È

Много шума из ничего. Часть 1

Много шума из ничего. Часть 1

Не так давно прокатилась волна интернет-возмущения по поводу приватизации «Казахфильма». Собственно, расчленять в этом столпе киноискусства и так уже нечего, но особо одаренные потомки Абдуллы Карсакбаева и Шакена Айманова вдруг решили, что правительство должно снабдить оных по 5% каждому на душу. Ибо не хорошо. Естественно никто им денег не дал. И особо не собирался. Но, памятуя о данном событии, предлагаю вам вспомнить еще несколько подобных казусов.


История первая, или Как казахстанские сценаристы на Тимура Бекмамбетова жаловались

 

В преддверии конца света, а точнее в августе 2012 года, казахстанские сценаристы Жайык Сыздыков и Мухаммед Мамырбеков пришли к выводу, что проект режиссера Бекмамбетова под названием «Джентльмены, удачи!» - исключительная гадость. Примерно в том же ключе (еще до выхода фильма в прокат) думало 80% интернет-аудитории постсоветского пространства. Однако, претензии у потенциальных зрителей и сценаристов кардинально разнились. Кинодеятели Сыздыков и Мамырбеков написали открытое письмо в Союз кинематографистов России, в котором обвинили Тимура Нуруахитовича в плагиате и даже в саботаже. Дескать, работал известный режиссер в Казахстане на совместном казахстано-российском проекте «Золотой воин» и вдруг ни с того ни с сего начал тормозить процесс, а потом и вовсе присвоил себе сюжетый артефакт за номером один (Золотой воин как есть) и ничтоже сумняшеся вставил его в свой фильм-ремейк. Обогатился, так сказать, за счет всего казахстанского народа путем демонстрации главной ценности - «святого для каждого казахстанца символа независимости». «Вбил клин между нашими братскими государствами вместо того, чтобы, согласно договору с его компанией Базелевс, сделать Золотого воина «узнаваемым и популярным мировым брендом, повышая тем самым авторитет нашей молодой, суверенной республики в глазах мировой общественности». Проще говоря, суть претензий состояла в том, что Тимур Бекмамбетов не принес Казахстану никакой пользы , голливудско-казахстанско-российского фильма зритель так и не увидел, да еще и в душу сценаристам наплевали по ходу дела. Однако, известный режиссер решил эту проблему куда проще, а именно, передал через пресс-службу кинофестиваля экшн-фильмов Astana следующее: «В отношении открытого письма Союзу кинематографистов России могу сказать следующее, я и мои коллеги не имеем понятия, кто эти люди». Так и затухло праведное пламя гнева. А фильм все-таки вышел, и уже благополучно всеми забыт.


Кадр из фильма «Джентльмены, удачи!»

 

История вторая, или Как Серик Апрымов пытался взять боем Зимний «Казахфильм»

Это забавное происшествие случилось гораздо, гораздо раньше. В году эдак 2005-м. Схлестнулись меж собой Серик Апрымов - известный режиссер и открытый человек, привыкшый резать правду-матку по поводу и без и Сергей Азимов, в ту пору бывший директором «Казахфильма». Первый, после получения почетной премии «Ника» вдруг обвинил второго в «ненависти к казахам». Основным аргументом обвинения послужил план киностудии на 2006 год, где в списке запускающихся с проектами режиссеров фигурировали француз, прибалт, киргиз и азербайджанец. Как в дурном анекдоте.

- Я никогда не считал себя националистом, но, увидев в списке киргиза, француза, прибалта, азербайджанца и т.д., сказал: «Только через мой труп».

В качестве еще одного примера был приведен сериал «Ангелочек». Сценарий Санжар Ергалиевой, а режиссеры Рымбек Альпиев и Игорь Гонопольский.

– Если Гонопольский – не казах, что же он теперь – человек второго сорта? - обиженно вопрошал Сергей Азимов.

