È

Главное - верить в Бога и в себя

Главное верить в Бога и в себя

Наверное, у каждого из нас есть человек, о котором хотелось бы рассказать. Поведать всему миру, не скрывая ничего, не утаивая ни мгновения его жизни, искренне гордясь… Мне хочется рассказать о Медете Шаяхметове. С Медетом я познакомилась на втором курсе (он был на 1-м) в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенева. С тех пор мы хорошо общаемся. В свои 20 лет Медет учится в Нью-Йоркской киноакадемии, снимает клипы и видеоролики. Чем еще успевает заниматься этот талантливый представитель казахстанской молодежи? Вы можете узнать об этом, прочитав интервью.

- Как ты связал свою жизнь с кинематографом?

- Сам того не планируя, свою жизнь с кинематографом я связал в 11-м классе. Один из моих друзей хотел снять короткометражный фильм для нашей подруги, он спрашивал мое мнение, я ему советовал, так продолжалось некоторое время, а в итоге он дал мне камеру и все снял я сам. Первое видео называлось «SUNDAY» (надеюсь, его никто не видел). Я не знал, как управлять камерой, и спрашивал у друга, где старт, а где стоп? Так я и связал себя с кино. Я получил огромное удовольствие при создании видео. Настоящий «кайф» я испытал тогда, когда люди оценили мое первое творение. Довольно много отзывов было в ресторане, где проходило само мероприятие, а также много положительных отзывов я получил в интернете. Будучи школьником, я начал снимать видеоролики и участвовать в конкурсах.

- Что в искусстве тебя радует больше всего?

- Я с детства рисовал. Это занятие мне приносило много радости. Больше всего мне нравился графический дизайн, но однажды я снял свои первые три ролика и вроде получилось не так плохо. Один мой друг посмотрел мои работы. Ему они понравились, и он посоветовал мне поступить в академию кино, ссылаясь на то, что у нашего кинематографа есть будущее и у меня неплохо получается. Художественное мастерство – это то, чем я занимался до кинематографа, и я понял, что мне кинематограф близок. Ведь кино это изображение, только посредством живых людей – актеров, а изобразительное искусство – это «язык красок». В итоге я поехал в Алматы поступать в Казахскую академию искусств имени Темирбека Жургенова.

- А как ты попал в Нью-Йоркскую киноакадемию?

- Я выиграл грант от фонда «Алем Саби». Это некоммерческая организация, которая занимается поддержкой молодых дарований. Я патриот своей страны, но всегда чувствовал себя «чужим среди своих». Мне многое не нравилось в быту. В свое время я был фанатом американской жизни, но чем старше я становился, тем отчетливее я понимал, что мы сами создаем свою атмосферу и свою жизнь. Постепенно я нашел таких же, как я. Сейчас у меня много друзей в Казахстане, с которыми мы развиваемся и делаем что-то новое в нашей стране. Мечта поехать на Запад никогда не угасала, она всегда была. Я хотел увидеть своими глазами, что и как делается. Почему люди стараются быть похожими на них? Почему люди одеваются, так как они? Откуда это идет? Началось все с поездки в Алматы. Мне всегда казалось, что там живут монстры во всех сферах, т.к. этот город - медиацентр нашей страны. Я думал, что меня там «съедят», если я приеду с пустыми руками. И поэтому я нарабатывал себе портфолио. Я делал какие-то мелкие ролики и на тот момент, когда я поступал, в академию Жургенова у меня было около 20 проектов. На грант я не поступил, хотя набрал по ЕНТ 102 балла, а творческие сдал на «отлично». Мне обещали дать грант и я остался. Отучившись год, грант я не получил, а по семейным обстоятельствам мне надо было что-то решать, т.к. платить за учебу не было возможности. И я начал искать фонды, которые смогли бы оплачивать мое обучение. Так мой один друг посоветовал мне подать заявку на грант через фонд «Алем Саби». Я отправил заявку, ждал какое-то время. Они мне ответили. Прошло собеседование. Пройдя 3 тура, мне сказали, что я получил грант. Я был безмерно счастлив, что в меня кто-то поверил, помимо моих родителей. Я начал учиться на гранте неделе две и меня снова пригласили в фонд для переговоров. Президент фонда Асель Имангалиевна Тасмагамбетова сказала мне, что видит определенный потенциал и верит, что я смогу развить свои способности за границей, т.к. у них есть люди, которые их поддерживают, а это Тимур Бекмамбетов и Акан Сатаев - они оценивают резюме кандидатов. В итоге фонд предоставил мне обалденную возможность выбрать ВУЗ за рубежом, в котором я хотел бы учиться. Я поискал варианты, объяснил, почему хочу выбрать тот или иной ВУЗ и в итоге, остановился на Нью-Йоркской киноакадемии, где по сей день и обучаюсь. До учебы за рубежом я сотрудничал с большими компаниями и с известными артистами России и Казахстана. На тот момент я буквально «создал» музыкальный клип Гуфу и Басте, в интернете было более 1 500 000 млн. просмотров. Этот клип я отправил в Нью-Йорк и еще запустил со своей подругой Роксаной Адильбековой линию одежды "Оттепель", которая шьется в Нью-Йорке. Там все посмотрели, оценили и начали вести переговоры по моему поступлению, также они проверили уровень моего английского. Через 2 дня мне пришло письмо от директора Нью-Йоркской киноакадемии с подтверждением о моем зачислении. На тот момент я снимал полкомнаты на 2-м вокзале в Алмате. 4 января 2013 года я прилетел в Нью-Йорк.

- Над чем ты сейчас работаешь?

- Годы обучения проходят очень интересно и с большой пользой лично для меня, т.к. я узнал, как работают специалисты на Западе. Побывал на многих сэтах. Мы всегда загружены. У меня обучение проходит с 09:30 утра до 19:30 вечера. За неделю вперед нам дают разные задания. Когда я приехал, в первую очередь познакомился с 16-миллиметровой пленочной камерой и был в шоке. Мы с первого дня начали снимать.

- А что насчёт доступности технического оборудования в академии, вы можете его использовать для своих работ?

- По мере возможности академия предоставляет все сама. На улицах снимать можно, но не везде. Тут все очень дорого! Но академия дает камеру (первое время это были убогие аппараты), свет и разную технику. В первые дни мне было очень сложно, но интерес к кино все переборол! 16-миллиметровую камеру мы разбирали и собирали вплоть до винтиков. Я даже им сказал, что мне это напоминает уроки НВП в Казахстане. Они так странно на меня посмотрели, что я почувствовал себя неловко. (смеется.) Все проходит поэтапно, по четвертям. Четверть проходит и начинается новый уровень, новые задания, новая камера, новое оборудование, свет. Все сложнее и сложнее. Сейчас уроки закончились, и я работаю над курсовой работой.

- Что ты можешь сказать о казахстанском кинематографе?

- Сейчас я всего лишь студент, рано ещё о чем либо говорить. Пока я не снял ни одной полнометражной картины и не вправе судить режиссеров, которые уже в производстве. Я хожу в кинотеатры, и в мои правила не входит уйти на половине фильма. Я досмотрю! Потому, что уважаю труд съемочной команды, которая работала не один день. Я слежу за работами молодых режиссеров и не только. На мой взгляд все движется в правильном русле. Я вижу, что картинка становится четче, звук лучше, актеры начинают играть по настоящему, хоть и не идеально. У нас в стране все расцветает. Думаю, не только в кинематографе все цветет, но в искусстве в целом. По поводу кино. Сейчас снять его доступно любому человеку, хоть на телефон. Была бы только идея! Раньше все было сложнее. Единственное, что мне не нравится - это кино на казахском языке. Не все конечно! Но, к примеру, те же сериалы. Я смотрел их по телевидению и был очень разочарован! Может кто-то со мной не согласен, но что такое качество? Это же не только картинка! Это игра актеров, это звук, это организованность. А наши казахские сериалы не тянут. Если кто не согласен, посмотрите, что делает запад, к примеру такие сериалы, как: «Игра престолов», «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы», и их тысячи! Но у нас сейчас подрастает поколение, и я надеюсь, что они все исправят. Я оптимист и я верю, что у нас все получится.

- Как ты думаешь, существует ли такое понятие, как «плохое кино»?

- Я не говорю, что есть плохое кино. Есть кино не для меня. У любого кино есть свой зритель. Вот, например моя мама смотрит, а мне не нравится. Но это не значит, что оно плохое.

- Некоторые режиссеры думают, что самое главное - идея, кто-то говорит, что звук, кто-то говорит - операторская работа, кто-то говорит главное, чтобы режиссура тонкая была, или главное - актеры, кто-то говорит, что сценарий. Для тебя, что самое главное, когда режиссер начинает снимать фильм?

- Я так скажу. Все должно быть главным. Нет ничего второстепенного. Это более важное, а это менее... Все в совокупности будет одним целым. Нельзя судить, что главнее. Если будет отличная картинка, а звук не дотянет до уровня, то потеряется вся атмосфера фильма. Например, нас в Америке учат, что от звука зависит 50% успеха фильма. Я большой фанат кино. Я люблю, когда картинка очень интересная. Я очень люблю Тарковского, т.к. он дотошно работал над каждой мелочью. Если я хочу, чтобы мой фильм понравился многим, я должен прилагать массу усилий, особенно до съемок. Когда ты все продумал, когда ты все просчитал: звук, свет и т.д. на съемках люди воплотят все твои замыслы. Конечно, многое зависит от команды вокруг тебя. Но каждый режиссер должен быть профессионалом своего дела.

- А что на Западе говорят о казахстанском кинопроизводстве?

- Я встречал ребят, которые смотрели фильм «Келин» Ермека Турсунова. Почему? Потому, что оно есть на netflix. Есть такой интернет-магазин спутникового телеканала, где есть этот фильм. Некоторые смотрели «Жаужурек Мын Бала» Акана Сатаева, и на самом деле одни положительные отзывы. Ну, соответственно, почти каждый второй смотрел «Дозоры» Тимура Бекмамбетова, если эти фильмы можно отнести к нашему кино. Тут людям нравится все. Какой-то определенной критики нет. Может и не пришло еще время говорить полноценно о казахстанском кинематографе в мире.

- На чем, по твоему мнению, лучше сфокусироваться отечественному кинопроизводству?

- Классный вопрос - есть, над чем подумать. Мне кажется, что дело в опыте. Чем больше ты снимаешь, тем больше ты понимаешь, что можно делать, а что нельзя. Нужно больше практиковаться. Особенно, студентам кинофакультета. Очень важна роль «вкуса», эстетики, любви к деталям. В кинопроизводстве важен каждый человек, даже тот, который что-то носит. Когда люди знают свое дело - это круто. Конечно, нужно делать красивое и качественное кино. У нас в Казахстане часто делают локальный продукт. Чаще всего разные смешные комедии на уровне казахского зрителя. Почему это делают? Потому что, люди пойдут смотреть это кино. Делают в основном для кассы, а кассы все равно нет. Люди боятся экспериментировать, делать что-то новое. В этом вся проблема!

- Когда у тебя есть время посмотреть кино, какие фильмы ты смотришь?

- Я стараюсь смотреть кино каждый день. К сожалению, это не всегда получается. Времени не хватает. Я стараюсь смотреть всегда разные картины, но на данный момент я люблю психологические триллеры-паззлы, которые предоставляют пищу для размышлений. И классику смотрю. Куда без нее?!

- Что ты сейчас читаешь?

- Я люблю классику, но сейчас читаю больше о кино и на английском языке.

- В академии Жургенова ты учился на режиссера монтажа, на многих проектах выступаешь как оператор, где-то ты даже работал на буме, сейчас ты учишься на режиссера кино. В каком амплуа ты себя видишь в будущем?

- В амплуа режиссера. В других сферах я тоже получаю незаменимый опыт. Режиссер должен перепробовать все. Я делаю и монтаж, и графику, умею работать со звуком, и даже смогу выставить свет. Но по своему призванию я все-таки режиссер. Все, чем я занимался до режиссуры, мне помогает сегодня. 12 лет своей жизни я отдал музыке. Я бывший вокалист и пел с 6 лет. Ездил в Санкт-Петербург, в Москву, в Египет с концертами. Это было мое первое прикосновение к искусству, параллельно с рисованием. У меня есть даже определенные награды. Самое интересное, что это мне помогает в монтаже и в съемках в целом. Я знаю, как держать ритм, у меня есть слух и соответственно, определённый вкус.

- Может расскажешь о той работе, которую ты сейчас снимаешь?

- В общем это история о том, что люди чаще всего неправильно ставят свои приоритеты, о том, что у нас есть выбор, но не всегда мы делаем его правильно. О настоящей жизни. Фильм-головоломка. Кто-то возможно узнает себя. Он несет вот такой вот посыл. А что будет дальше, зрители, наверное, посмотрят сами. В целом, я хочу уложиться в хронометраж в 10 минут. Моя цель - сделать его как можно короче и понятнее. Я не люблю затянутые короткометражные фильмы. Я большой фанат короткометражек, которые длятся не более пяти минут. Надеюсь вас удивить. Даст Бог, я закончу все к 10 декабря. Постараюсь сделать его на двух языках. На русском и на английском. Также постараюсь сделать и на казахском. Слов в фильме практически нет. А так, в скором времени все увидите в сети, также будут и подарочные Blu-ray версии фильма с дополнительным диском о том, как создавалось кино.

- Говорят, что в режиссуру должны приходить в более осознанном возрасте. Лет в 30 пришел Шукшин и Тарковский. Сейчас я учусь на 4-м курсе и лишний раз в этом убеждаюсь. Ты впервые познакомился с процессом создания кино, когда тебе не было и 18… Чувствуешь себя ранней пташкой кинематографа?

- Я соглашусь местами, но, с другой стороны, поспорю. Главное - жизненный опыт, и насколько он у тебя богат, ведь кино - это отображение твоей жизни. Я думаю, чем взрослее, тем опытнее, но это не всегда так. Бывает, взрослее становишься, но не опытнее. В основном я получаю ремесло. Я пас баранов в 11 лет. На одной ферме в Косшы я заработал себе на первый мобильный телефон. Это тоже опыт. Я разрабатывал свою коммуникабельность, был активистом в школе. Мне было все интересно. Я брался за все. В свое время я танцевал хип-хоп. Надо пробовать себя во всем и постоянно развиваться. Теперь самое время развиваться в направлении режиссуры. Основу я получаю, а полнометражные фильмы я смогу снимать и в 30-40 лет. Меня 3 раза приглашали на работу участвовать в полнометражном фильме в разных аспектах. Предложили в 18 лет делать графику и спецэффекты, но я отказался, т.к. понимал, что мне не хватает опыта работы. В Казахстане не воспринимают всерьез молодежь, допустим, мой возраст никогда не озвучивается, когда ведутся переговоры. Марк Цукерберг заработал свои миллионы в 20 лет и это подтверждение тому, что не важно, сколько тебе лет, а важно, что у тебя в голове. У меня друзья, на самом деле, разного возраста и мне неважно, ходят ли они в школу или имеют высшее образование. Мне важно - насколько хорошо он знает свою работу?

- Каких режиссеров ты можешь выделить в Казахстане?

-Я еще не видел, но мне очень интересно посмотреть работу Эмира Байгазина «Уроки Гармонии». Я увидел отрывки, которые «гуляют» по сети и уже хочу посмотреть. Думаю, что его можно отнести к новой волне. Очень уважаю Акана Сатаева, который один из немногих движет казахстанский кинематограф и делает действительно хороший продукт.

- А вообще, чем ты занимаешься вне учебы?

- Вне учебы? Я делаю графику, принимаю небольшие заказы. Недавно был международный цирковой фестиваль, и я делал рекламу, которую крутили в кинопарке, в супермаркетах и на ТВ.

- Что входит в твои ближайшие планы на будущее?

- Говорят, хочешь рассмешить Бога, расскажи о своих планах. Я очень верю в Бога. Чего бы я хотел? Набраться опыта, поработать в Голливуде, вернуться в Казахстан и поднять кино на новый уровень. Есть у меня и проекты на стороне. Возможно, скоро я запущу новую линию одежды. Это, как хобби. Я не скажу, что я распыляюсь. Я очень люблю моду, параллельно с кино. Сейчас я пытаюсь шить. Я рад, что вырос в небогатой семье, и рад, что у меня был какой-то дефицит, это дало толчок к действиям. Я часто не могу найти одежду, которая мне нравится. Вот и пытаюсь сшить ее себе. На самом деле никто об этом не знает. Это не совсем то, что мы делали с "Оттепель". Это одежда капсульная т.е. очень лимитированная для друзей и для меня. На самом деле жизнь прекрасна. Надо брать все, пока есть. Мне 20 лет и я стараюсь не прожить каждый день зря. Я стараюсь делать что-то хорошее для себя и для других. Все возможно! Год назад я не знал, что буду обучаться в Нью-Йорке. Я не знал, как найти деньги, чтобы оплатить учебу в Казахстане, а сейчас я учусь в самом престижном вузе мира, развиваюсь, расту. Главное - не отчаиваться. Главное - верить в Бога и в себя.

Текст: Еркежан Максут

Фото: Канат Бейсекеев

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Жанар Шамратова

25 ноября 2014, 14:56

interesnoe interview. Tvor4eskih uspehov Medetu i nadeus\' optimisti4nye prognozy o kazakhskom kino sbudutsya!

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Валентин Гафт

Актер

Алексей Петренко

Актер

Сергей Газаров

Актер

Алексей Горбунов

Актер

Сергей Арцибашев

Актер

Никита Михалков

Режиссер

Юрий Стоянов

Актер