«Конокрады. Дороги времени»: образы, рожденные степью
Со времен игровых кинофильмов, великолепно снятых режиссерами Шакеном Аймановым, Мажитом Бегалиным, Султаном Ходжиковым, Абдуллой Карсакбаевым, Сергеем Дворцевым и кинооператорами Михаилом Аранышевым, Асхатом Ашраповым, Марком Берковичем прошло достаточно много времени. И вот кинолента новых звезд национального кинематографа – Ерлана Нурмухамбетова и Азиза Жамбакиева поражает и радует своим качеством!
Фильм «Конокрады. Дороги времени» стал ярким открытием Busan International Film Festival проводимого в Южной Корее в 2019 году. Но, по некоторым причинам прокат киноленты в Казахстане начался с 23 сентября 2021 года.
«Конокрады. Дороги времени» – удачная копродукция Казахстана и Японии. С казахстанской стороны производством проекта занимался АО «Казахфильм» им.Шакена Айманова по заказу Министерства культуры и спорта РК, с японской — компания Tokyo New Cinema.
Съемки проходили на озере Тузколь в Алматинской области. Основной творческий коллектив состоял в основном из профессиональных кинематографистов, некоторых из которых автор считает необходимым обозначить в рамках данной рецензии.
Ерлан Нурмухамбетов – режиссер, обладатель Гран-при Пусанского международного кинофестиваля в секции «Новые течения» (фильм «Ореховое дерево», 2015)
Риса Такеба – японская режиссерка.
Азиз Жамбакиев– первый казахский кинооператор, получивший приз «Серебряный медведь» за «Лучшую операторскую работу» Берлинского международного кинофестиваля (фильм «Уроки гармонии», 2013)
Самал Еслямова – первая казахская киноактриса, получившая приз «Лучшая женская роль» Каннского международного кинофестиваля (фильм «Айка», 2018)
Мирай Морияма – один из лучших японских актеров
Салтанат Дунгенбаева – редактор фильма, сценарист
Жанат Алшанова – второй режиссер, обладательница приза «Серебрянный леопард» (фильм «История цивилизации», 2020)
Дулыга Акмолда– актер, Заслуженный деятель Казахстана
Мади Минайдаров – исполнитель главной роли мальчика Олжаса
Александра Шегай – художник-постановщик
Андрей Влазнев – звукорежиссер
Кинолента начинается со сцены, в которой автомобиль для перевозки лошадей едет по проселочной дороге вдоль озера. Клубиться пыль поднимаясь из-под его колес. Солнце отражается в речной воде, по которой еще стелется утренний туман. А на переднем плане в большом загоне стоят проснувшиеся кони. Пар от их горячих тел поднимается вверх и растворяется в потоке утреннего воздуха. Небольшой дом. Муж, жена и трое маленьких детей живущих на кочевье занимаются разведением лошадей.
Этим утром муж вместе с двумя мужчинами уезжает на рынок, чтобы продать коней. И мы видим удивительно красивую сцену его прощания с супругой – он слегка прикасается к ее лицу и с любовью смотрит в глаза. Она скромно стоит напротив него. Молчание, говорящее больше чем слова снято в бликах солнечного света. Эту идиллию нарушает лишь ветер, играющий ее волосами.
Степь. Горы. Долгая дорога на базар в которой по отношению к котятам, немногочисленным фразам и действиям зритель получает небольшое представление о трех мужчинах, везущих коней на продажу, проникается к ним симпатией.
Серьезное место в структуре киноленты занимают сновидения. И кинооператор много времени уделяет спящим персонажам. Вот камера показывает нам безмятежный сон двух девочек на общем плане. Затем приближается словно для того чтобы понаблюдать за солнечными лучами, скользящими по их нежным пухлым щекам. Двигается по темным стенам и потолку, до которых еще не добрался рассвет. В каждом кадре все работает на то, чтобы мы прочувствовали утреннюю атмосферу спящего жилища. Главный герой по имени Олжас спит более чутко, чем сестренки. И именно его сны важны для развития киноповествования, так как указывают нам на тревожное состояние взросления мальчика. Ведь ощущение того, что он должен быть в мире взрослых чаще, чем раньше, приходит к нему вместе с пониманием – недосказанность окружающих таит в себе тайны. Отныне ему необходимо внимательно прислушиваться к тому, что происходит вокруг, пытаться осмыслить и решить проблемы, возникающие в семье.