Но, Серик Апрымов был неумолим и расценил это не иначе, как действия супротив казахстанских режиссеров. В итоге, само собой возникло предложение снять Азимова с должности директора киностудии, а также заодно прекратить финансирование отечественного кино со стороны государства. Мол, пущай процветает эволюция и естественный отбор. Французы, гоу хоум. Хотелось режиссеру и активных действий, например, ворваться в кабинет и выкинуть оттуда директора. Однако, Сергей Азимов заявил, что тематический план еще не утвержден. Да и в предварительном варианте подавляющее большинство режиссеров - местные. А что продюсер Режис Гезельбаш («Улжан») хочет снимать в Казахстане, так это его личное дело и Апрымов ему никак помешать не сможет. Тем более, что Франция оплачивает 85% общего бюджета. Мнение Серика Апрымова было таково:

- Азимов думает так: «Мы к этому режиссеру, к французу, например, присобачим казахского режиссера, и будет казахский фильм.

 

Но вот, по прошествии почти десяти лет можно уверенно сказать, что каждый остался при своих. И «Улжан» сняли, и много разноплановых казахстанских картин, да и Серик Апрымов продолжает успешно работать и получать призы.


 

 

Кадр из фильма «Улжан»

 

История третья, или Как киношники, геи и прокат Дома кино смешались в одну кучу

Об этой истории не слышал, разве что глухой. Число «13» для Союза кинематографистов в 2013-м году стало поистине роковым: после 8-ми лет правления Игорь Вовнянко решил пойти на третий срок, и управлять уже 13 лет бессменно. Его коллеги с подобными монархическими настроениями мириться не собирались и выдвинули новую кандидатуру на пост председателя правления - Сламбека Тауекела. Самовыдвиженцами решили выступить Сергей Азимов и мультипликатор Салимгали Мырзашев. После голосования выяснилось, что Игорь Вовнянко с незначительным перевесом в 6 голосов обошел Тауекела, но, согласно уставу, для победы необходимо было набрать две трети голосов. Собственно, с этого и пошел весь сыр-бор. Второй этап голосования проведен не был, кинодеятели вновь обратились к уставу и собрали чрезвычайный съезд, на который действовавший на тот момент председатель правления Игорь Вовнянко не явился, в следствие чего его кандидатура была снята с голосования. Выбрали режиссера Сламбека Тауекела, который тем не менее так и не смог приступить к обязанностям:

- Дело в том, что мой друг Игорь Вовнянко не отдает ключи, хотя по уставу должна состояться передача дел. Началась информационная война в газетах, где он стал называть меня и других членов Союза кинематографистов «деструктивными элементами», желающими «растащить Дом кино». Я 17 лет проработал директором киностудии «Казахфильм» и за это время не украл ни нитки… Как он может нас обвинять в желании растащить Дом кино, если мы туда даже войти не можем?

Дальше больше. Выяснилось, что Дом кино им. Айманова давным давно сдан в аренду за приличные (или неприличные) деньги и носит теперь гордое имя Cinema Bar и является гей-клубом.

Игорь Вовнянко в долгу не остался и обозвал бывших друзей и соратников «тауекеловской матросней», а также, долго не тушуясь, подал в суд на бывшего коллегу Болата Шарипа за клевету и нанесение морального ущерба. Мол, «деза про гей-клуб - это целенаправленная акция тех, кто сорвал 13-й съезд кинематографистов Казахстана, дабы уйти от ответственности за попытку "развала" Союза кинематографистов».

 

Однако алматинцы-то прекрасно знают, что гей-клуб был. И цепи в нем с потолка свисали и прочее. Да и кинодеятели, не растерявшись, лично зафиксировали пресловутые элементы декора и прочее. Как писал портал Qaznews - «...на одном из снимков запечатлены туалеты. Буквы «М» и «Ж» на них различаются не по признаку — мужской и женский, а по словам «мадамы» и «жентльмены». А на другом красуется надпись «Тайная комната», смысл которой далек от истории о Гарри Поттере хотя бы тем, что повсюду висят цепи, свисающие с потолка, а вместо кинокресел установлены деревянные сиденья с подушками. Под балконом кинозала появилась надпись «Право на любовь». Суд подтвердил, что существующая в Доме кино организация является ничем иным, как гей-клубом. Таким образом, иск И. Вовнянко о причиненном моральном ущербе не удовлетворен».


