È

Ермек Турсунов: «Нам выпало быть навозом на полях истории»

Ермек Турсунов: «Нам выпало быть навозом на полях истории»

Режиссер и сценарист Ермек Турсунов выразил мнение о киноиндустрии, вспомнил прошлое и ответил на критику своего творчества в интервью документальному YouTube-проекту Telescope.

 

Турсунов окончил факультет журналистики в КазГУ им. Кирова и успел поработать в молодежной газете «Ленинская смена». После Ермек отучился на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве и сценарно-киноведческом факультете ВГИКа. Он считает все это годами становления:

«Я к тому времени уже издал книги, переводы. Вернулся в тот момент, когда было не много кинодраматургов в казахском кино и я не планировал быть режиссером».

Режиссера обучал кинодраматург Валерий Фрид, просидевший 12 лет в тюрьме за активную гражданскую позицию. По его сценариям снято более 30 фильмов, самыми известными из которых были две части «Приключений Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» и картина-катастрофа «Экипаж». Турсунов вспоминает его как главного наставника жизни:

«Кто такой учитель? Это тот человек, который светит фонариком, освещая путь. Образ зэка диссонировал, когда я имел дело с Валерием Семеновичем. Он звал к себе домой, приглашал варить макароны. Я ждал, когда начнутся занятия. Потом до меня дошло, что они уже шли. База, которую во мне заложили, позволяет существовать в профессиональной среде. Особенно когда нивелировались основы ремесла, оценки занижены и не существует ничего, кроме кассы».

В 1993 году первым фильмом, снятым по сценарию Турсунова, стал «Абулхаир-хан» Виктора Пусурманова. По словам Ермека, два года фильм был в простое, а после он попросил убрать фамилию с титров:

«Он был очень забавным человеком. Отыскал меня в Москве и сказал: «нужен еврей, чтобы написать хороший сценарий». Спросил всех московских евреев, но ему отказали с вопросом: «зачем тебе еврей, чтобы снимать казахский фильм, если у тебя есть казах». После этого мне было грех отказать. Написал сценарий. Когда приехал смотреть рабочий материал, плевался, сказал, что дерьмо. Пригрозил, что не буду ничего писать, а он: «если не пишешь, то хоть читай», и давал мне свои сценарии. Хороший был дядька».

Кадр из фильма «Абулхаир-хан»
Кадр из фильма «Абулхаир-хан»

Между первой («Абулхаир-хан») и второй («Курак корпе») экранизацией сценариев режиссера прошло 14 лет, в это время он был в эмиграции в США. В Америке сценарист снимал документальные фильмы для местной церкви.

«Тогда кино вообще не было. В студии трава была по колено и собаки бегали. Всем было не до этого, выживали. Таксовать не очень хотелось, поэтому улетел в штаты снимать для церкви фильмы про Бога», — вспоминал Турсунов.

Дебютной картиной для Ермека стала драма «Невестка» («Келин»), попавшая в лонг-лист номинантов на «Оскар». Несмотря на признание иностранных критиков, в Казахстане ленту забраковали.

«Сначала стали возмущаться депутаты, говоря, что я выставил казахов в некрасивом свете. Полная фигня и лже-патриотизм. Подхватили и журналисты. Картину должны были размагнитить, пленка же была. Одна копия чудом ушла на какой-то фестиваль и пошла по миру без промоушена. Когда меня собирались высылать из страны (или сажать в тюрьму), пришло письмо от «Оскара». Решили не размагничивать. Была публичная порка, я нахлебался», — прояснил режиссер.

После «Невестки» сценарист оказался на слуху, это позволило ему снять следующий фильм «Старик» («Шал»). Картина основана на романе Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и оказалась второй в трилогии.

«Я говорил, что «Старик и море» — не снимабельная вещь, но когда пришел домой, понял, что это отличный вызов. Асанали Ашимов твердил, что ему скоро стукнет 100 лет, а он у меня не снимался. Но чем дальше шла работа над сценарием, тем больше понимал, что главный герой — никакой не Асеке. Тогда нашли Тогузакова, ставшего народным шалом», — рассказал Турсунов.

Кадр из фильма «Невестка» («Келин»)
Кадр из фильма «Невестка» («Келин»)

Последней картиной трилогии стала кинолента «Жат», повествующая о голодных временах 30-х годов. Режиссер отметил, так как сценарий к фильму был его курсовой работой и получил «Золотое перо» на Всесоюзном конкурсе драматических произведений, он не торопился его переносить на экран. Перед съемками была проделана большая работа, например, построен аул.

«У меня много сценариев, которые лежат по 20 лет. Может, я их никогда и не сниму, как, например, мог и не снять «Жат». Но ко мне пришли люди, дали деньги и сказали «сними что-нибудь стоящее». Хотели прикоснуться к вечности. Хотя на фоне и был голод, картина о другом: там казахский народ старался быть кем-то другим. Один мальчик не захотел стать частью этого и ушел в горы, а когда вернулся мужчиной — его забросали камнями. Библейская история. Лента тоже ездила по миру, собирала награды, но я спокойно отношусь к этому. Не ради фестивалей делается», — вспомнил Ермек.

Трилогия - «Невестка», «Шал», «Жат» - стала синонимом потери казахской идентичности. Режиссер задумал три фильма как три шага вниз: горы, степь и город:

«Мы деградировали. В этой трилогии я подвожу итоги, где наш народ проиграл. А нация потеряла этнос, проиграла по всем фронтам. У нас нет ни одного нобелевского лауреата, мыслителя мирового уровня. Поэтому я отношу нас к аутсайдерам. Мы био-гумус, но после него хорошо растет зелень. Деточки, нам выпало быть навозом на полях истории».

Кадр из фильма «Жат»
Кадр из фильма «Жат»

Сценарист известен резкими высказываниями в сторону современного кинематографа. Турсунов называет ситуацию катастрофой, а фильмы — вне критики. На этот раз он сравнил деятельность кинематографистов с работой хирургов:

«Мы болеем поносом, но он не может длиться вечно. Когда снимается свыше ста картин за два года — это уже кинопроцесс? Количественно — да, а качественно — катастрофа. Во сколько нам обходятся врачебные ошибки? Сколько хирургу надо учиться, чтобы его допустили вырезать аппендицит? В Советском Союзе человека допускали до полнометражного фильма только к 40 годам, умудренного опытом и когда ему есть что сказать. А сейчас любой молодой человек может взять камеру, собрать друзей и снять кино. Но это не кино, нужно придумать другое название. Сейчас весь шоу-бизнес и КВН рванул. Ребята, вы путаете берега. Во сколько нам обойдутся эти ошибки?».

Турсунов считает, что человеку в кино надо задаться вопросом, может ли он сказать что-то новое:

«Сейчас большинство «деятелей кино» — лавочники, которые решают только одну задачу — взять кассу. Пользуются невежеством сегодняшнего зрителя и потрошат его карманы. Я, допустим, петь люблю, но знаю, что никогда не позволю себе выйти на сцену. Почему эти люди позволяют так себя вести? Они не задаются вопросом, которым задавался Георгий Николаевич Данелия! Я не призываю к совести, а говорю, что такие ошибки калечат людей. Понимаю киношников, ведь у них семья. Но когда зовет снимать Кайрат Нуртас и Тореали Торегали — это сделка с совестью».

Отвечая на вопрос о возможности снимать хлам, чтобы позже создать шедевр, режиссер отвечает, что это может сделать продюсер, но не творец. Он не может позволить делать плохое кино, так как потом приобщается к нему.

Ермек Турсунов
Ермек Турсунов

«Если творец встал на поточный уровень мейнстрима, то он там и останется. Это сделка с дьяволом. Если человек хороший ремесленник, то он может сделать коммерческое кино. Мне нравится пример Сергея Бодрова, у которого я выделяю только 3 фильма. «Монгол», получивший номинацию на «Оскар», — не в их числе. В остальных картинах с точки зрения профессионализма все сделано как надо. Но творчество — это когда включается что-то помимо профессии».

Перед выходом «Черный, черный человек» режиссера и сценариста Адильхана Ержанова «Казахфильм» устроил ретроспективу его творчества. В связи с этим Турсунов высказался о молодых режиссерах и Ержанове в частности:

«В «Казахфильм» пришла новая команда, будут возрождать старые добрые традиции. Золотой фонд кино надо вытащить и показать зрителям. Будут показывать фильмы Адильхана Ержанова. Хороший парень, не могу относить его картины к шедеврам, но он предан делу и находится в поиске. Есть хорошие мальчики и девочки, которые не скатываются в непотребный мир чистогана. Очень много молодых, которые сначала учатся профессии. Важно успеть сказать им, что они молодцы».

Сценарист не смотрит современное кино. По его словам, у него есть список 200 фильмов, которые он пересматривает:

«Я практически не хожу в кинотеатры. Что смотреть? Трансформеры, аватары? Последний раз я порадовался картине, когда посмотрел «1+1». Это большое кино, которое делали большие мастера. Среди казахстанских картин - Фархат снял хороший «Тренинг личностного роста». Еще мне нравится короткометражная картина Серика Утепбергенова «Немая прохлада».

В заключении режиссер объяснил свое отношение к искусству, называя это жизнью:

«Мой персонаж говорил: «Искусство — это обман, который помогает понять правду жизни», - цитируя Пикассо. Я могу поспорить с этим, скорее, искусство — это жизнь. И зачастую художник бывает куда правдивее в искусстве, чем в реальной жизни».

 

Абулхаир Жусупов

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Мнения

18 Февраля, 2016

Минувший год в казахстанском кино: заключительная часть

Карим Кадырбаев подвёл итоги 2015 года. 

Aidana Mamayeva

Мнения

13 Января, 2016

2015 год в казахстанском кино. Часть 3

Заключительная часть киноитогов Карима Кадырбаева за 2015 год.

Flyin_Hi

Мнения

13 Февраля, 2018

Что нужно знать о супергероях Marvel?

Все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Brod.kz

Мнения

28 Августа, 2017

7 самых ожидаемых фильмов сентября 2017

Игра на прежних образах и уже сделанном – тренды сентября 

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Василий Фунтиков

Актер

Елена Шанина

Актер

Александр Белявский

Актер

Ирина Мирошниченко

Актер

Алексей Смирнов

Актер

Юрий Волков

Актер

Антон Тимонишин

Режиссер

Игорь Тарадайкин

Актер