Главное - верить в Бога и в себя

Главное верить в Бога и в себя

Наверное, у каждого из нас есть человек, о котором хотелось бы рассказать. Поведать всему миру, не скрывая ничего, не утаивая ни мгновения его жизни, искренне гордясь… Мне хочется рассказать о Медете Шаяхметове. С Медетом я познакомилась на втором курсе (он был на 1-м) в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенева. С тех пор мы хорошо общаемся. В свои 20 лет Медет учится в Нью-Йоркской киноакадемии, снимает клипы и видеоролики. Чем еще успевает заниматься этот талантливый представитель казахстанской молодежи? Вы можете узнать об этом, прочитав интервью.

- Как ты связал свою жизнь с кинематографом?

- Сам того не планируя, свою жизнь с кинематографом я связал в 11-м классе. Один из моих друзей хотел снять короткометражный фильм для нашей подруги, он спрашивал мое мнение, я ему советовал, так продолжалось некоторое время, а в итоге он дал мне камеру и все снял я сам. Первое видео называлось «SUNDAY» (надеюсь, его никто не видел). Я не знал, как управлять камерой, и спрашивал у друга, где старт, а где стоп? Так я и связал себя с кино. Я получил огромное удовольствие при создании видео. Настоящий «кайф» я испытал тогда, когда люди оценили мое первое творение.  Довольно много отзывов было в ресторане, где проходило само мероприятие, а также много положительных отзывов я получил в интернете. Будучи школьником, я начал снимать видеоролики  и участвовать в конкурсах.

- Что в искусстве тебя радует больше всего?

- Я с детства рисовал. Это занятие мне приносило много радости. Больше всего мне нравился графический дизайн, но однажды я снял свои первые три ролика и вроде получилось не так плохо. Один мой друг посмотрел мои работы. Ему они понравились, и он посоветовал мне поступить в академию кино, ссылаясь на то, что у нашего кинематографа есть будущее и у меня неплохо получается. Художественное мастерство – это то, чем я занимался до кинематографа, и я понял, что мне кинематограф близок. Ведь кино это изображение, только посредством живых людей – актеров, а изобразительное искусство – это «язык красок». В итоге я поехал в Алматы поступать в Казахскую академию искусств имени Темирбека Жургенова.

- А как ты попал в Нью-Йоркскую киноакадемию?

- Я выиграл грант от фонда «Алем Саби». Это некоммерческая организация, которая занимается поддержкой молодых дарований. Я патриот своей страны, но всегда чувствовал себя «чужим среди своих». Мне многое не нравилось в быту. В свое время я был фанатом американской жизни, но чем старше я становился, тем отчетливее я понимал, что мы сами создаем свою атмосферу и свою жизнь. Постепенно я нашел таких же, как я. Сейчас у меня много друзей в Казахстане, с которыми мы развиваемся и делаем что-то новое в нашей стране. Мечта поехать на Запад никогда не угасала, она всегда была. Я хотел увидеть своими глазами, что и как делается. Почему люди стараются быть похожими на них? Почему люди одеваются, так как они? Откуда это идет? Началось все с поездки в Алматы. Мне всегда казалось, что там  живут монстры во всех сферах, т.к. этот город - медиацентр нашей страны. Я думал, что меня там «съедят», если я приеду с пустыми руками. И поэтому я нарабатывал себе портфолио. Я делал какие-то мелкие ролики и на тот момент, когда я поступал, в академию Жургенова у меня было около 20 проектов. На грант я не поступил, хотя набрал по ЕНТ 102 балла, а творческие сдал на «отлично». Мне обещали дать грант и я остался. Отучившись год, грант я не получил, а по семейным обстоятельствам мне надо было что-то решать, т.к. платить за учебу не было возможности. И я начал искать фонды, которые смогли бы оплачивать мое обучение. Так мой один друг посоветовал мне подать заявку на грант через фонд «Алем Саби». Я отправил заявку, ждал какое-то время. Они мне ответили. Прошло собеседование. Пройдя 3 тура, мне сказали, что я получил грант. Я был безмерно счастлив, что в меня кто-то поверил, помимо моих родителей. Я начал учиться на гранте неделе две и меня снова пригласили в фонд для переговоров. Президент фонда Асель Имангалиевна Тасмагамбетова сказала мне, что видит определенный потенциал и верит, что я смогу развить свои способности за границей, т.к. у них есть люди, которые их поддерживают, а это Тимур Бекмамбетов и Акан Сатаев - они оценивают резюме кандидатов. В итоге фонд предоставил мне обалденную возможность выбрать ВУЗ за рубежом, в котором я хотел бы учиться. Я поискал варианты, объяснил, почему хочу выбрать тот или иной ВУЗ и в итоге,  остановился на Нью-Йоркской киноакадемии, где по сей день и обучаюсь. До учебы за рубежом я сотрудничал с большими компаниями и с известными артистами России и Казахстана. На тот момент я буквально «создал» музыкальный клип Гуфу и Басте, в интернете было более 1 500 000 млн. просмотров. Этот клип я отправил в Нью-Йорк и еще запустил со своей подругой Роксаной Адильбековой линию одежды "Оттепель", которая шьется в Нью-Йорке. Там все посмотрели, оценили и  начали вести переговоры по моему поступлению, также они проверили уровень моего английского. Через 2 дня мне пришло письмо от директора Нью-Йоркской киноакадемии с подтверждением о моем зачислении. На тот момент я снимал полкомнаты на 2-м вокзале в Алмате. 4 января 2013 года я прилетел в Нью-Йорк.

- Над чем ты сейчас работаешь?

- Годы обучения проходят очень интересно и с большой пользой лично для меня, т.к. я узнал, как работают специалисты на Западе. Побывал на многих сэтах. Мы всегда загружены. У меня обучение проходит с 09:30 утра до 19:30 вечера. За неделю вперед нам дают разные задания. Когда я приехал, в первую очередь познакомился с 16-миллиметровой пленочной камерой и был в шоке. Мы с первого дня начали снимать.

- А что насчёт доступности технического оборудования в академии, вы можете его использовать для своих работ?

- По мере возможности академия предоставляет все сама. На улицах снимать можно, но не везде. Тут все очень дорого! Но академия дает камеру (первое время это были убогие аппараты), свет и разную технику. В первые дни мне было очень сложно, но интерес к кино все переборол! 16-миллиметровую камеру мы разбирали и собирали вплоть до винтиков. Я даже им сказал, что мне это напоминает уроки НВП в Казахстане. Они так странно на меня посмотрели, что я почувствовал себя неловко. (смеется.) Все проходит поэтапно, по четвертям. Четверть проходит и начинается новый уровень, новые задания, новая камера, новое оборудование, свет. Все сложнее и сложнее. Сейчас уроки закончились, и я работаю над курсовой работой.

- Что ты можешь сказать о казахстанском кинематографе?

-  Сейчас я всего лишь студент, рано ещё о чем либо говорить. Пока я не снял ни одной полнометражной картины и не вправе судить режиссеров, которые уже в производстве. Я хожу в кинотеатры, и в мои правила не входит уйти на половине фильма. Я досмотрю! Потому, что уважаю труд съемочной команды, которая работала не один день. Я слежу за работами молодых режиссеров и не только. На мой взгляд все движется в правильном русле. Я вижу, что картинка становится четче, звук лучше, актеры начинают играть по настоящему, хоть и не идеально. У нас в стране все расцветает. Думаю, не только в кинематографе все цветет, но в искусстве в целом. По поводу кино. Сейчас снять его доступно любому человеку, хоть на телефон. Была бы только идея! Раньше все было сложнее. Единственное, что мне не нравится - это кино на казахском языке. Не все конечно! Но, к примеру, те же сериалы. Я смотрел их по телевидению и был очень разочарован! Может кто-то со мной не согласен, но что такое качество? Это же не только картинка! Это игра актеров, это звук, это организованность. А наши казахские сериалы не тянут. Если кто не согласен, посмотрите, что делает запад, к примеру такие сериалы, как: «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы», и их тысячи! Но у нас сейчас подрастает поколение, и я надеюсь, что они все исправят. Я оптимист и я верю, что у нас все получится.

- Как ты думаешь, существует ли такое понятие, как «плохое кино»?

- Я не говорю, что есть плохое кино. Есть кино не для меня. У любого кино есть свой зритель. Вот, например моя мама смотрит, а мне не нравится. Но это не значит, что оно плохое.

- Некоторые режиссеры думают, что самое главное - идея, кто-то говорит, что звук, кто-то говорит - операторская работа, кто-то говорит главное, чтобы режиссура тонкая была, или главное - актеры, кто-то говорит, что сценарий. Для тебя, что самое главное, когда режиссер начинает снимать фильм?

- Я так скажу. Все должно быть главным. Нет ничего второстепенного. Это более важное, а это менее... Все в совокупности будет одним целым. Нельзя судить, что главнее. Если будет отличная картинка, а звук не дотянет до уровня, то потеряется вся атмосфера фильма. Например, нас в Америке учат, что от звука зависит 50% успеха фильма. Я большой фанат кино. Я люблю, когда картинка очень интересная. Я очень люблю Тарковского, т.к. он дотошно работал над каждой мелочью. Если я хочу, чтобы мой фильм понравился многим, я должен прилагать массу усилий, особенно до съемок. Когда ты все продумал, когда ты все просчитал: звук, свет и т.д. на съемках люди воплотят все твои замыслы. Конечно, многое зависит от команды вокруг тебя. Но каждый режиссер должен быть профессионалом своего дела.