 

 

Слева направо: Сламбек Тауекел, Болат Шарип, Сергей Азимов и Дарежан Омирбаев

 

История четвертая, или Как сценаристы добрались до Аманшаева

А вот и вернемся к нашим старым знакомым Жайыку Сыздыкову и Мухаммеду Мамырбекову. Не прошло и трех лет, как мастера сценарного дела вновь взялись за перо и накатали очередное открытое письмо, теперь уже на имя Президента Нурсултана Назарбаева. Профессиональный рост налицо. Свое обращение авторы письма начинают с того, что г-н Аманшаев не запускает в производство проект спортивно-патриотического фильма «Флаг на вершине». Далее говорится, что «он практикует кумовство, попирает человеческое достоинство кинематографистов, угрожает им, заставляет работать на кабальных условиях, зачастую бесплатно, жить впроголодь, стравливает кинематографистов друг с другом, использует их в своих политических интригах, пытается уничтожить кинематографическую интеллигенцию».

«Он (Аманшаев) создал на «Казахфильме» свое собственное рабовладельческое государстве в государстве, начал проводить политику внутригосударственного сепаратизма, вести себя, как самопровозглашенный хан».

Далее в письме перечислялись фильмы, благополучно ушедшие в запуск:

«Уроки гармонии», рассказывающий о насилии в казахской сельской школе. Герои фильма – подросток-садист, подвергающийся избиениям школьников, убивающий животных и пытающий насекомых, полицейские-садисты, мучающие школьников в камере, мусульмане-рэкетиры и так далее.

«Солнечные дни», в котором главный герой – похотливый апатичный алкоголик-казах.

Новый проект «Кенже», где главные герои - братья-казахи, старший из которых принимает заказы на убийство людей, младший - киллер. В итоге старший брат сдал младшего, и они начинают охотиться друг за другом.

Проект «Журналисты экстрима» - старое название «Свирепые конокрады». Для съемок, согласно объявлению на сайте «Казахфильма», требуются актеры-уроды: «люди с нестандартной внешностью, с асимметрией лица (большие уши или нос, подбородок, губы)».

 

И далее в таком же духе и с нужным драматизмом. С полным текстом вы можете ознакомиться здесь. Как и в случае с Бекмамбетовым, письмо нужного эффекта не возымело и картину «Флаг на вершине» мы пока увидеть не сможем. «Самопровозглашенный хан» на претензии отреагировал довольно спокойно, видимо привык за годы правления к творческим мятущимся душам.


 

 

Слева направо: Мухаммед Мамырбеков, Жайык Сыздыков и альпинист Максут Жумаев

Подводя итог, хотелось бы пожелать всему отечественному кинематографу и нашим кинодеятелям, чтобы никакие ссоры и проблемы не мешали им развивать кино и осуществлять все свои творческие замыслы.

 

Текст: Елена Кударова

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Раим Дадыбаев

28 октября 2014, 08:19

Классная статья!

Рекомендуем

Три казахстанских фильма стали участниками МКФ «Фаджр»

Картины представлены в секциях «Международный конкурс» и «Восточная панорама»

Brod.kz

Трейлер к фильму «Fake. Береги себя»

Новый проект от режиссера web-cinema «ТАМАГОЧИ»

Виталий

Казахстанское кино

29 Апреля, 2014

«Подлинно народный»

Вчера прошел показ фильма о выдающемся классике казахстанского кино Абдулле Карсакбаеве.

Виталий

Рецензии

15 Октября

«Человек на Луне»: Космос внутри человека

Мировое кино

17 Октября

Источником вдохновения для режиссера Луки Гуаданьино стал классический альбом Боба Дилана

Ричард ЛаГравенес написал сценарий на основе песен диска «Blood on the Tracks»

Знай в лицо

Дархан Кожахан

Режиссер

Питер Серафинович

Актер

Софи Фийер

Актер

Николай Рыбников

Актер

Уош Уэстмоленд

Режиссер

Фима Иванов

Актер

Джон Киллоран

Актер

Матье Амальрик

Актер