È

Есетжан Косубаев: «Киноотрасль нуждается в консолидации и корпоративном управлении»

Есетжан Косубаев: «Киноотрасль нуждается в консолидации и корпоративном управлении»

Председатель правления Государственного центра поддержки национального кино Есетжан Косубаев, выступая на заседании Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте Республики Kазахстан, затронул наиболее актуальные вопросы развития отечественной киноиндустрии.

Приводим полный текст выступления главы ГЦПНК на заседании, которое прошло под председательством Государственного секретаря Республики Казахстан Крымбека Кушербаева.

Уважаемый Крымбек Елеуович!

Уважаемые коллеги!

Со всей определенностью можно сказать, что мы с вами являемся не только свидетелями, но и непосредственными участниками не просто кардинальных изменений мироустройства, смены общественно-политической формации многих государств мира. Стремительно происходит смена эпох, насыщенная историческими и знаковыми событиями, которые, выражаясь образным языком творчества, представляют собой глобальный спектакль или захватывающий блокбастер с динамичной сменой декораций, натурных локаций и действующих лиц.

Представители творческой интеллигенции Казахстана восприняли в размышлениях и концептуальных выводах, прозвучавших в интервью Президента страны Касым-Жомарта Кемеловича Токаева в газете «ЕгеменҚазақстан», как месседж о культуре, именно в ее фундаментальном аспекте, как о необходимом факторе жизни страны и ее народа.

И здесь несомненна актуальность создания литературных, художественно-изобразительных произведений, театрально-сценических постановок глубоко и профессионально отражающих не только пассионарные периоды, но и передающих драматические моменты в истории нашего народа: расставание с Родиной, трагедию голода, серьезную потерю части интеллектуальной элиты этноса и последующие удары по вековым традициям народа, морально-этическим установкам и неистребимой любви к своей земле. История сегодняшнего Казахстана также наполнена емкими глобальными событиями, имеющими непреходящее значение. Все эти вехи имеют полное право на отображение как в материальных, так и в нематериальных активах духовной и социокультурной сферах. Тут, безусловно, роль и возможности кино, учитывая его универсальность как культурно-индустриального продукта, не подлежат сомнению.

Созданию Государственного центра поддержки национального кино предшествовал не простой, но динамичный путь развития отечественного кинематографа. У казахов есть замечательное объемное слово «шүкіршілік». Благодаря усилиям государства, и пристальному вниманию и поддержке со стороны Нурсултана Абишевича Назарбаева, казахское кино не затерялось в прострации и безвестном будущем в период распада СССР и бракоразводного процесса в системе советского Госкино.

Выкраивая золотые тиыны из еще не укрепившегося бюджета молодого государства в киноотрасль, Казахстан уже на заре независимости обозначил вектор на сохранение и поддержание культурных ценностей. Государственная политика в этой сфере играла и сегодня играет ключевую роль в формировании патриотического мировоззрения, особенно это адресуется молодому поколению казахстанцев.

Достаточно сказать, что отечественная киносфера с 2001 по 2020 годы была профинансирована бюджетом страны в объеме почти 70 млрд. тенге, и выросла в 16 с лишним раз за этот период.

Безусловно, были удачные результаты, выразившиеся в достаточно громких победах на МКФ, вхождение в шорт-лист престижнейших международных кинопремий, но если соотносить эти достижения с поддержкой государства, кстати, из кармана налогоплательщиков, то будет уместно сказать, что в этом случае гора родила мышь. И сегодня главная задача Министерства культуры и спорта, ГЦПНК, киностудии «Казахфильм» – это внятный и продуктивный ответ на эту заботу.

Кинематограф Казахстана, с его разносторонними сегментами должен определить свою позицию и место в мировой системе координат процессов, происходящих в этой важной сфере. Бесконечно потребляя, не осознавая ответственности за народные деньги, воспринимая бюджет только с этих позиций, не побоюсь этого слова – аморально!

Практика келейных решений, по принципу «своя рука -владыка» должна кануть в Лету. Мы должны сегодня создать мощную синергию всего потенциала: государства, творцов и производства для выработки долгосрочной системы, если хотите методологии корпоративного управления отраслью.

В этом случае мы сможем поднять художественный уровень картин, оптимизировать расходную часть производства, активно интегрироваться с мировым кинопроцессом, утвердить новые стандарты, внедрить инновационные подходы.

Об этом, как я понимаю, в очень деликатной форме и было сказано в интервью Главы Государства.

Создание эпохально значимых полотен, особенно исторических, как например «Золотая Орда», потребует от киносферы Казахстана высокой профессиональной компетенции. И здесь уместно сказать, что мы должны извлечь уроки из предыдущего опыта с кинокартиной «Кочевник», где, при колоссальном бюджете, необходимый результат фактически не был достигнут. Казахстан, с его богатейшей, аутентичной историей, его талантливым творческим потенциалом, ландшафтными преимуществами, а главное - политической и экономической стабильностью должен играть роль магнита, международного хаба для передовых кинопроизводственных компаний. Для этого Законом «О кинематографии», другими нормативно-правовыми актами созданы достаточные условия. Сейчас Центр поддержки национального кино, совместно с Министерством культуры и спорта активно работает над необходимыми изменениями и дополнениями в этот Закон. Будут учтены все важнейшие аспекты отрасли, которые не нашли отражения в первом варианте. При современных темпах развития кино совершенствование и адаптация ее к постоянно меняющимся реалиям — это естественный процесс. Например, за 23 года существования аналогичного российского Закона поправки и дополнения в него вносились более 20 раз.

Как правильно заметил Президент, крупнейшие мировые кинопроизводящие и стриминговые компании проявляют живой интерес к Азии. В обновленный Закон мы хотим внести такие понятия, как киносериалы и киноспектакли. Именно эти виды жанров пользуются сегодня большой востребованностью у зрительской аудитории. Мы должны максимально ориентировать наших создателей фильмов на формирование контента, соответствующего статусу «национальный». А это фильмы на исторические темы, социально-значимые, молодежные, документальные работы о великих деятелях Казахстана, анимационные картины для детей с выходом на международные кинорынки. Киноцентр начинает подготовку к реализации мегапроекта – «Золотая Орда». Без сомнения, это большой амбициозный анонс, требующий не экстенсивного, а фундаментального подхода от деятелей кино, государственных структур, партнеров из мировых центров кино, то есть создания международного киноконсорциума. Тема 30-летия независимости Казахстана должна на самом высоком идейно–художественном уровне найти воплощения во всех жанрах кинематографа.

Бүгінгі Ұлттық комиссияның пікір алмасуы барысында мен Сіздерге бір ұсыныс айтқым келеді. Ол – «Алтын қазына» деген айдарман «Ұлы Дала киношежіресі».

Осы бағдарлама арқылы қазақ халқының сонау баяғы ғұндар дәуірінен бастап, бүгінгі Егемен Ел болған кезіне дейінгі тарихи – көркем жанрда баяндайтын фильмдер циклін түсіруді аса қажет деп санаймын.

Өйткені, бұл киношежіре ұлтымыздың рухани ескерткіші ғана емес, қазіргі күнгі мемлекеталдындағы аса маңызды ішкі және сыртқы саяси мәселелерді шешуге атсалысатын идеологиялық көмекші құрал деп ойлаймын.

Важнейшим условием для достижения успешных результатов в кинопроизводстве должны априори стать такие факторы как роль Экспертного совета и его заключения о художественном достоинстве сценариев – заявок участников питчинга, в опредлении критериев и их соответствия статусу национального фильма. Системный мониторинг специалистами Центра процесса кинопроизводства, анализ и контроль за расходованием бюджетных средств, в рамках установленных полномочий. Проверка на соответствие итогового продукта установленным требованиям и критериям национального фильма - Экспертным советом и Межведомственной комиссией.

На сегодня частными инвесторами построены 102 современных кинотеатра с 368 залами в них. По количеству залов мы являемся третьей кинотерриторией среди стран СНГ после РФ и Украины.

Доля отечественных фильмов в прокате выросла почти в 4 раза, до 18% в 2019 году, как по количеству фильмов, так и по количеству зрителей.

В прошедшем году, по оценке участников рынка потери отрасли из-за пандемии составили порядка 15,0 млрд. тенге. Треть кинотеатров страны по-прежнему закрыты, оставшиеся работают с серьезными ограничениями, есть случаи закрытия кинотеатров в связи с невозможностью продолжения деятельности. По нашим оценкам, на восстановление показателей докарантинного периода кинотеатрам понадобится не менее 2-х лет.

Возникла настоятельная необходимость оказания прямой одноразовой финансовой поддержки данного сегмента казахстанской киноиндустрии. На эти цели требуется сумма порядка 2, 1 млрд. тенге.

Если говорить о ключевых моментах, способных вывести системно сферу отечественного кино на качественно новый уровень, то есть отвечать требованиям статуса ұлттық– сделано в Казахстане, необходимо реанимировать и создать сеть 4-х, 5-ти зальных кинотеатров нового поколения, преимущественно в малых городах и районах, где 52 % населения не имеет возможности смотреть фильмы. А это и есть весомая точка роста для проката и популяризации отечественных картин. Налицо – экономический и социокультурный эффект. В настоящее время ГЦПНК совместно с МКиС, мейджерами проката, владельцами киносетей РК ведется активная работа по выработке модели этого важнейшего проекта, который призван исправить этот перекос.

И конечно же, нельзя обойти вниманием такой ключевой аспект, как профессиональное обучение и подготовка кадров. Не умоляя достоинств главных центров образования киноспециальностей в бывшем СССР, сегодняшняя динамика и диверсификация этой индустрии требует регулярного перевоплощения. Стремительное смещение интересов мировых лидеров продакшн в сторону новых рынков и безусловно, в Азиатское пространство, ставит вопрос пересмотра системы содержания и методики преподавания молодым талантам. Сегодня цеха продюсеров, режиссеров, технических и других сегментов кинопрозводства Казахстана пополнились отрядом специалистов получивших дипломы от уже известных мировых и других обучающих центров. Это отрадно, но не снимает проблему в целом - создать на будущее мощный квалифицированный ресурс для отечественного кинематографа. Корневая суть любого творца, его близости к сокровищнице истории своего народа, традициям и к мировозрению Великой кочевой цивилизации станет залогом к росту настоящего Художника!

Практически назрел момент к формированию концептуального обновленного видения специализированного национального ВУЗа по подготовке кадров для кино и телевидения, как неразрывный цикл этой важной отрасли.

Если отмотать пленку на 40 лет назад, то отчетливо видно, какую важную функцию в реализации культурной политики государства, и духовной жизни народа играли творческие союзы. Мнение цеховых объединений было мерилом, катализатором, как творческо–производственных достижений, так в разрешении важнейших идеологических дискуссий, а порою и конфликтов. Они были мощным плечом власти, в постоянном диалоге с творческой интеллигенцией. Нужно признать тот факт, что влияние и авторитет этих общественных структур, из-за отсутствия должной финансовой и организационно-практической поддержки сегодня де-факто - формальный. Это в свою очередь порождает систему авторитарности и самоуправства в системе управления творческих государственных структур, игнорирования мнения профессионального экспертного сообщества, не создает мультипликативного результата в достижении высоких целей и задач сферы культуры и идеологии в целом. Было бы правильным со стороны Правительства и других государственных органов определить системную меру их поддержки в виде выделения грантов, приглашения на конкурсы по распределению государственного заказа, привлечения внебюджетных возможностей.

Хотелось бы отметить, что несмотря на наличие определенных проблем в сфере кинематографии, только консолидированная, объединенная и твердая позиция всех заинтересованных сторон будет способствовать их решению. Как говорится, дорогу осилит идущий.

Сегодня ГЦПНК в полном взаимодействии с МКиС определил реальные шаги по развитию всех составляющих отечественной киноотрасли, ее будущих перспектив на основе консолидации всех заинтересованных сторон, как достойного игрока мирового кинопроцесса.

Хочу поблагодарить присутствующих за предоставленную возможность изложить в кратком виде основные узловые моменты деятельности, требующие вдумчивого государственного подхода и выразить надежду, что отечественная кинематография внесет достойный вклад в духовное становление нашего народа.

Спасибо за внимание!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Утверждён новый состав совета директоров киноцентра

Гани Касымов, Бекболат Тлеухан, Арман Дунаев и другие…

Brod.kz

Кино должно прийти в районные центры и моногорода

О реализации проекта «100 народных кинотеатров»

Brod.kz

Киноцентр продлевает срок подачи заявок до 1 марта

Решение является крайне необходимым и обоснованным

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Динг Лианг

Режиссер

Фуюань Лью

Режиссер

Мельвиль Пупо

Актер

Брэд Питт

Актер

Мелани Лоран

Актер

Нильс Ареструп

Актер

Ришар Боренже

Актер

Марика Грин

Актер