«Место на серой треуголке». Версия третья: Дарежан Омирбаев

«Место на серой треуголке». Версия третья: Дарежан Омирбаев

Чувство неловкости я испытал при просмотре фильма «Место на серой треуголке».

Что же видит зритель на экране?

Молодые люди сидят в каком-нибудь помещении и не знают, что делать, скучают. Но так как экранное время идет, и просто сидеть долго нельзя, они начинают: или а) курить, или б) «врубают» магнитофон, откуда почему-то все время звучит классическая музыка. Если я не ошибаюсь, главный герой прикуривает сигарету почти при каждом своем появлении на экране, а музыка звучит в фильме не меньше пяти или шести раз. (Как тут не возникнуть сомнениям типа: «фильмы заполняют музыкой, чтобы скрыть пустоту изображения»). А так как фильм звуковой, персонажи вынуждены что-то произносить. И мы слышим диалоги на уровне:

– Ты меня любишь? – Нет. – А почему? Правда, единственный раз мелькнул «свет» на фразе «Хочется плюнуть с небоскреба», но на этом все и закончилось.

Мне кажется, что фильм был обречен еще на стадии сценария, и не только из-за своих диалогов. В нем тема (скука, бесцельная рутина жизни, некоммуникабельность), только присутствует, а разработки ее нет.

Авторы как будто забыли о том, что для того, чтобы показать на экране скуку, нужно ее сочинить. Все фильмы Антониони о том, как неинтересно жить на этом свете, но с каким интересом они смотрятся! Фильм о скуке может быть очень интересным, и наоборот – многие фильмы об интересной жизни – скучны.

По сюжету фильма непонятно, как это главному персонажу удается в каждой сцене оказываться с новой подружкой? Откуда эти девушки берутся? Кто они? Я понимаю, что задаю банальные вопросы, но опыт показывает, что не возникают они лишь тогда, когда на экране присутствуют искусство и фантазия.

Визуальный ряд «Треуголки» еще раз доказывает, что фотографическая красота кадра и ее кинематографическая ценность – это разные вещи. В кинематографе красивый кадр, как, например, у Антониони, появляется в результате выражения с помощью кинокамеры каких-то чувств, мысли или события, то есть, в любом случае необходим качественный материал, требующий своего оформления. Кто же начинает просто со «строительства» красивого кадра, неизбежно останется на уровне красоты открыточной, имеющий слабое отношение к кинематографу.

P. S. Должен отметить, что картину «Место на серой треуголке» я смотрел только один раз, причем ее первоначальный вариант, который затем претерпел изменения. Поэтому я допускаю и такое: мы в данном случае присутствуем при рождении нового стиля и киноязыка, который и не должен быть воспринят с первого раза. (Именно это случилось со мной во время первого просмотра «Зеркала» Тарковского. После сеанса в голове у меня крутилась лишь одна мысль: «А король-то голый!». Сейчас «Зеркало» - один из моих любимых фильмов).

 

Дарежан Омирбаев

Материал взят из журнала «Азия кино». Выпуск: февраль 1993 года

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Ерлан Нурмухамбетов презентовал кинопроект «Тыныштық» в Каннах

Работы режиссера представлены в павильоне Казахстана

Brod.kz

Казахстанское кино

14 Октября, 2016

Программа Clique Film Fest

В рамках фестиваля покажут 24 киноленты

Каскыр Айгерим

Рецензии

21 Июля

«Дюнкерк»: Аттракцион неслыханной щедрости

Казахстанское кино

17 Июля

В «Бизнесе по-казахски в Америке» вновь сыграют Нурлан Коянбаев, Жан Байжанбаев и Гульназ Жоланова

Съемки комедии стартуют в ближайшее время

Знай в лицо

Сануржан Сулейменов

Актер

Майя Веронская

Актриса

Толеубек Аралбай

Актер

Ивар Калныньш

Актер

Жанабек Жетируов

Режиссер

Александр Ророкин

Художник - постановщик

Азамат Дулатов

Оператор – постановщик

Баглан Абдраимов

Актер