È

Драма казахстанских кинотеатров: о спасении отрасли

Драма казахстанских кинотеатров: о спасении отрасли

Владельцы кинотеатров в Казахстане устали бить в колокола и, пожалуй, все, что остаётся им сегодня – цепляться за любое послабление со стороны властей в отношении функционирования кинотеатральной отрасли в попытке выжить.

Цифра в 15 миллиардов тенге – во столько оценены потери бизнеса за период пандемии – озвучена уже не раз, однако положение этого сектора кинобизнеса по-прежнему непростое. Более того, первый локдаун сказался на психологическом состоянии сотрудников кинотеатров.

- Опыт первого локдауна на 90% довел нашу компанию до банкротства. Около 10 месяцев мы были закрыты, если еще месяц оставались в таком состоянии, наступили бы необратимые последствия, - говорит коммерческий директор Chaplin Cinemas Дмитрий Кириенко. У компании масса обязательств, много сотрудников, которых уже невозможно было содержать. И главная опасность в том, что члены нашей команды, пережившие кошмар первого локдауна, очень остро воспринимают повторные ограничения. И для нас самым страшным является то, что мы не понимаем до конца критериев, на которых базируются решения о приостановке деятельности, их субъективность вызывает массу вопросов. Я всегда говорил, что беспокоиться нужно не только о кинотеатрах. Кинотеатр – это монетизатор усилий множества людей. В стране в кинопрокате работают, допустим, 10 тысяч человек. Но еще как минимум 10 тысяч – это люди, которые работают за кадром – музыканты, художники, сценаристы, режиссеры, весь бэкстейдж. И всем им нужно кормить свои семьи. А когда речь идет о простое кинотеатров, речь идет о стагнации всей отрасли.

Уже очевидно, что под угрозой находится вся отечественная киноиндустрия, где кинотеатр – одно из наиболее важных звеньев. Без кинотеатров, говорят их владельцы, все остальное в кинематографе становится бессмысленным. А значит, мы рискуем потерять огромный пласт культуры и искусства, на развитие которого ушли десятилетия. Отечественное кино, сегодня стремительно теряет позиции. Зритель, ввиду отсутствия предложения, смотрит больше зарубежные фильмы, а значит, следующими за кинотеатрами жертвами пандемии станут производственные кинокомпании, режиссеры, актеры, словом, вся киноиндустрия.

«Всем известно, что основной источник дохода кино – это кинотеатры. Если кинотеатры уйдут, показывать фильмы будет негде. В других странах сейчас смотрят кино на стриминговых площадках. Но уже первые месяцы показали, что это не приносит достаточного заработка, не окупается. И все – Universal, Walt Disney – отложили свои премьеры, не стали ориентироваться только на стриминг. Почему все крупные компании приняли такое решение? Это говорит о том, что кроме кинотеатральных площадок, не только в Казахстане, но и во всем мире, ничего лучше нет. Стриминг, онлайн-вещание, телевидение – все это второй этап», - обозначил приоритеты генеральный директор Kinopark-Kinoplexx Theatres Алмаз Малдыбаев.

Сами кинематографисты подтверждают: только что привыкший к казахстанскому контенту зритель, не имея сегодня альтернативы, теперь смотрит зарубежное кино. Возможно, дело не только в отсутствии выбора, как такового, но и в качестве того, что рынок в состоянии предложить. И это опять же история об условиях, обстоятельствах, в которых на сегодняшний день вынуждены снимать наши кинематографисты.

- Эта ситуация складывается уже давно, - поделился мнением кинорежиссер Рашид Нугманов. Государственный кинопрокат после развала Союза был разрушен, потом стали восстанавливать частные киносети. С тех пор мы видим на экранах мало отечественного кино, правда, в последние годы, зрители стали больше смотреть наши фильмы, в основном, конечно, комедии. Но почему массовый зритель все еще обращается к американскому кино – качество намного лучше, зрелищность, больше внимания на драматургию. Что я имею в виду под драматургией? Истории, которые смотрят от начала и до конца – они захватывающие. Этому надо учиться. Нужно делать наше кино более зрелищным, ориентированным на зрителя. В конце концов, мы же создаем кино не для себя. Это искусство коллективное и массовое одновременно. Поэтому нужно повышать качество сценариев, обратить их к зрителю.

«Понимаете, как выживать кинотеатрам – проблема общемировая, поскольку эта ситуация начинается с Америки, Индии, Китая - кинодержав, где есть мощная сеть кинотеатров и прокат. Помочь мы ничем не сможем, кроме как производить картины. Если подходить к этому с позиции государственной, с позиции державной, то культуру нужно защищать с тем прицелом, чтобы люди смотрели свой контент. Поэтому озабоченность моя, как режиссера и продюсера - только с этой стороны. Нужно снимать как можно больше своих картин. В состоянии государство это сделать? Не знаю», - говорит кинорежиссер Абай Карпыков.

Happy End и роль государства в спасении отрасли.

Получается, пандемия сузила и без того замкнутый круг. Кинотеатрам стало нечего, да и негде показывать отечественное кино. А для кинопроизводственных компаний, несмотря даже на поддержку Государственного центра поддержки национального кино, теряется смысл в выпуске новых проектах. И если последние на этом фоне находятся в более выигрышном положении, то кинотеатральной отрасли надеяться здесь не на кого, кроме государства, из-за ограничительных решений которого, как бы субъективно это не выглядело, отрасль и оказалась в сложном финансовом положении.

- Я могу сказать, что Россия пережила те же самые события, но произвела немыслимый рывок для поддержки кинотеатральной и в целом кинопроизводственной отрасли, - убежден Дмитрий Кириенко. С 1 января по 30 марта текущего года все фильмы, которые были выпущены при поддержке российского Фонда кино, были дополнительно дотированы на 100% сумму проданного билета: 50% «добрасывалось» кинотеатру к проданному билету и еще 50% к выручке продюсера. Это привело к тому, что в указанный период на экраны вышло более 40 локальных картин, а это цифры хорошего годового показателя. То есть за три месяца было выпущено на экраны такое количество, которое затмило нехватку студийных релизов и запустило маховик. Я думаю, экономисты в нашем правительстве должны понимать, что запуск любой индустрии гораздо сложнее, нежели недопущение ее остановки. Понимаете? Поэтому мы очень обеспокоены тем, что все ограничительные меры во многом, к сожалению, неэффективны. Они настолько наглядны и показательны, что последствия будут ощущаться еще несколько лет. Каждое месячное ограничение по работе кинотеатров будет сказываться на протяжении нескольких кварталов текущего и последующих годов.

«Поддержка нужна. Любое предприятие, которое было закрыто по государственному постановлению, должно быть поддержано государством. Так происходит во всем мире. Если государство выступает за закрытие предприятия, соответственно, оно оказывает помощь, чтобы это не привело к банкротству предприятия. В нашем случае, государство закрывает и ограничивает, но никакой поддержки не оказывает - ни в выплате заработной платы, ни в погашении банковских платежей. Кинотеатры Европы, Азии (Корея, Япония) получают государственные дотации, а там, где нет помощи, период закрытия минимальный. В России сначала были дотации, но потом они решили открыть кинотеатры. Для нас же вопрос висит в воздухе - что нам дальше делать? Идти в банк и дополнительно просить деньги? Государственный центр поддержки национального кино запускает фильмы на сумму до 5 миллиардов в год. Хотя бы половину этих денег выделите кинотеатрам, как единовременную помощь. Кинотеатры вам так будут благодарны, что после открытия, все фильмы, которые вы финансируете, возьмут с удовольствием, и они наверняка станут доходными. С другой стороны, мы, может, и выживем, с горем пополам. Но когда к нам придут режиссеры с картинами и захотят показывать свои фильмы, у меня будет моральное право отказать. Нас в свое время никто не поддержал, почему мы должны теперь кого-то поддерживать? Это не угроза, не шантаж, это обычная логика. Каждое действие имеет свое противодействие», - подчеркнул Алмаз Малдыбаев.

С несправедливым положением дел в индустрии кинематографисты соглашаются. У них свои алгоритмы вывода отрасли из кризиса, которые, к слову, основаны на хорошем понимании бизнес-процессов и в целом потребностей всего кинематографа.

«Нельзя закрывать кинотеатры. Да, нужно ограничивать посадку, как это делается во многих странах, возможно, сокращать количество сеансов, но полностью закрывать – это же гибель для киносети. В кинотеатрах хорошая вентиляция, у них исправно все работает, после каждого сеанса проходят дезинфицирующие мероприятия. Просто закрыть - значит убить прокат. Я категорически против этого. Нужно ввести поощрительные меры для кинотеатров для показа отечественного кино, снизить налоги, освободить от НДС. В России производство и эксплуатация национальных фильмов освобождены от уплаты НДС, если это в России возможно, почему это невозможно у нас? Какая-то толика будет возвращаться кинематографисту, и помогать ему в работе, в запуске новых проектов. Тогда появится стимул делать все-таки кино, на которое будут ходить люди», - говорит Рашид Нугманов.

«Нужно заглядывать в будущее и думать о том, чтобы строить параллельно прокатную сеть, которая, возможно, будет в руках государства. Она как раз должна обеспечить зрителя собственной продукцией. Кинотеатры, которые сегодня существуют, они расположены в основном в больших городах. Но основное население, которое проживает в районных и областных центрах не имеет возможности смотреть отечественное кино. Сейчас жизнь парализована. Как будет дальше продолжаться, какой формат будет побеждать – это вопрос. Главный вывод прост - как только закончится пандемия, нужно думать о будущем, нужно показывать народу свое кино, а для этого должна быть построена своя сеть кинотеатров», - считает Абай Карпыков.

Напомним, за 1 квартал 2021 г. было показано 112 новых фильмов, в том числе: казахстанских - 9 (8%), российских - 26 (23%), зарубежных - 77 (68%). Сорваны релизы крупнейших голливудских компаний, ведущие продюсерские компании Казахстана также не хотят запускать свой продукт в кинотеатры из-за сложившейся ситуации. Доля отечественных фильмов, как в прокате, так и по сборам снизилась в два раза, тогда как доля российского и зарубежного кино увеличилась по сборам на 3,4% и 19,1 % соответственно.

 

Превью: kazakhcinema.kz

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

16 Декабря, 2014

14 фильмов 2014 года

Небольшой обзор

Виталий

Казахстанское кино

20 Сентября, 2018

Лауреаты национальной кинопремии «Тулпар»

Фильм «Оралман» Сабита Курманбекова забрал шесть статуэток

Brod.kz

Казахстанское кино

21 Ноября, 2017

Премьеры недели: Из крайности в крайность

Ожидается премьера казахстанских фильмов: «Больше, чем кино» и «100 минут о любви»

Brod.kz

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Дэнни Гловер

Актер

Стивен Бауэр

Актер

Джон Сэвэдж

Актер

Харукико Яманоути

Актер

Карло Фуско

Режиссер

Пастор Шеперд

Актер

Мария-Елена Лаас

Актер

Дайан Грушка

Актер