«Гав» в людской огород
Актеры Русского драматического театра им. М.Горького преподнесли зрителям неожиданный сюрприз, порадовав редким спектаклем «Прощай, овраг».
Сентиментальный трагифарс по произведению К.Сергиенко и Л. и А. Чутко в постановке известного российского режиссера Леонида Чигина – нечастый гость на столичной сцене. Но, несмотря на это, каждый раз зрители принимают этот спектакль на ура, проживают его вместе с героями.
Пронзительная история рассказывается от лица бродячих собак – стаи, домом для которой стал Овраг. Овраг – средоточие их мира, центр, где есть товарищи по несчастью и выживание. За его пределами – холодный город с его равнодушными обитателями – двуногими людьми.
В драматургии произведения кроется глубокий социальный подтекст. Почему создания, говорящие на одном языке, братья, становятся врагами? С чего начинается эта вражда? И к каким последствиям она приводит?
«Когда-то люди и собаки говорили на одном языке и прекрасно понимали друг друга…», – монолог Черного не оставляет равнодушным ни одного зрителя. Человек поставил себя выше животного, заставил собаку подчиниться, но что он получил взамен?
Стая отверженных, забытых: Беззащитная Крошка (Светлана Фортуна), Бывшая Такса, тоскующая по былой жизни на даче (Маргарита Мухаметдиева), Головастый, знающий грамоту (Александр Корженко), Хромой (Денис Анников) – такие разные, но связанные одной судьбой, они всего лишь хотят жить. Последнее, что у них осталось, это Овраг и преданность стае.
В жизни каждого из них оставил след Человек. Сторож, «воспитавший» Головастого, художник, вылечивший Гордого или профессор, заботившийся о Таксе. Хоть Человек появляется на сцене только в начале и конце спектакля, его незримое присутствие ощущается на протяжении всего действия.
Жесткость Черного (Роман Чехонадский) можно понять: он лидер, защищает свою стаю и ведет её за собой. Он разочаровался в людях, навсегда потерял веру в своего Человека, в человечество вообще, и пропасть, разделяющая его Овраг и мир людей, огромна. Его правда сталкивается с правдой Гордого, но двух вожаков в одной стае быть не может. Кому-то всё равно придется уступить.
Другим четвероногим персонажем является кот Ямамото (Болат Кирибаев), скучающий император, водящий дружбу с бездомными собаками. Вольготно живущий в семье, он скоро становится еще одним отверженным и покинутым.
Так о чем же эта история? О преданности, дружбе, борьбе. И, конечно, о выборе, который порой становится необходимым шагом. Чью сторону принять – собратьев и товарищей по судьбе или Человека, всегда разного: жестокого или сострадающего, зовущего или прогоняющего прочь? Этот нелегкий выбор тяжелой ношей лежит на сердце Гордого, в исполнении Ивана Анопченко.
Да, он видел несправедливость людей, но он же был и свидетелем мягкосердечия. «Мне нравится свобода. А свой Человек у меня есть, как у любого привязанного. Правда, не часто мы видимся, но я буду верен ему всю жизнь».
Быть со стаей или против? А может, как перекати-поле, пытаться жить двойною жизнью? Но как долго? Близится день, когда Овраг, ставший домом для стаи Черного, исчезнет с лица земли. Тут то и придется выбирать.
Преданность или вечные поиски призрачной дверцы, за которой обязательно тебя ждет твой Человек? Именно поиск, вера в добро, в душу Человека, который раньше был братом, не оставляет в покое Гордого. Борясь с самим собой, он не оставляет надежду, даже несмотря на гибель Хромого от рук всё тех же людей…
Финал истории трогает до глубины души, и приходит понимание, что лишь совершая Поступок, мы становимся свободными.
Иван Анопченко о спектакле «Прощай, овраг»:
– Это серьезная история, рассчитанная на взрослую часть населения. А детям, на мой взгляд, труднее понять всю глубину сюжета.
Я очень люблю актерский состав в этом спектакле. Это настоящие профессионалы. Когда люди, такие разные в жизни, на время объединяются и демонстрируют блестящий уровень актерской работы – это здорово!
Говоря о моем персонаже, могу сказать, что во мне есть что– то от Гордого. Я, как и он, самостоятельная мыслящая единица, которой порой сложно «прибиться к стае». Но, как и в Гордом, в моем сердце живет твердая вера в лучшее!
За долгие годы работы над этим спектаклем, замечаю, что нарушаю все правила актерского мастерства! Но делаю я это с удовольствием. Самое главное, чтобы всё было по– настоящему. Если я вижу реакцию зрителя, плачут они или смеются, значит, я всё делаю правильно!
Текст: Анастасия Лебедева
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий