Режиссеры из «Жургеновки». Часть 3

Режиссеры из «Жургеновки». Часть 3

История циклична. На смену одного поколения приходит новое. Именитые мастера передают свои знания и опыт молодым. Именно такой процесс происходит сейчас в становлении казахстанского кинематографа. И мы продолжаем наш цикл, освещающий эту новую генерацию режиссеров.

Нашим сегодняшним гостем является режиссер игрового кино Анастасия Старчикова.

Анастасия СтарчиковаРодилась на Байконуре (по словам Анастасии, тогда еще город носил «тёплое» название Ленинск) в военном городке. Через два года семья оказалась в Алматы. Здесь и остались жить. Учится на пятом курсе в КазНАИ им. Т. Жургенова по специальности «Режиссура игрового кино». Мастерская Сатыбалды Нарымбетова. Фильмография:
Анастасия Старчикова
  1. «Фобия» (к/м, 2011-2012)

  2. «Реставрация» (к/м, 2012)

  3. «Бармалеи» (к/м, 2013)

  4. «Гангста» (к/м, 2013)

  5. «Сахарная голова» (к/м, 2013-2014)

  6. «Красный дракон» (к/м, 2014)

  7. «Человек милосердия» (к/м, 2014)

  8. «Ловец снов» (к/м, 2014)

  9. «Звездочет» (к/м, 2015)

  10. «Однажды случается жизнь» (к/м, 2015)

Настя, первый наш вопрос. Как и почему ты пришла в сферу кино? Как зародилась эта мысль – учиться на режиссера?

С самого детства и до самой юности меня рвало на части в выборе профессии: от патологоанатома и космонавта до парикмахера с химическими завитушками. Если я побывала на «барахолке», мне хотелось быть продавщицей вещей, если в цирке, то я непременно хотела работать дрессировщицей тигров. В общем, нестабильный ребёнок, коим являюсь, и по сей день. А однажды просто проснулась с мыслью о том, что я должна связать свою жизнь с театром и кино, ведь только в этих сферах я могу воплотить все свои фантазии. В 2009 году я «наступила на горло» застенчивому интроверту, глубоко засевшему внутри меня, и решила учиться актёрскому мастерству у актера Андрея Кочинова. Этот замечательный человек и окунул меня в мир театра. В 2010 году мы вместе с Андреем снялись в двух художественных фильмах Дениса Куклина и Льва Мариупольского «Два пистолета: неуловимый Бриллиант» и «Олимпиада грабителей» - тогда я и познакомилась с «кухней» кино. Надо отметить, что за всё последующее время работы в кино, первый опыт был самый незабываемый! Что-то унесло меня в воспоминания. В общем, примерно так я и пришла в кино. В прямом смысле (смеется.).

Очень интересно. Но до этого тебя, наверное, вдохновляли какие-то фильмы? Или режиссеры?

Да, конечно. Вообще, я очень люблю смотреть правдивое кино, если даже оно субъективно и идет вразрез с цензурой и моралью. Например, это фильмы Быкова, Звягинцева, Сегала, Буслова, Вырыпаева, Литвиновой и Муратовой, Ержанова и Байгазина. Также я большая поклонница Тарковского, Бергмана, Калатозова и Пелешяна. Пожалуй, последний фильм, который потряс моё воображение, был «Метрополис» Фрица Ланга. Этот фантастический, во всех пониманиях, фильм снят в 1927 году с неимоверными спецэффектами. После его просмотра вся продукция жанра «фантастика» и «фэнтези» просто обесценились для меня. Рассказывать о фильме можно долго и взахлеб, но лучше его посмотреть.

А про что твои фильмы? Они тоже жесткие и правдивые?

Мои фильмы про меня. Я – кинематографическая эгоцентристка. Но с первого курса мастер учил нас снимать «собственно пережитое». Не знаю, может ли это быть кому-то интересным, кроме моих родителей… Я стараюсь быть лакмусовой бумажкой и рассказать свою историю как можно интереснее, чтобы зритель подумал, что я – это он. Деспотично как-то звучит, согласна.

И, наверняка, у тебя есть своя собственная философия кино?

А я взяла манеру у Чехова – он писал про «маленьких» людей, а я снимаю. Мне не очень интересно, что творится в «верхах», но думаю, что об этом надо снимать что-то жутко пафосное и ни в коем случае не допускать сарказма и критики. А я люблю иронию, сатиру и сарказм. Как в жизни, так и в кино.

Что ты думаешь о сегодняшнем положении кинематографии в Казахстане?

О мертвом либо хорошо, либо никак. Но по секрету скажу, что очень надеюсь на своё поколение «неравнодушных». И на Ержанова с Байгазиным. Еще я люблю фильмы своего мастера. Но он – мэтр, ему легко, а мы «зеленые» – барахтаемся. Это всё.

Тогда расскажи о своем мастере. В прошлый раз Диас очень любопытно рассказал о Сатыбалды Нарымбетове.

