Нияз Абдигапар: «Я не боюсь критики. Я готов ее встретить, она дает толчок расти быстрее и быть сильнее»

Интервью с Ниязом Абдигапаром

Фильм «Любовь по наследству» стал для многих первым шагом в большое кино. Но в первую очередь это дебют для режиссера Нияза Абдигапара. В своей первой картине он показал Мурата Бисенбина и Нурлана Батырова в ином ракурсе, столь непривычном для зрителей. Кинолента уже в прокате, поэтому посмотреть ее можно сразу же после прочтения интервью, в котором Нияз рассказал о своем отношении к критике, будущих картинах и целях в кино.


- Расскажите о фильме «Любовь по наследству»? Как Вы пришли к режиссированию?

- Идея снять «Любовь по наследству» пришла спонтанно. До этого я 8 лет снимался в кино, а именно в фильмах: «Кек», «Кто Вы, господин Ка?», «Урановый тайфун», «Застава». Затем у меня был небольшой перерыв, я переехал в Астану. Занимался корпоративным ивентом. Но всегда хотел попробовать себя в режиссуре.

Когда я еще работал в кино в качестве актера, мне нравилось изучать киноиндустрию. Я наблюдал за операторами, изучал для чего каждое оборудование, техника. Смотрел, как на площадке работают режиссеры, интересовался, как собирается съемочная группа.

Со временем я начал снимать рекламные ролики и режиссировать частные проекты, а затем меня пригласили режиссировать клип. Видео не вышло в ротацию, так как певица уехала за границу. А затем и вовсе предложила сделать из этой песни саундтрек к фильму «Любовь по наследству».

Как-то ко мне приехал друг Мурат Бисенбин и предложил снять фильм. Я был не против. Между тем, меня пригласили на съемки сериала «Алиментщики LIVE» в качестве постановщика. Когда продюсеры меня звали на проект, они сказали, что у них сжатые сроки, так как их подвел украинский режиссер, и у меня есть лишь полтора месяца, чтобы отснять 19 серий. Я согласился. Мы действительно отсняли положенное количество материала за установленные сроки. Видно, конечно, что работа была сделана наспех, но именно данная ситуация позволила мне пройти сильную школу режиссерского мастерства.

Когда Нурлан Батыров приезжал в Астану, он тоже поддержал замысел снять фильм. По стечению обстоятельств, я встретил друга Данияра Рыскельдиева, который также поверил в меня и помог с деньгами. Заручившись поддержкой друзей, я попросил астанинского специалиста Нурди Лесбека написать сценарий. Конечно, это не комедия, которую снимают Нурлан Коянбаев, Нуртас Адамбай. Это мелодрама, драма с элементами комедии. Я собрал команду буквально за несколько недель. Подготовка к съемкам была небольшая, нашим основным врагом была погода, которая в Астане в сентябре уже портится. Мы распределили уличные сцены до наступления холодов, а потом снимали в помещениях. Название фильма пришло сходу - «Любовь по наследству»: два брата пытаются завоевать наследство, но в итоге понимают, что главное - не деньги, а отношения. Фильм о семейных и братских отношениях, о любви и предательстве.

- Команду в Астане было трудно собрать? Говорят, легче снять фильм в Алматы, так как с кадрами и аппаратурой в столице сложно.

- Я тоже так думал. Но знаете, я сам по себе человек упертый, если я что-то начинаю, то у меня нет слово «невозможно». Все возможно. Если захотеть, можно и на луну полететь. Когда я снимал клип, короткий метр, сериал, уже тогда нашел хороших специалистов. В принципе, со средней командой тоже можно снять неплохую киноленту. Я, конечно, критично отношусь к своей картине, вижу свои недочеты в работе. Но когда я показывал критикам в Астане, они сказали, что фильм на 4+. «Любовь по наследству» - действительно хороший фильм для народа. Налегке можно прийти, не пожалеть денег, спокойно наслаждаться происходящим на экране.

В работе над фильмом приняли участие выпускники Казахского Национального университета искусств, которые знакомы с кино, так как работали на небольших проектах. Да были ошибки, провалы. Но они действительно старались. Я рад, что в Астане продвигаю полнометражное кино, поскольку в столице этим мало кто занимается.

