È

«На грани»: Зрелый дебют

Рецензия «На грани»

На прошлой неделе в Алматы состоялся единственный показ дебютной полнометражной картины Алдияра Байракимова «На грани».

В центре сюжета история двух подростков, чьи судьбы идут параллельно друг другу и не пересекаются до одного рокового момента. Мягкотелый старшеклассник Олжас переживает сложную семейную драму – мама вышла замуж за мужчину, который вместе со своим сыном устанавливает новые порядки в семье.

У Арсена совсем другие проблемы. Вместо того чтобы ходить в школу, как все его ровесники, Арсен вынужден толкать тачки на базаре и выживать, деля крышу с соседом – пожилым инвалидом, мастерящим кукол из пластиковых бутылок.

Подростковые проблемы довольно типичная тема для студенческого кино, в силу того, что все еще актуальна для начинающих режиссеров. Однако крайне редко из студенческих идей на тему «актуальная проблематика тинейджеров» рождается что-то путное. Но иногда все-таки случается.

Идея фильма «На грани» (крайне невыразительное название для картины, на будущее) родилась у Байракимова в самом начале учебы в Академии искусств и лишь спустя годы воплотилась в полноценное драматическое произведение.

Полнометражный (а если судить строго, то среднеметражный) дебют Байракимова удался практически во всем. «На грани» оказался довольно цельным, исчерпывающим и, что для зрительского кино самое важное, захватывающим, несмотря на минимальное количество экшна.

Пожалуй, главным плюсом дебюта является сценарий. Несмотря на довольно короткий хронометраж, Байракимову и его соавторам удалось в полной мере раскрыть характеры своих персонажей, обозначить проблематику и конфликты, задать темпоритм картины и сделать яркую концовку, которую зачем-то выкупили перед началом фильма (очень надеюсь, что ненужный эпиграф будет в конечном итоге вырезан).

Особенно хотелось бы заострить внимание на персонажах. В фильме противопоставляются два мира – один из которых тепличные условия обычной квартиры, в которой крайне неуютно ощущает себя Олжас. Тема проникновения в личное пространство изнеженного материнской любовью парня подана практически филигранно. Свежеобретенная «родня» не проявляет открытой враждебности к герою (более того, в какой-то степени пытаются защитить или помочь ему), но пытаются установить собственный порядок внутри уже устоявшейся жизни персонажа. За счет этого выстраивается не только психологический портрет героя, но и задается атмосфера всего фильма. Вторая сюжетная линия до определенного времени напротив кажется скучноватой и больше напоминает типичные студенческие короткометражки-социалки. Однако Байракимову, несмотря на отсутствие большого опыта, удается не только соединить в целостное произведение, но и выровнять эти две линии по эмоциональному накалу.

Увы, но для полноценной десятки картине немного не дотягивает. Во многом из-за молодого актера Алишера Абуова, который в нескольких сценах переигрывал и смотрелся в кадре неестественно. Особенно это заметно на фоне отличной работы Шарифбека Закирова, исполнившего вторую главную роль. Дебютант идеально вписался в образ энергичного и жизнерадостного юноши, смотрящего с оптимизмом на жизнь, несмотря на все проблемы и лишения.

В целом, «На грани» оставляет впечатление довольно зрелой работы (а это уже немало, учитывая, что снята она дебютантом), и единственная реальная претензия к создателям – это то, что они не смогли дотянуть свой фильм до хронометража полноценной полнометражной картины.

 

 

В кино ходил Карим Кадырбаев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Роже Карель

Актер

Ален Шаба

Актер

Александр Астье

Актер

Эли Семун

Актер

Артюс де Пенгерн

Актер

Луис Клиши

Режиссер

Аорере Паки

Актер