Мурат Мусин: «Кинематограф - настоящее изобразительное искусство, в котором все двигается»
Яркие и запоминающиеся кадры любой картины создаются благодаря кропотливой и четко выстроенной работе художника-постановщика. В итоге фильм обретает качественное изображение, в котором игра актеров, декорации, локация работают как единый слаженный механизм. Это позволяет показать зрителю высококачественный продукт. О важности профессионализма художника-постановщика, о тонкостях изображения и многом другом Мурат Мусин рассказал в интервью для кинопортала «Бродвей».
- Скажите, пожалуйста, как Вы пришли в кино? Как Вы стали художником-постановщиком?
- Когда я служил в армии, в Душанбе, я встретил выпускника школы-студии МХАТ, окончившего отделение сценографов, художников театральной сцены. Он меня и сориентировал на художника-постановщика театра. Потом, будучи секретарем комсомольской организации роты, на идеалогических мероприятиях комсомольских организаций дивизии, я встретил председателя правления Союза кинематографистов Таджикистана Валерия Ахадова. Он меня настроил на кинорежиссуру. В те времена он снял свой известный в Союзе фильм «Кто поедет в Трускавец» и был выбран первым секретарем СК Таджикистана. Молодой, обаятельный, образованный, он меня и заразил этим «опасным вирусом». Но когда я приехал в Алматы, работу в кино я не сразу нашел. Сначала работал в книжном издательстве художественным редактором. Позже устроился на киностудию, думая, что все-таки мое призвание - кино. Правда, меня не сразу взяли в большое игровое кино, я оказался в мультипликационном цехе, где создавал конструкции игровых кукол, вырезал куклы, принимал участие в создании мультдекораций. Как раз в то время организовывалась мастерская для поступления во ВГИК. Набирал студентов режиссер Сергей Соловьев. В мастерской обучались художники, операторы, режиссеры и сценаристы. Я поступил на режиссера. Но сделал маленькую ошибку, выставив свою живопись. Она понравилась национальной комиссии, приехавшей из Москвы, члены которой сказали мне: «А ты иди-ка лучше на художника-постановщика». Дав слабину, согласился. Таким образом, я стал художником-постановщиком и режиссером одновременно, так как на последних курсах снял дебютную работу в документалистике.
Я занимаюсь изображением в разном ее виде как художник, режиссер, сценарист, видеооператор, преподаватель. Это мое кредо. Еще занимаюсь фотографией, потому что она с одной стороны, статична как живопись и реалистична как кинематограф. Природа кино – фотографична, а фотография - это среднее, между живописью и режиссурой. Проводил персональные выставки живописи и фотографии. Снял несколько документальных картин как оператор и режиссер. Кино я называю изобразительным искусством, потому что мы его воспринимаем зрением, и чем хуже сделано изображение, тем меньше доверия у зрителей к картине. Если фильм не будет эстетически выверен, композиционно выстроен и гармонично организован по свету и цвету, то эта картина не вызовет эстетического удовлетворения у аудитории. Кинематограф - настоящее изобразительное искусство, в котором все двигается.
- Расскажите о своем первом кинопроекте?
- Моя первая работа в кино, возможно, самая громкая картина Казахстана «Игла». Затем были фильмы «Прикосновение», «Разлучница», сразу за ними «Любовники декабря». Всем этим фильмам киноведы Казахстана определили место в «казахской «новой волне». Получается, мне довелось быть художником-постановщиком каждой третьей-четвертой картины «новой волны».
- С чего у Вас начинается работа над картиной? У каждого своя техника, у Вас какая?
- Во-первых, читаешь сценарий. Потом из него вычленяешь объекты. Затем определяешь направление, в какой стороне снимать. Если это не городская картина, то по Алматинской области всего два основных направления: капчагайское и каскеленское. Так, в основном, картины снимаются в Алматы, редко с выездом в другие города.
- Нам сказали, что некоторые художники не хранят эскизы. Вы храните работы?
- Как правило, рабочие эскизы у меня не сохраняются. Много работ я отдал с недавней картины. В прошлом году мы снимали «Путешествие в Кашгарию» про Шокана Валиханова. Организаторам выставки я дал эти рабочие эскизы.
- Сейчас Вы работаете над какой-нибудь картиной?
- Вот начал работу сразу над двумя проектами, сериалами. По странному стечению обстоятельств, они практически наложились один на один и оба интересные и современные по теме.
Фотография с сайта ppz.kz
- Что Вы можете пожелать начинающим художникам?
- Профессиональной подготовленности. Сейчас тенденция, в кино попадают люди, не имеющие художественного образования. Я до поступления во ВГИК 4 года учился в Алматы на художественно-графическом факультете, после еще 5 лет в Москве, во ВГИКе, на художника кино. А сейчас люди, далекие от изобразительного искусства, без художественного образования, попадают в кино прямо с улицы. Передвигают предметы с места на место, носят и подставляют в кадр игровой реквизит (это не имеет отношения к работе художника-постановщика), но понятия не имеют о композиции или «киноязыке», «кинофактуре», «кинопластике». Это сказывается на эстетике изображении. Поэтому, я желаю начинающим художникам в кино дополучить образование, хотя бы в частных студиях. Кстати, с коллегами мы планируем организовать двухгодичные образовательные курсы для людей с художественным образованием, чтобы обучить нашей специфике.
Благодарим Мурата Мусина за интервью!
Беседовала Асель Базарбаева
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий