È

Много шума из ничего. Часть 1

Много шума из ничего. Часть 1

Не так давно прокатилась волна интернет-возмущения по поводу приватизации «Казахфильма». Собственно, расчленять в этом столпе киноискусства и так уже нечего, но особо одаренные потомки Абдуллы Карсакбаева и Шакена Айманова вдруг решили, что правительство должно снабдить оных по 5% каждому на душу. Ибо не хорошо. Естественно никто им денег не дал. И особо не собирался. Но, памятуя о данном событии, предлагаю вам вспомнить еще несколько подобных казусов.


История первая, или Как казахстанские сценаристы на Тимура Бекмамбетова жаловались

 

В преддверии конца света, а точнее в августе 2012 года, казахстанские сценаристы Жайык Сыздыков и Мухаммед Мамырбеков пришли к выводу, что проект режиссера Бекмамбетова под названием «Джентльмены, удачи!» - исключительная гадость. Примерно в том же ключе (еще до выхода фильма в прокат) думало 80% интернет-аудитории постсоветского пространства. Однако, претензии у потенциальных зрителей и сценаристов кардинально разнились. Кинодеятели Сыздыков и Мамырбеков написали открытое письмо в Союз кинематографистов России, в котором обвинили Тимура Нуруахитовича в плагиате и даже в саботаже. Дескать, работал известный режиссер в Казахстане на совместном казахстано-российском проекте «Золотой воин» и вдруг ни с того ни с сего начал тормозить процесс, а потом и вовсе присвоил себе сюжетый артефакт за номером один (Золотой воин как есть) и ничтоже сумняшеся вставил его в свой фильм-ремейк. Обогатился, так сказать, за счет всего казахстанского народа путем демонстрации главной ценности - «святого для каждого казахстанца символа независимости». «Вбил клин между нашими братскими государствами вместо того, чтобы, согласно договору с его компанией Базелевс, сделать Золотого воина «узнаваемым и популярным мировым брендом, повышая тем самым авторитет нашей молодой, суверенной республики в глазах мировой общественности». Проще говоря, суть претензий состояла в том, что Тимур Бекмамбетов не принес Казахстану никакой пользы , голливудско-казахстанско-российского фильма зритель так и не увидел, да еще и в душу сценаристам наплевали по ходу дела. Однако, известный режиссер решил эту проблему куда проще, а именно, передал через пресс-службу кинофестиваля экшн-фильмов Astana следующее: «В отношении открытого письма Союзу кинематографистов России могу сказать следующее, я и мои коллеги не имеем понятия, кто эти люди». Так и затухло праведное пламя гнева. А фильм все-таки вышел, и уже благополучно всеми забыт.


Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!»

 

История вторая, или Как Серик Апрымов пытался взять боем Зимний «Казахфильм»

Это забавное происшествие случилось гораздо, гораздо раньше. В году эдак 2005-м. Схлестнулись меж собой Серик Апрымов - известный режиссер и открытый человек, привыкшый резать правду-матку по поводу и без и Сергей Азимов, в ту пору бывший директором «Казахфильма». Первый, после получения почетной премии «Ника» вдруг обвинил второго в «ненависти к казахам». Основным аргументом обвинения послужил план киностудии на 2006 год, где в списке запускающихся с проектами режиссеров фигурировали француз, прибалт, киргиз и азербайджанец. Как в дурном анекдоте.

- Я никогда не считал себя националистом, но, увидев в списке киргиза, француза, прибалта, азербайджанца и т.д., сказал: «Только через мой труп».

В качестве еще одного примера был приведен сериал «Ангелочек». Сценарий Санжар Ергалиевой, а режиссеры Рымбек Альпиев и Игорь Гонопольский.

– Если Гонопольский – не казах, что же он теперь – человек второго сорта? - обиженно вопрошал Сергей Азимов.

Но, Серик Апрымов был неумолим и расценил это не иначе, как действия супротив казахстанских режиссеров. В итоге, само собой возникло предложение снять Азимова с должности директора киностудии, а также заодно прекратить финансирование отечественного кино со стороны государства. Мол, пущай процветает эволюция и естественный отбор. Французы, гоу хоум. Хотелось режиссеру и активных действий, например, ворваться в кабинет и выкинуть оттуда директора. Однако, Сергей Азимов заявил, что тематический план еще не утвержден. Да и в предварительном варианте подавляющее большинство режиссеров - местные. А что продюсер Режис Гезельбаш («Улжан») хочет снимать в Казахстане, так это его личное дело и Апрымов ему никак помешать не сможет. Тем более, что Франция оплачивает 85% общего бюджета. Мнение Серика Апрымова было таково:

- Азимов думает так: «Мы к этому режиссеру, к французу, например, присобачим казахского режиссера, и будет казахский фильм.

 

Но вот, по прошествии почти десяти лет можно уверенно сказать, что каждый остался при своих. И «Улжан» сняли, и много разноплановых казахстанских картин, да и Серик Апрымов продолжает успешно работать и получать призы.


 

 

Кадр из фильма «Улжан»

 

История третья, или Как киношники, геи и прокат Дома кино смешались в одну кучу

Об этой истории не слышал, разве что глухой. Число «13» для Союза кинематографистов в 2013-м году стало поистине роковым: после 8-ми лет правления Игорь Вовнянко решил пойти на третий срок, и управлять уже 13 лет бессменно. Его коллеги с подобными монархическими настроениями мириться не собирались и выдвинули новую кандидатуру на пост председателя правления - Сламбека Тауекела. Самовыдвиженцами решили выступить Сергей Азимов и мультипликатор Салимгали Мырзашев. После голосования выяснилось, что Игорь Вовнянко с незначительным перевесом в 6 голосов обошел Тауекела, но, согласно уставу, для победы необходимо было набрать две трети голосов. Собственно, с этого и пошел весь сыр-бор. Второй этап голосования проведен не был, кинодеятели вновь обратились к уставу и собрали чрезвычайный съезд, на который действовавший на тот момент председатель правления Игорь Вовнянко не явился, в следствие чего его кандидатура была снята с голосования. Выбрали режиссера Сламбека Тауекела, который тем не менее так и не смог приступить к обязанностям:

- Дело в том, что мой друг Игорь Вовнянко не отдает ключи, хотя по уставу должна состояться передача дел. Началась информационная война в газетах, где он стал называть меня и других членов Союза кинематографистов «деструктивными элементами», желающими «растащить Дом кино». Я 17 лет проработал директором киностудии «Казахфильм» и за это время не украл ни нитки… Как он может нас обвинять в желании растащить Дом кино, если мы туда даже войти не можем?

Дальше больше. Выяснилось, что Дом кино им. Айманова давным давно сдан в аренду за приличные (или неприличные) деньги и носит теперь гордое имя Cinema Bar и является гей-клубом.

Игорь Вовнянко в долгу не остался и обозвал бывших друзей и соратников «тауекеловской матросней», а также, долго не тушуясь, подал в суд на бывшего коллегу Болата Шарипа за клевету и нанесение морального ущерба. Мол, «деза про гей-клуб - это целенаправленная акция тех, кто сорвал 13-й съезд кинематографистов Казахстана, дабы уйти от ответственности за попытку "развала" Союза кинематографистов».

 

Однако алматинцы-то прекрасно знают, что гей-клуб был. И цепи в нем с потолка свисали и прочее. Да и кинодеятели, не растерявшись, лично зафиксировали пресловутые элементы декора и прочее. Как писал портал Qaznews - «...на одном из снимков запечатлены туалеты. Буквы «М» и «Ж» на них различаются не по признаку — мужской и женский, а по словам «мадамы» и «жентльмены». А на другом красуется надпись «Тайная комната», смысл которой далек от истории о Гарри Поттере хотя бы тем, что повсюду висят цепи, свисающие с потолка, а вместо кинокресел установлены деревянные сиденья с подушками. Под балконом кинозала появилась надпись «Право на любовь». Суд подтвердил, что существующая в Доме кино организация является ничем иным, как гей-клубом. Таким образом, иск И. Вовнянко о причиненном моральном ущербе не удовлетворен».