- А что на Западе говорят о казахстанском кинопроизводстве?

- Я встречал ребят, которые смотрели фильм «Келин» Ермека Турсунова. Почему? Потому, что оно есть на netflix. Есть такой интернет-магазин спутникового телеканала, где есть этот фильм. Некоторые смотрели «Жаужурек Мын Бала» Акана Сатаева, и на самом деле одни положительные отзывы. Ну, соответственно, почти каждый второй смотрел «Дозоры» Тимура Бекмамбетова, если эти фильмы можно отнести к нашему кино. Тут людям нравится все. Какой-то определенной критики нет. Может и не пришло еще время говорить полноценно о казахстанском кинематографе в мире.

- На чем, по твоему мнению, лучше сфокусироваться отечественному кинопроизводству?

- Классный вопрос - есть, над чем подумать. Мне кажется, что дело в опыте. Чем больше ты снимаешь, тем больше ты понимаешь, что можно делать, а что нельзя. Нужно больше практиковаться. Особенно, студентам кинофакультета. Очень важна роль «вкуса», эстетики, любви к деталям. В кинопроизводстве важен каждый человек, даже тот, который что-то носит. Когда люди знают свое дело - это круто. Конечно, нужно делать красивое и качественное кино. У нас в Казахстане  часто делают локальный продукт. Чаще всего разные смешные комедии на уровне казахского зрителя. Почему это делают? Потому что, люди пойдут смотреть это кино. Делают в основном для кассы, а кассы все равно нет. Люди боятся экспериментировать, делать что-то новое. В этом вся проблема!

- Когда у тебя есть время посмотреть кино, какие фильмы ты смотришь?

- Я стараюсь смотреть кино каждый день. К сожалению, это не всегда получается. Времени не хватает. Я стараюсь смотреть всегда разные картины, но на данный момент я люблю психологические триллеры-паззлы, которые предоставляют пищу для размышлений. И классику смотрю. Куда без нее?!

- Что ты сейчас читаешь?

- Я люблю классику, но сейчас читаю больше о кино и на английском языке.

- В академии Жургенова ты учился на режиссера монтажа, на многих проектах выступаешь как оператор, где-то ты даже работал на буме, сейчас ты учишься на режиссера кино. В каком амплуа ты себя видишь в будущем?

- В амплуа режиссера. В других сферах я тоже получаю незаменимый опыт. Режиссер должен перепробовать все. Я делаю и монтаж, и графику, умею работать со звуком, и даже смогу выставить свет. Но по своему призванию я все-таки режиссер. Все, чем я занимался до режиссуры, мне помогает сегодня. 12 лет своей жизни я отдал музыке. Я бывший вокалист и пел с 6 лет. Ездил в Санкт-Петербург, в Москву, в Египет с концертами. Это было мое первое прикосновение к искусству, параллельно с рисованием. У меня есть даже определенные награды. Самое интересное, что это мне помогает в монтаже и в съемках в целом. Я знаю, как держать ритм, у меня есть слух и соответственно, определённый вкус.

- Может расскажешь о той работе, которую ты сейчас снимаешь?

- В общем это история о том, что люди чаще всего неправильно ставят свои приоритеты, о том, что у нас есть выбор, но не всегда мы делаем его правильно. О настоящей жизни. Фильм-головоломка. Кто-то возможно узнает себя. Он несет вот такой вот посыл. А что будет дальше, зрители, наверное, посмотрят сами. В целом, я хочу уложиться в хронометраж в 10 минут. Моя цель - сделать его как можно короче и понятнее. Я не люблю затянутые короткометражные фильмы. Я большой фанат короткометражек, которые  длятся не более пяти минут. Надеюсь вас удивить. Даст Бог, я закончу все к 10 декабря. Постараюсь сделать его на двух языках. На русском и на английском. Также постараюсь сделать и на казахском. Слов в фильме практически нет. А так, в скором времени все увидите в сети, также будут и подарочные Blu-ray версии фильма с дополнительным диском о том, как создавалось кино.

- Говорят, что в режиссуру должны приходить в более осознанном возрасте. Лет в 30 пришел Шукшин и Тарковский. Сейчас я учусь на 4-м курсе и лишний раз в этом убеждаюсь. Ты впервые познакомился с процессом создания кино, когда тебе не было и 18… Чувствуешь себя ранней пташкой кинематографа?

- Я соглашусь местами, но, с другой стороны, поспорю. Главное - жизненный опыт, и насколько он у тебя богат, ведь кино - это отображение твоей жизни. Я думаю, чем взрослее, тем опытнее, но это не всегда так. Бывает, взрослее становишься, но не опытнее. В основном я получаю ремесло. Я пас баранов в 11 лет. На одной ферме в Косшы я заработал себе на первый мобильный телефон. Это тоже опыт. Я разрабатывал свою коммуникабельность, был активистом в школе. Мне было все интересно. Я брался за все. В свое время я танцевал хип-хоп. Надо пробовать себя во всем и постоянно развиваться. Теперь самое время развиваться в  направлении режиссуры. Основу я получаю, а полнометражные фильмы я смогу снимать и в 30-40 лет. Меня 3 раза приглашали на работу участвовать в полнометражном фильме в разных аспектах. Предложили в 18 лет делать графику и спецэффекты, но я отказался, т.к. понимал, что мне не хватает опыта работы. В Казахстане не воспринимают всерьез молодежь, допустим, мой возраст никогда не озвучивается, когда ведутся переговоры. Марк Цукерберг заработал свои миллионы в 20 лет и это подтверждение тому, что не важно, сколько тебе лет, а важно, что у тебя в голове. У меня друзья, на самом деле, разного возраста и мне неважно, ходят ли они в школу или имеют высшее образование. Мне важно -  насколько хорошо он знает свою работу?

- Каких режиссеров ты можешь выделить в Казахстане?

-Я еще не видел, но мне очень интересно посмотреть работу Эмира Байгазина «Уроки Гармонии». Я увидел отрывки, которые «гуляют» по сети и уже хочу посмотреть. Думаю, что его можно отнести к новой волне. Очень уважаю Акана Сатаева, который один из немногих движет казахстанский кинематограф и делает действительно хороший продукт.

- А вообще, чем ты занимаешься вне учебы?

- Вне учебы? Я делаю графику, принимаю небольшие заказы. Недавно был международный цирковой фестиваль, и я делал рекламу, которую крутили в кинопарке, в супермаркетах и на ТВ. 

- Что входит в твои ближайшие планы на будущее?

- Говорят, хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах. Я очень верю в Бога. Чего бы я хотел? Набраться опыта, поработать в Голливуде, вернуться в Казахстан и поднять кино на новый уровень. Есть у меня и проекты на стороне. Возможно, скоро я запущу новую линию одежды. Это, как хобби. Я не скажу, что я распыляюсь. Я очень люблю моду, параллельно с кино. Сейчас я пытаюсь шить. Я рад, что вырос в небогатой семье, и рад, что у меня был какой-то дефицит, это дало толчок к действиям. Я часто не могу найти одежду, которая мне нравится. Вот и пытаюсь сшить ее себе. На самом деле никто об этом не знает. Это не совсем то, что мы делали с "Оттепель". Это одежда капсульная т.е. очень лимитированная для друзей и для меня. На самом деле жизнь прекрасна. Надо брать все, пока есть. Мне 20 лет и я стараюсь не прожить каждый день зря. Я стараюсь делать что-то хорошее для себя и для других. Все возможно! Год назад я не знал, что буду обучаться в Нью-Йорке. Я не знал, как найти деньги, чтобы оплатить учебу в Казахстане, а сейчас я учусь в самом престижном вузе мира, развиваюсь, расту. Главное - не отчаиваться. Главное - верить в Бога и в себя.

 Текст: Еркежан Максут

Фото: Канат Бейсекеев

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Жанар Шамратова

25 Ноября 2014, 14:56

interesnoe interview. Tvor4eskih uspehov Medetu i nadeus\' optimisti4nye prognozy o kazakhskom kino sbudutsya!

Рекомендуем

Казахстанское кино

25 Апреля, 2016

Нуртас Адамбай завершил съемки фильма «Тараз»

Скоро режиссер представит поклонникам новую картину

Данияр Кенжибаев

Казахстанское кино

18 Декабря, 2013

Амен Хайдаров стал лауреатом премии «Алтын Адам»

28 ноября в Казахском Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая состоялась четырнадцатая ежегодная церемония награждения победителей фестиваля «Выбор года» — «Человек года» с вручением главных призов – почетных медалей и статуэток «Алтын Адам». 

brod.kz

Казахстанское кино

25 Октября, 2016

«Мои районы» - саундтрек к фильму «Районы»

Кейс представил клип на композицию «Мои районы»

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

27 Января, 2016

На «Казахфильме» снимут французскую картину

О сотрудничестве с киностудией переговоры ведет режиссер будущей картины Оливье Делаэ.

Aidana Mamayeva

Рецензии

17 Января

«В сетях»: Вуайеристы соцсети

Новости персоны

09 Января

Комментарий Тома Харди о своем участии в восьмых «Звездных войнах»

Актер уклончиво ответил на вопрос

Знай в лицо

Сабит Рахимбаев

Актер

Мереке Мукан

Актер

Толепберген Байсакалов

Актер

Анатолий Креженчуков

Актер

Гульнара Дусматова

Актриса

Азамат Абдильдинов

Актер

Тунгышбай Жаманкулов

Актер

Бахыт Килибаев

Сценарист