В данном кинофильме кадры, кажущиеся простыми по содержанию, вызывают в зрителе множество образов знакомых с детства: голоса родителей сквозь утренний детский сон, скрип двери, чье-то прощание, смерти, встречи, недосказанность старшими чего-то важного, неизвестность и многое другое.
Завораживает почти реалистическая манера съемок повседневного быта: облупившаяся краска на двери, белая тюль на окнах, старые корпе и цветные подушки на полу, маленький деревянный стол. Интерьеры домов, придорожного кафе, аульских дворов – настоящие, дышащие жизнью в кадре со своей реалистичной атмосферой и освещением.
Важно обозначить, тот факт, что режиссер Ерлан Нурмухамбетов – мастер отражать суть национального менталитета. В пластичных движениях его актеров, их молчании создаются полноценные образы настоящих и правдоподобных персонажей. Кажется, что режиссеру интересен человек, живущий по законам степи и его национальный уклад жизни, формировавшийся веками. Дома, аулы, кочевье доработаны и отсняты, так что при просмотре кинокартины зритель словно попадет внутрь этого художественного пространства. А люди, живущие в его кинематографических реалиях, словно твои соседи или соседи твоих дальних родственников.
Безупречное чувство вкуса и эстетика, с которыми кинооператор Азиз Жамбакиев подходит к каждой своей картине является одной из составляющих и этого произведения. Он создает не только образ человека, но и образ природы. Полевые цветы и травы, снятые в мягком золотистом свете раннего утра, кони, бегущие по бескрайним степям – кадры и сцены поражающие зрительское воображение естественной красотой и масштабом. Порою грамотное сочетание образов рождает в мозгу зрителя символические значения от увиденного. Например, белый конь на котором едет Олжас, с одной стороны подчеркивает его детскую невинность, а с другой выделяет факт возмужания мальчика. Тогда как черный конь под Кайратом усиливает загадочность и неоднозначность этого персонажа. Отношение к цвету безусловно является важной составляющей киноленты: ярко-красные помидоры, собираемые женщинами и детьми в поле; красные и синие пятна на корпе, выступающие под седоком, одетым в темную одежду всадника – все это грамотно создает художественную выразительность содержания сцен. В данном фильме камера очень часто становится нашим «киноглазом» – наблюдает за эмоциями и поведением людей, изменчивым состоянием природы. И чем дольше она это делает, тем понятнее становятся для зрителя переживания героев и героинь.
Звукозрительные образы, без которых немыслима ни настоящая жизнь, ни качественный кинопродукт, грамотно дополняют репрезентацию реальности.
Принципиально важно подчеркнуть, что Мирай Морияма для максимально точного исполнения роли Кайрата выучил казахский язык. А Мадии Минайдаров впервые сыграл в кино. Вообще, в этом международном проекте радует и удивляет все, в том числе очень хорошая работа режиссера со всеми актерами, и особенно с детьми. Удивляет, потому, что, к огромному сожалению, не все режиссеры хорошо работают даже с профессиональными актерами. Многие отечественные кинорежиссеры словно отдают актерам первенство или свободу для реализации их ролей. И результат на экране очень часто просто плачевен. А ведь теории и практики великих кинорежиссеров, таких как Ингмар Бергман и Андрей Тарковский показывают, что актер «это материал в руках режиссера, а не главный человек на киноплощадке». Думаю, что это связано не с полным доверием к актерам, а с непрофессионализмом наших кинорежиссеров и не пониманием ими пластических образов, которые они хотят видеть в кадре.
Эстетическая интуиция, о которой писал французский философ Андре Бергсон в начале ХХ века, позволяет авторам этой киноленты постичь содержание человеческих жизней в полной мере. Ерлан Нурмухамбетов на презентации своего кинофильма говорил, что, прочитав газетную заметку об убийстве в степи, решил показать историю людей, превративших жизнь себе подобных в страшный сон. И напомнить всем – оглянитесь, вглядитесь в красоту нашей природы и научитесь жить органично внутри нее!
Цитируя кинорежиссера Сергея Дворцевого: «Чтобы показать красоту своей земли нужно очень любить ее». Сделаем вывод – в этой драме с элементами вестерна, мы считываем безусловную любовь и восхищение авторов своей страной.
Киновед Баймуханова С.З
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий