È

Кинофестиваль «Бастау»: Старое кино молодых

Кинофестиваль «Бастау»: Старое кино молодых

Завершился юбилейный V Международный кинофестиваль студенческих фильмов и киношкол «Бастау», который проходил с 21 по 25 октября в кинотеатре «Bekmambetov Cinema 3D». Пресс-конференции, мастер-классы и творческие встречи были организованы в кинозале КазНАИ им. Т. Жургенова, а открытие и закрытие состоялись в киноконцертном зале «Алатау». В этом году в конкурсной программе участвовали 60 картин из 20 стран мира. В состав международного жюри вошли такие известные кинематографисты мира, как Виктор Мережко (сценарист, председатель жюри), Ерлан Нурмухамбетов (режиссер), Анна Вильгельми (продюсер), Макс Джейкоби (режиссер), Анастасия Макеева (актриса). Помимо основного смотра параллельно проходили и другие мероприятия: презентация и выставка фотографий режиссера Дарежана Омирбаева, ретроспектива молодого украинского кино, показ лучших работ «Jameson First Shot».

Фестиваль был насыщенным и закончился 25 октября. Его итоги:

  • Гран-при – «Физрук и золото», режиссер Аман Ажимат (Кыргызстан)

  • Приз за лучший игровой фильм – «Ты что-то прячешь в кулаке», режиссер Яна Скопина (Россия)

  • Приз за лучший документальный фильм – «Земляк», режиссер Анастасия Зверькова (Россия)

  • Приз за лучший анимационный фильм – «Долесу», режиссер Алена Ребезова (Россия)

  • Приз за лучший сценарий – «Доктор», режиссер Анна Гороян (Россия)

  • Приз за лучшую операторскую работу – «Кукла», режиссер Диана Авхадиева, оператор Артем Садовников (Россия)

  • Приз за лучшую женскую роль – Жанна Раз Борер, фильм «Ничто не растет в тени», режиссер Нимрод Иткин (Израиль)

  • Приз за лучшую мужскую роль – Адиль Молдабеков, фильм «Супермент», режиссер Саят Ахметшарип (Казахстан)

Специальный приз жюри получили два фильма:

  • «Махаббат», режиссер Ратмир Назаров (Казахстан)

  • «Настя», режиссер Кирилл Плетнев (Россия)

Международное студенческое жюри (Алишер Абдусаттаров, Олжас Ермекбаев, Бегимай Мокеева, Эмма Хеллебау, Отеген Назир) вручило Гран-при фильму «Ты что-то прячешь в кулаке» режиссера Яны Скопиной (Россия).

Яна СкопинаЯна Скопина

Фильмы совершенно разные по всем критериям – начиная национальными особенностями и заканчивая мировоззренческими обобщениями. Конечно, это обусловливается географической разбросанностью: в конкурсе участвовали фильмы из Израиля, Франции, Германии, Азербайджана, Турции, Эстонии. Однако общая метатема и тенденции существуют и объединяют все ленты одной проблематикой: экзистенциальная потерянность человека в постмире. Об этом рассказывают фильмы «Ты что-то прячешь в кулаке» Яны Скопиной и «Доктор» Анны Гороян. Тема одиночества героя и его внутреннего опустошения является основополагающей. Они ищут самих себя через непонимание, некоммуникабельность. В других работах эта тема также присутствует, но уже на третьем, четвертом плане. Участь богом оставленного в этом мире человека ярко выражена в работе, которая получила Гран-при нынешнего «Бастау» – в фильме молодого киргизского режиссера Амана Ажимата «Физрук и золото».

Аман АжиматАман Ажимат

Эта документальная работа рассказывает о жизни учителя физкультуры, который каждый день после работы подрабатывает, копая золото. Как рассказал режиссер киноленты, фильм был снят в одном из сел Нарынской области (центральная часть Киргизии). В течение 20 минут зритель знакомится с жизнью учителя физкультуры. Зарплата 40-летнего мужчины – 5 тысяч сомов. Этих денег не хватает, поэтому после работы он вынужден стоять в ледяной воде и заниматься добычей золота. В один день он и его брат находят до 1 грамма золота. Тяжелое финансовое и социальное положение не пугает главного героя. Он с неутомимым энтузиазмом предпринимает не человеческие усилия для обеспечения своей семьи. Зимние пейзажи окрестностей села органично вплетены в ткань фильма. Вкупе с трогательной историей и перманентной органикой киргизский фильм на рабочую тему производит немалый эмоциональный эффект.

Физрук и золотоКадр из фильма «Физрук и золото»

Вообще киргизское кино на данный момент – интересный объект для изучения. Оно находится на подъеме. Это подтверждают победы киргизского режиссера Руслана Акуна с фильмом «Перелом» на прошлогоднем «Бастау» и Мирлана Абдыкалыкова («Небесное кочевье») на нынешнем Евразийском международном кинофестивале. А также участие и награды киргизских фильмов на других международных кинофестивалях. Причина такого ренессанса, по-моему, проста: киргизы нашли самих себя. Они поняли, кто они, поняли, что они частица мира Тенгри, и что их и объединяет. Они нашли самоидентифицированные элементы и теперь используют их на всю мощь: традиции, обычаи, природу, национальный язык, внутреннее мировоззрение нации, ее мироощущение. Именно эти вещи и импонируют в киргизских фильмах, дают им незримую органику и жизненную силу. Их фильмы «глубоко в земле», они «закопаны» в корень под названием «этнос». Они не стыдятся своих начал, не гордятся, а просто показывают все, как есть. Не спеша, с истинным тенгрианским видением мира. И эффект достигается. Это доказывают фильмы таких классиков киргизского кино, как Актан Абдыкалыков, Садык Шер-Нияз. Даже у корифеев фильмы «молодые», они дышат, в их фильмах чувствуется жизнь: молодое кино опытных мастеров! Что главное, мэтры не забывают и о новом поколении киргизских режиссеров. Обучают их, продолжая кинематографическую преемственность. Забота о молодых сейчас приносит свои плоды.

кинофестиваль БастауТем временем фестиваль проводится в Казахстане. Участие в конкурсе казахстанских картин – это одновременно и радость, и надежда, и обуза. Наших фильмов в этом году в официальной программе мало – 17 кинолент из КазНАИ им. Т. Жургенова, университета искусств «Шабыт» и университета «Туран». Качество работ хромает по всем фронтам: художественным, профессиональным, идейным. Тем более на фоне иностранных фильмов. У нас явственно ощущается кризис кинематографических поколений. Старшие уже не знают, а молодые еще не знают, о чем снимать. Молодые режиссеры из Казахстана растеряны, подвешены в затхлом воздухе идейного кризиса. Их ничего не связывает. Нет поколения. Темы исчерпаны и сужены в круг элементарных размышлений: любовь, смерть, дружба. Идет кризис поиска новых форм. Сложно изобрести что-то новое. Пока все снимают «старое кино старых форм»: с крепким литературным основанием, с акцентом на актерскую игру. Особенно удручает, что такой кризис именно у молодых режиссеров.

Проблема стагнации существует, конечно, не только у нас, но и во всем мире. Правда, у нас она обостряется малым количеством действительно талантливых режиссеров и отсутствием для них финансовой поддержки. Палка о двух концах: не поддерживают – не снимают, и наоборот: не снимают, не доказывают, не говорят о себе – не поддерживают. Каким будет будущее казахстанского кино – неизвестно.

кинофестиваль Бастау«Бастау» в этом смысле – хороший индикатор. Пока нет мощного кинематографического поколения, то и «Бастау» будет слабым. Как поколение появится – наши фильмы заполнят все пространство данного кинофестиваля. А пока…

А пока у нас главенствует старое кино молодых.

Пока!

Фестиваль посетил: Баглан Кудайберлиев

Фото: Пресс-служба кинофестиваля «Бастау»

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Тизер и постер фильма «Ореховое дерево»

Сатирическая картина выйдет в прокат в конце марта

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

18 Декабря, 2015

«Луч утренней зари» Дархана Тулегенова взял Гран-при кинофестиваля в Кыргызстане

Фильм казахстанского режиссёра удостоен главного приза Международного конкурса короткометражных фильмов стран СНГ.

Flyin_Hi

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Знай в лицо

Сегундо Де Шомон

Режиссер

Матье Франс

Актер

Матье Жульенн

Актер