«Место на серой треуголке». Версия третья: Дарежан Омирбаев

«Место на серой треуголке». Версия третья: Дарежан Омирбаев

Чувство неловкости я испытал при просмотре фильма «Место на серой треуголке».

Что же видит зритель на экране?

Молодые люди сидят в каком-нибудь помещении и не знают, что делать, скучают. Но так как экранное время идет, и просто сидеть долго нельзя, они начинают: или а) курить, или б) «врубают» магнитофон, откуда почему-то все время звучит классическая музыка. Если я не ошибаюсь, главный герой прикуривает сигарету почти при каждом своем появлении на экране, а музыка звучит в фильме не меньше пяти или шести раз. (Как тут не возникнуть сомнениям типа: «фильмы заполняют музыкой, чтобы скрыть пустоту изображения»). А так как фильм звуковой, персонажи вынуждены что-то произносить. И мы слышим диалоги на уровне:

– Ты меня любишь? – Нет. – А почему? Правда, единственный раз мелькнул «свет» на фразе «Хочется плюнуть с небоскреба», но на этом все и закончилось.

Мне кажется, что фильм был обречен еще на стадии сценария, и не только из-за своих диалогов. В нем тема (скука, бесцельная рутина жизни, некоммуникабельность), только присутствует, а разработки ее нет.

Авторы как будто забыли о том, что для того, чтобы показать на экране скуку, нужно ее сочинить. Все фильмы Антониони о том, как неинтересно жить на этом свете, но с каким интересом они смотрятся! Фильм о скуке может быть очень интересным, и наоборот – многие фильмы об интересной жизни – скучны.

По сюжету фильма непонятно, как это главному персонажу удается в каждой сцене оказываться с новой подружкой? Откуда эти девушки берутся? Кто они? Я понимаю, что задаю банальные вопросы, но опыт показывает, что не возникают они лишь тогда, когда на экране присутствуют искусство и фантазия.

Визуальный ряд «Треуголки» еще раз доказывает, что фотографическая красота кадра и ее кинематографическая ценность – это разные вещи. В кинематографе красивый кадр, как, например, у Антониони, появляется в результате выражения с помощью кинокамеры каких-то чувств, мысли или события, то есть, в любом случае необходим качественный материал, требующий своего оформления. Кто же начинает просто со «строительства» красивого кадра, неизбежно останется на уровне красоты открыточной, имеющий слабое отношение к кинематографу.

P. S. Должен отметить, что картину «Место на серой треуголке» я смотрел только один раз, причем ее первоначальный вариант, который затем претерпел изменения. Поэтому я допускаю и такое: мы в данном случае присутствуем при рождении нового стиля и киноязыка, который и не должен быть воспринят с первого раза. (Именно это случилось со мной во время первого просмотра «Зеркала» Тарковского. После сеанса в голове у меня крутилась лишь одна мысль: «А король-то голый!». Сейчас «Зеркало» - один из моих любимых фильмов).

 

Дарежан Омирбаев

 

Материал взят из журнала «Азия кино». Выпуск: февраль 1993 года

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Ретроспектива

2 Марта, 2016

Советский детектив с казахскими корнями

Рецензия на фильм «Транссибирский экспресс»

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

9 Марта, 2016

Станция на перепутье

Сегодня мы вспомним фильм 1994 года «Махаббат станциясы» Талгата Теменова

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

16 Сентября, 2015

Последний герой

Многое изменилось со времени выхода этих статей, погиб Цой, не стало самой страны, что-то покажется читателю смешным или вызовет недоумение, но основное до сих пор остается актуальным и вне времени. Кино...

Flyin_Hi

Рецензии

20 Марта

«Босс-молокосос»: Попадание в молоко

Казахстанское кино

19 Марта

Сериал «Әке» и киноцикл «Тайны и судьбы великих казахов» стали обладателями телепремии «Тумар»

Объявлены победители первой национальной телевизионной премии

Знай в лицо

Максим Акбаров

Актер

Ержан Нурымбет

Актер

Игорь Бабичев

Актер

Серикбол Утепбергенов

Режиссер

Дастен Шакиров

Актер

Игорь Воробьев

Продюсер

Нуртас Адамбай

Актер

Хасанбек Кыдыралиев

Оператор – постановщик