- Спустя три отснятые картины, Вы ощущаете рост в режиссерской деятельности?

- Честно, ощутил уже на «Путешественнике». Я понял, как можно подавать кино. В «Путешественнике» 4 локации: 3 уличные и 1 основная – комната, где происходит практически всё действие, как в фильме «12» Никиты Михалкова. Мне кажется, этот фильм будет для казахстанцев небольшим фурором в новом направлении. Жанр картины – приключения, триллер. Хочется, чтобы зритель смотрел, не отрываясь, задаваясь вопросом: « А что дальше?» «Путешественник» мы сняли с продолжением, оставив для зрителей загадку на вторую часть фильма.

- Вернемся к фильму «Любовь по наследству». Расскажите об актерском составе? Как подбирали актеров, учитывая Ваш опыт в кино? Выдвигали ли Вы какие-то требования претендентам?

- Да, кастинг проходил интересно. Нурлана и Мурата, понятно, мы сразу определили, так как фильм писался под них. Актрис на женские роли было найти сложно. У Нурлана специфическая внешность, ему не каждая девушка подойдет. Да и в сценарии героиня представлена в нежном образе, поэтому мы искали соответствующую девушку. Кастинг-директор предложила на эту роль чемпионку мира по джиу-джитсу Молдир Мекенбаеву. На пробы пришла девочка с ангельским лицом убийцы. Я не ожидал, что у нее есть актерский талант. Однако, выбрав Молдир Мекенбаева, я не ошибся. Она действительно сыграла хорошо.

Вторую девушку мы искали для Мурата. Для него тоже было сложно найти партнершу, потому что он крупного телосложения и плюс ко всему возраст. Мы его молодили, закрашивали седину, ровняли бороду. А там такой персонаж – девушка, наоборот, должна была быть боевой, заниматься джиу-джитсу. И случайно мне звонит Альбина Оганесян. Я ей говорю: «Слушай, дорогая, приезжай ко мне, у меня для тебя есть роль». А так как она снималась в «Алиментщиках», я знаю, как Альбина играет. В это время пришел Мурат, забегает она, я прошу их встать вместе. В кадре они смотрелись очень хорошо. Она отыграла пару сценок, и я утвердил ее на роль. Так мы нашли девушек для главных героев.

На отрицательную роль был выбран Эдуард Табишев, сыгравший в фильме «Шиза». Он неплохо сыграл подлеца. Его помощницу Акиру сыграла Азиза Рыскельдиева. Этот персонаж мы добавили по ходу съемок. Так как поняли, что антагонисту не хватает помощника.

- Вы учили своих дебютантов актерскому мастерству?

- Да, конечно, готовились. Актер Ержан Тусупов занимался с нашими актерами. Он обучал некоторых актеров, консультировал. Ну и я, будучи с актерским опытом, корректировал их, подсказывал.

- Режиссерские правки в сценарий вносили?

- У нас было много поправок. 10% мы меняли сразу во время съемок: где-то по бюджету не укладывались, некоторые локации подводили. У нас в самом начале произошел коллапс: в первый же день съемок, когда мы приехали на локацию, нам хозяин в последний момент отказал в предоставлении помещения, когда увидел весь наш не маленький состав группы. Мы потратили 2 часа, чтобы снова собраться и найти новое место для съемок. Но, как говорится, все, что не делается, все к лучшему.

- Вы хотели показать Нурлана и Мурата в разных образах. Как думаете, справились ли они со своей актерской задачей?

- Знаете, я тоже очень много об этом думал. Но как говорят в бизнесе: «попытка - результат». Я тоже вначале думал оставить их такими же. Да и они боялись по-своему. И я решил попробовать, почему бы и нет. Мурат исполнял свою роль с удовольствием, я видел, как он играет от души. Кстати, Вы знаете, что Мурат - художник. Он умеет рисовать картины, и мы это показали в фильме «Любовь по наследству». Мурат сам нарисовал потрет Альбины Оганесян. Съемочная команда была в шоке. Что касается Нурлана, он тоже очень сильно старался, так как играть серьезного персонажа не так легко. Мне кажется, он справился, так как все, кто видел трейлер, не узнали его. Говорили, что он серьезный!

Мое мнение, Нурлан и Мурат на 80% они справились со своей задачей.