О, мой мастер – это мой крестный папа! Сатыбалды Жалелович – очень добрый и честный человек. Он хмурит лоб, когда нас ругает, но при этом глаза добрые-добрые, и он улыбается! Мне кажется, это у него такая психология, потому что студенты сразу понимают, в чём их «косяк», но они все равно остаются в доброй дружбе с мастером. Несмотря на то, что Сакен-ага имеет колоссальный опыт в написании сценариев и в съемках кино, и его можно назвать «матёрым» режиссёром, он остаётся очень скромным человеком. В хорошем смысле скромным. За пять лет он не навязал своим студентам ни одного своего фильма. Более того, мы «клешнями» тянем из мастера фильмы, которых нет в сети. А фильмы, надо сказать, чудеснейшие! Вот какой Сакен-ага человек – такие у него и фильмы. Честные и мудрые. Они смотрятся, не моргая, на одном дыхании, а потом еще обдумываются месяцами. Не знаю, какие мы у него, а он у нас – самый лучший. Мастер!

Сатыбалды Нарымбетов
Сатыбалды Нарымбетов

А что думаешь вообще об академии? Помогла ли академия в твоем становлении?

В академии искусств, в первую очередь, я благодарна своим преподавателям за интерес и знания, которые они подарили мне. Таких людей совсем не много, но они на вес золота! Даже если курс лекций по какому-либо предмету уже закончен, я остаюсь в крепкой дружбе со всеми преподавателями. Также в академии студентам, желающим развиваться, прививают хороший вкус. Но это, опять же, золотые, единичные мастера, «сэнсэи». Обучаясь в академии, во мне появился дух противоречивости, борьбы. Я не могу оставаться в стороне, когда границы между плохим и хорошим начинают смываться. Надо бороться.

Что ты думаешь о критике? Как к ней относишься?

Внешне я очень терпеливо и адекватно переношу объективную критику. Но по поводу моих фильмов мне никто не дает этой самой объективности. Не знаю, почему. Боятся обидеть, наверное (смеется.). Я и обижусь, но виду не подам. Вынесу урок и постараюсь не наступать на эти грабли.

Хорошая позиция. А для кого снимаешь – для себя или для зрителей?

Снимаю с мыслями о том, что это должно быть интересно зрителю. А когда смотрю готовый продукт, понимаю, что для себя. Ай-ай-ай. Эгоцентризм-то зашкаливает.

Это нормально для творческого человека. Как ты думаешь, кто сейчас герой нашего времени?

Герой нашего времени… Это тяжелый вопрос. Так всё смешалось сейчас. Суета в жизни и мыслях, полный непорядок, педантизм равен занудству, храбрость идет под руку с тщеславием. Хочется сказать словами героини Ренаты Литвиновой из фильма «Три истории»: «Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, я не люблю детей. Этой планете я поставила бы ноль». Не знаю, кто сейчас – герой нашего времени.

Не очень оптимистично. Тогда давай возьмём шире: что думаешь по поводу сегодняшнего Казахстана? Стакан наполовину полон или пуст?

По поводу современного Казахстана – стакан наполовину Пруст! Всё так модерново. Гонимся за какими-то веяниями, не буду говорить, какими, а то меня порвут на части. Лучше бы своё развивали. Подглядывали, конечно, куда же без вуайеризма, но, чтобы без франшиз и лицензий. Хотя, всегда легко рассуждать, сидя за компьютерным столом. Я же не знаю что там, в канцелярии-то небесной происходит.

Что тебя сейчас больше всего волнует?

Если говорить локально, то меня сейчас волнует дипломная работа и всё, что с ней связано. А если говорить обо мне как о женщине с глобальными мыслями, то, естественно, в голове вертится миллион проблем и их решение. Мне очень жалко нищих людей, например. Их называют бомжами и люмпенами. Многие остаются без крыши над головой и работы по собственной лени. Горбатого правит лишь могила, и то, не всегда. Но научить и дать шанс стоило бы. Я не знаю, как решаются проблемы такого масштаба.

Анастасия Старчикова
Анастасия Старчикова

Ты в этом году заканчиваешь академию. Будешь снимать дипломную. Уже знаешь, про что будешь снимать? И вообще, каково это – осознавать, что пять лет учебы позади?

Сценарий для дипломной работы написан, но меня как человека сомневающегося посетила мысль о том, что надо бы иметь ещё парочку сценариев, чтобы выбрать лучший. Или хотя бы наименее плохой. Это подтверждает мои слова о ребяческой нестабильности. Поэтому, всё лето я судорожно перечитываю литературу в поисках героев и историй. Четыре года обучения шли размеренно и даже как-то хронологически запутанно. На первом курсе я кричала, что «сделаю» этот кинематограф, сниму шикарнейший фильм, зазнаюсь и умру, подавившись золотой монетой. К последнему курсу у меня трясутся колени, появляются вопросы типа: «а что я могу рассказать миру, и не забьют ли меня камнями после этого». В итоге, мне 22, а я еще даже не Кустурица. Жаль, что здесь нельзя ставить смайлики, чтобы не сложилось дурное мнение.

Не сложится, не бойся. А вообще, какие фильмы ты хотела бы снимать в будущем?

В будущем я хотела бы снять такое кино, которое бы могли критиковать Борецкий и Гордон.

Неплохо. Существует ли у нас цензура? Каким должны быть взаимоотношения художника и власти?

Моё мнение сугубо субъективно (это я заранее открещиваюсь от здравого смысла). Поэтому я сейчас «раскудахтаюсь» и скажу, что власть должна смотреть на работу настоящих (!) художников, фильтруя увиденное: портреты тушью – направо, шаржи – налево. А художники не должны… как бы это мягче сказать, стелиться под власть (всё равно грубо прозвучало). Власть в тандеме с художниками красит земной шар то в белый, то в чёрный. Я уже даже устала печалиться по этому поводу.

Я знаю, ты мастеришь много интересных игрушек, фигур. Это твое хобби?

Да, я очень люблю лепить из глины. Это такая отдушина. Я не знаю, как у других, но я, когда что-то слышу: будь-то диалог или лекция, чтение книги или внутренний монолог, то всё сразу визуализирую в голове. Мне так легче не отвлекаться от смысла. И нередко фантазия рисует всякие необычные образы, иногда чудовищ. Рисовать я не умею, жаль, глаз плоский. А вот слепить монстра из фантазий – это за милую душу. Балуюсь так.

Анастасия Старчикова
Анастасия Старчикова

Ты еще играешь в театре. Это дает какое-то преимущество?

Театр, театр! Тут попахивает раздвоением личности. Люблю играть на сцене. Там я в чужом теле, с чужим лицом, но своей головой. Мне нравится, когда на меня смотрят и слушают меня. Пользуясь этим вниманием, я могу в live-режиме что-то хорошее донести зрителю. Если кино – это коллективная работа, и продукт выходит соответствующим, то в театре, несмотря на то, что рядом партнёры и это тоже коллектив, я сама могу окрасить свою героиню. Тем самым передать то, что пожелаю. На сцене опустошаешь все свои ментальные «резервуарчики», а зритель наполняет их своей энергетикой. Всё вживую, всё взаправдашнее. Но театр и кино стараюсь не смешивать. Театральный опыт лишь даёт мне на съемочной площадке раскрепощение. Я очень плохой организатор, у меня не получается заставить себя управлять людьми, даже если я главная. А так, надел маску тирана, и р-раз! Ты уже «гитлер» и орёшь на гаффера (главный осветитель – возглавляет группу, отвечающую во время съемок за освещение и другие вопросы, связанные с электроприборами – Прим. Ред.) за разбитый светильник. По делу. А дома вечером оправдываешь себя: мол, это же была не ты, ты не такая.

Отлично. Твои планы на будущее?

В будущее я смотрю с «широко закрытыми глазами». Закрываю их я от ужаса. Мне страшно от того, что сейчас нет ничего стабильного. В моей группе учится 21 человек. Теоретически, это получается 21 режиссер игрового кино. Нас будут «топить», как ненужных котят. А я «женщина слабая, беззащитная»… Но я держу марочку оптимиста. Поэтому, скрестив пальцы, надеюсь и стараюсь.

И последнее. Твои пожелания наши читателям и зрителям.

Читателю, если он дочитал до конца разведённую тут мной демагогию, я хочу сказать спасибо и попросить не судить строго абсурд нестабильного ребёнка. Каждому хочется пожелать искренности, это залог многого в жизни. А ещё терпения и удачи.

Смотрим работы Насти:

«Звездочет»

«Человек милосердия» (док.)

«Сахарная голова»

«Реставрация»

Читайте о новых молодых режиссерах, которые ищут себя и свое кино в наших следующих частях.

Интервью взял: Баглан Кудайберлиев

Фото: Павел Логинов

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Мырзахмет

27 Апреля 2017, 20:25

это было хорошо

Рекомендуем

«История казахского кино: подполье «Казахфильма»

Адильхан Ержанов впервые покажет документальную картину в Казахстане 

Aidana Mamayeva

Новости персоны

10 Сентября, 2015

Режиссеры из «Жургеновки». Часть 4

Наш сегодняшний герой, режиссёр монтажа – Берик Жаханов.

Flyin_Hi

Казахстанское кино

22 Февраля, 2016

The Guardian опубликовал материал о казахстанском кинематографе

Британский журнал написал статью о пяти казахстанских режиссёрах

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

7 Февраля, 2016

«Чума в ауле Каратас» - «Лучший азиатский фильм» в Роттердаме

Фильм Адильхана Ержанова наградили премией NETPAC на МКФ в Роттердаме. 

Aidana Mamayeva

Рецензии

23 Мая

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»: Мертвый якорь

Казахстанское кино

22 Мая

«Ел Арна» объявляет конкурс короткометражных фильмов

Лучшие работы увидит весь Казахстан

Знай в лицо

Талгат Теменов

Актер

nbmbnm bmbnm

Актер

Ерлан Нурмухамбетов

Режиссер

Жандос Айбасов

Актер

Аян Утепберген

Актер

Маулутхан Сагимбаев

Оператор

Азиз Бейшеналиев

Актер

Арман Асенов

Актер