È

«В безмолвии»: Ой, а у вас сознание потекло

Рецензия на фильм «В безмолвии»

В минувшую пятницу в Алматы состоялся премьерный, и надо думать, что последний показ новой картины Ардака Амиркулова «В безмолвии». Образцовая работа, по которой можно изучать среднеазиатский арт-хаус в худшем из его проявлений. Перед началом картины режиссер сказал, что постарался уйти от литературности, и поэтому сюжет фильма здесь не так важен, как состояние, которое пытался передать автор. При этом Амиркулов неоднократно подчеркнул, что его новая работа – это скорее поток сознания. И сознание, действительно, потекло и превратилось в огромную лужу.

В общем, в центре сюжета (который, как мы помним, не так важен) молодой мужчина, который провожает пожилую женщину в последний путь. Параллельно мы узнаем о детстве главного героя, в котором существовала агонизирующая не то мать, не то сестра, и его встрече с роковой женщиной, которая задавала ничего не значащие вопросы, получала столь же вразумительные ответы, купила несколько фотографий и одну картину, названную в честь нее. А еще она танго танцевала и убила кого-то за кадром. Впрочем, это тоже не важно.

Довольно сложно представить, что фильм «В безмолвии» был снят мэтром отечественного кинематографа Ардаком Амиркуловым – автором таких тяжеловесных работ, как «Гибель Отрара», «Абай» или «Прощай, Гульсары». По своему содержанию и настроению фильм больше похож на дипломную работу рефлексирующего по искусству студента КазНАИ им. Т. Жургенова.

Этот сорт начинающих режиссеров снимают «особое кино». Если опираться на ассоциативное мышление, то студенческое кино главной алматинской кузницы будущих кинематографистов, как правило, напоминает провинциальную старшеклассницу, которая надевает на первое свидание все самое лучшее, особо не заморачиваясь, сочетаются ли детали гардероба друг с другом. Подобно акыну, Амиркулов поет в своей картине обо всем, что видит и что понравилось. Тут тебе хокку, там призрак Тарковского веет над факелоносцем, в следующем кадре невыносимо длинная и столь же невыносимо бессмысленная сцены то с чайной церемонией, то с пробкой на центральном алматинском проспекте (который отечественными кинематографистами изнасилован вдоль и поперек).

Диалоги в картине натужные, неуклюжие, колючие и неприятные. Благо, что их мало и смысловая нагрузка в них не заложена, в принципе. К слову, о смыслах. Вообще, «В безмолвии» - это то еще испытание для зрителя, мнящего себя интеллектуалом. Изо всех сил он пытается считать замысел художника, который, по его мнению, где-то сокрыт. Ну, ведь что-то же значит этот мини-оркестр, остервенело пилящий что-то в фойе Жургеновки. Не просто так же он существует в этом потоке арт-мастурбации. И ищет зритель, и обрящет мотивы Фолкнера и Достоевского, и всех других, что в его культурном багаже спрятано. Зря что ли 130 минут себя насиловал до разрыва пасти усыпляющим зрелищем.

Что касается героя, то он типичен для казахстанского арт-хауса. Серый мужчина с отсутствующим взглядом, не выдающийся ничем, переживаний ноль, эмоций еще меньше. Ни чаяний, ни желаний. Он даже не герой, он иллюстрация в аннотации к седативным препаратам. Про таких режиссеры говорят: «А на эту роль я специально искал непрофессионального актера». Амиркулов особо не искал, сам родил, сам взрастил, сам снял (главную роль исполнил сын режиссера – Руслан Амиркулов). Тоже выход, хоть на гонораре сэкономил. Благо, что у нас есть другие режиссеры, которые за государственный счет на гонорарах своим детям и женам не экономят. Природа ведь пустоты не терпит.

В целом, как-то нужно донести старшему поколению режиссеров, что кончилась эпоха «Новой волны». Давно уже кончилась. И все эти шаблоны если и работают, то на горстку интеллигентов, переживших вместе с ними первые четверть века независимости. Да и то уже не всегда. Больше по привычке они ищут в потоках сознания старцев вселенскую мудрость. И находят. Для успокоения художника.

P.S. Если в казахстанском фильме Айсулу Азимбаева не танцует, то, скорее всего, в этом казахстанском фильме Айсулу Азимбаева не снималась.

 

 

В кино ходил Карим Кадырбаев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Трейлер нового фильма Ардака Амиркулова

В главной роли Аскар Ильясов

Brod.kz

Казахстанское кино

25 Февраля, 2021

Новый фильм Ардака Амиркулова выйдет в прокат осенью этого года

«Хирург» с Аскаром Ильясовым в главной роли

Brod.kz

Казахстанское кино

20 Февраля, 2018

Ардак Амиркулов: «В безмолвии» - кино обо мне»

Кинематографист представил фильм, снятый после десятилетнего перерыва

Brod.kz

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Кентал (Талгат Кенжебулатов)

Актер

Тулепберген Байсакалов

Актер

Джами Бейсенов

Режиссер

Ерден Телемисов

Актер

Виталий Кистанов

Режиссер

Жибек Жаппасбаева

Актриса