- У вас разница между прокатом и съемками – 1 год. За это время Вы сняли еще 2 полных метра. Почему Вы так долго не выходили в прокат с первой картиной?

- «Любовь по наследству» - мой первый фильм, и я жаждал пройти весь цикл: от начала до конца, не торопясь. Я боялся ошибиться. И если фильм посмотрит 100 человек - для меня это уже награда. Вначале работаешь на имя, а затем имя работает на тебя. Поэтому первая причина – я не хотел торопиться. Вторая – бюджет немного подвел. Третье – когда мы хотели встать на весну, нас прокатчики отговорили, сказав, что весной много мировых премьер. Нам предложили встать в начале сентября. Возможно, это хорошо, за это время мы отшлифовали некоторые моменты. С прокатчиками посоветовались, они порекомендовали укоротить фильм, некоторые сцены совсем убрать. Ну и в целом, мне кажется, получилось неплохо. Теперь нас просят ускориться со следующими фильмами.

- Не боитесь критики в адрес фильма?

- Я не боюсь критики. Я готов ее встретить, она дает толчок расти быстрее и быть сильнее. Когда критикуют – значит, есть к чему стремиться. Когда все хорошо – это странно. И плохой пиар – тоже пиар, как говорят. Многие известные и малоизвестные режиссеры по всему миру терпели крах, но это их не останавливало. Они делали еще больше, лучше, красивее.

- Вы рассчитываете на финансовую прибыль? Или первый блин комом?

- Конечно, хочется заработать. Я знаю, он что-то, да соберет. Возможно, окупим свои расходы и заработаем немного сверху. Мы не ждем, что «Любовь по наследству» заработает миллионы долларов. «Проявление» и «Путешественник» - да, на них будут ставки, и мы будем настроены на хорошие кассовые сборы.

- Вернуться в актерскую деятельность не планируете?

- Мне предлагают роли. Но я бы хотел посниматься в своих фильмах, как допустим Нуртас Адамбай. Возможно, каких-нибудь злодеев.

Также есть мечта быть как Мел Гибсон – продюсером, режиссером и актером своих фильмов.

- Можно к этому списку добавить еще сценариста.

- Да, режиссер, продюсер, сценарист и актер!

- На будущий год что планируете?

- Если вкратце о планах рассказать, мы стремимся к концу этого года снять один фильм с тематикой Нового года. В Казахстане мало фильмов, которые снимаются к Новому году. У нас есть один сценарий, называется «Три дня до Нового года», любовная история про парня с девушкой. Фантастическая мелодрама. Мы хотим снять фильм зимой, а на следующий год подать прям под праздник.

Есть также планы снять фильм «Путешественник - 2» и создать картину по моему личному сценарию под рабочим названием «Комната». Я его написал 4 года назад, но тогда еще не время было его снимать, фильм требует хороший бюджет. «Комната» - это психологический триллер, боевик. Там тоже зрителей будет ждать интересная история четырех главных героев.

 

Благодарим Нияза Абдигапара за интервью!

 

 

Беседовала Айдана Мамаева

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Премьера фильма «Любовь по наследству»

Состоялся дебют режиссера Нияза Абдигапара

Brod.kz

Фоторепортаж со съемок фильма «Любовь по наследству»

Мурат Бисенбин и Нурлан Батыров предстали в новых для себя образах

Brod.kz

Фоторепортаж с премьеры фильма «Любовь по наследству»

Главные роли сыграли Мурат Бисенбин и Нурлан Батыров

Brod.kz

Мурат Бисенбин о своем герое в фильме «Любовь по наследству»

В картине актер предстанет в непривычном образе

Brod.kz

Выбор Бродвея

15 Ноября

10 причин смотреть «Лигу справедливости»

Казахстанское кино

10 Ноября

В Алматы прошел показ фильмов конкурса «Сделаем кино вместе!»

Зрителям представили 10 короткометражных картин, основанных на реальных историях 

Знай в лицо

Евгений Герасимов

Актер

Олег Анофриев

Актер

Жан-Пьер Дарденн

Режиссер

Джеки Хоффман

Актер

Иван Миколайчук

Актер

Матье Жульенн

Актер

Джозеф Папке

Актер

Евгений Лебедев

Актер