 

 

Слева направо: Сламбек Тауекел, Болат Шарип, Сергей Азимов и Дарежан Омирбаев

 

История четвертая, или Как сценаристы добрались до Аманшаева

А вот и вернемся к нашим старым знакомым Жайыку Сыздыкову и Мухаммеду Мамырбекову. Не прошло и трех лет, как мастера сценарного дела вновь взялись за перо и накатали очередное открытое письмо, теперь уже на имя Президента Нурсултана Назарбаева. Профессиональный рост налицо. Свое обращение авторы письма начинают с того, что г-н Аманшаев не запускает в производство проект спортивно-патриотического фильма «Флаг на вершине». Далее говорится, что «он практикует кумовство, попирает человеческое достоинство кинематографистов, угрожает им, заставляет работать на кабальных условиях, зачастую бесплатно, жить впроголодь, стравливает кинематографистов друг с другом, использует их в своих политических интригах, пытается уничтожить кинематографическую интеллигенцию».

«Он (Аманшаев) создал на «Казахфильме» свое собственное рабовладельческое государстве в государстве, начал проводить политику внутригосударственного сепаратизма, вести себя, как самопровозглашенный хан».

Далее в письме перечислялись фильмы, благополучно ушедшие в запуск:

«Уроки гармонии», рассказывающий о насилии в казахской сельской школе. Герои фильма – подросток-садист, подвергающийся избиениям школьников, убивающий животных и пытающий насекомых, полицейские-садисты, мучающие школьников в камере, мусульмане-рэкетиры и так далее.

«Солнечные дни», в котором главный герой – похотливый апатичный алкоголик-казах.

Новый проект «Кенже», где главные герои - братья-казахи, старший из которых принимает заказы на убийство людей, младший - киллер. В итоге старший брат сдал младшего, и они начинают охотиться друг за другом.

Проект «Журналисты экстрима» - старое название «Свирепые конокрады». Для съемок, согласно объявлению на сайте «Казахфильма», требуются актеры-уроды: «люди с нестандартной внешностью, с асимметрией лица (большие уши или нос, подбородок, губы)».

 

И далее в таком же духе и с нужным драматизмом. С полным текстом вы можете ознакомиться здесь. Как и в случае с Бекмамбетовым, письмо нужного эффекта не возымело и картину «Флаг на вершине» мы пока увидеть не сможем. «Самопровозглашенный хан» на претензии отреагировал довольно спокойно, видимо привык за годы правления к творческим мятущимся душам.


 

 

Слева направо: Мухаммед Мамырбеков, Жайык Сыздыков и альпинист Максут Жумаев

Подводя итог, хотелось бы пожелать всему отечественному кинематографу и нашим кинодеятелям, чтобы никакие ссоры и проблемы не мешали им развивать кино и осуществлять все свои творческие замыслы.

 

Текст: Елена Кударова

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Раим Дадыбаев

28 октября 2014, 08:19

Классная статья!

Рекомендуем

Три казахстанских фильма стали участниками МКФ «Фаджр»

Картины представлены в секциях «Международный конкурс» и «Восточная панорама»

Brod.kz

Трейлер к фильму «Fake. Береги себя»

Новый проект от режиссера web-cinema «ТАМАГОЧИ»

Виталий

Казахстанское кино

29 Апреля, 2014

«Подлинно народный»

Вчера прошел показ фильма о выдающемся классике казахстанского кино Абдулле Карсакбаеве.

Виталий

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Антон Павлючик

Режиссер

Александр Кириенко

Режиссер

Алексей Праздников

Режиссер

Юлия Такшина

Актер

Александр Макогон

Актер

Алла Юганова

Актер

Екатерина Копанова

Актер

Нодари Джанелидзе

Актер