «На районе»

Интересный авторский дебют Ольги Зуевой показывает жизнь Владивостока

Базаралы Жанаков

Мировое кино

6 Июня, 2018

Кинотавр-2018: в основном конкурсе представлены «Два билета домой»

Социальная драма Дмитрия Месхиева рассказывает о бывшей воспитаннице интерната, которая узнает всю правду об отце

Базаралы Жанаков

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Знай в лицо

Максим Задарновский

Оператор – постановщик

Ербол Садырбаев

Актер

Гульбахрам Байбосынова

Актриса

Айдос Бектемиров

Актер

Айым Сейтметова

Актриса

Мейржан Туребаев

Актер

Дмитрий Кырыкбаев

Режиссер

Едил Анарбай

Актер