«Бiр сен үшін»: Моя вторая мама
«Моя вторая мама» - именно так назывался мексиканский телесериал, который показывали по казахстанскому телевидению в середине 90-х годов. Латиноамериканские мыльные оперы с тех пор сделали десятки шагов вперед, в отличие от казахстанской мелодрамы, которая двигается по принципу «шаг вперед, два шага назад». Очередным тому доказательством стала выходящая на этой неделе картина «Ради тебя», ставшая первым продюсерским проектом популярного актера Азамата Сатыбалды.
Аскар – 35-летний мужчина, который крепко любит свою супругу Айжан (с кем не бывает?). Однако жизнь Аскара и Айжан омрачает одна серьезная проблема – детей у них, как бы они не старались их завести, нет (что тоже, как ни печально, бывает). В связи с этим папа Аскара настоятельно рекомендует избавиться от супруги и найти более плодородную почву для продолжения рода.
Айжан, как мудрая жена, решает избавить любимого супруга от нелегкого выбора и уходит от него сама (почему-то на Большое Алматинское озеро). Аскар в порыве страданий напивается в клубе и находит плодородную почву в лице первой попавшейся девицы Индиры. Индира, в отличие от Айжан, беременеет с первой попытки, но мамой становиться не желает. Аскар уговаривает случайную знакомую оставить ребенка, а супруге и родителям сочиняет легенду про ЭКО, суррогатное материнство и прочие чудеса современной медицины. В результате хитровыдуманного плана, Аскар, Айжан и Индира живут под одной крышей в ожидании наследника.
Итак, что мы помним о латиноамериканских мелодрамах конца прошлого века? В первую очередь это вечный мезальянс между обитателями бездушных многоэтажных коттеджей с перебивающимися с хлеба на воду нищебродами. Второй элемент – это непрекращающийся поток слез, соплей и прочих жидкостей, которыми авторы омывают зрителя с головы до ног. Ну и последнее: переизбыток мелодраматизма в сопровождении соответствующего музыкального ряда.
Все это присутствует в отечественной мелодраме, ярким примером которой является картина «Ради тебя», с избытком. Впрочем, нельзя исключать из диагноза и возросшую за последнее десятилетие популярность среди населения Казахстана корейских, турецких и индийских сериалов, где все то же самое гипертрофировано до максимума.
Разница лишь в том, что во всех вышеупомянутых регионах мелодрама рассчитана на телевизионный экран и создается профессионалами высокого класса. В родном отечестве же, этот мелодраматический водопад регулярно попадает на киноэкраны, при этом создатели мало что понимают в драматургии и специфике жанра. Все делается по принципу: «А помните, как в том сериале было?» и получается эдакий полуфабрикат, который больше удовлетворяет амбиции создателей, нежели потребности зрителя.
В картине «Ради тебя» заложен в общем-то довольно нетривиальный посыл и определенная критика современного патриархального общества, где 35-летний детина по-прежнему несамостоятелен и зависим от мнения родителей. Однако все это малозаметно на фоне корявого монтажа, в котором хронология событий ведома только режиссеру (так, например, в одной сюжетной линии герои успевают отпраздновать новый год, а во второй проходят всего сутки), скупых диалогов и еще более скупого визуального ряда. И, конечно, в очередной раз любимый прием казахстанских кинематографистов: «А давайте, намотаем хронометража за счет сцен, где герои тупо ходят по городу под музыку». Об актерской игре сложно что-либо сказать, кроме того, что попытки играть некоторые актеры все-таки предпринимали, но играть, кроме перманентных истерик было нечего.
Шаблоны и штампы в проекте Азамата Сатыбалды сыплются как из рога изобилия, при этом, не подчиняясь какой-либо логике. В частности, зрителю так никто и не объяснит, чего ради нужно было на 9 месяцев селить двух женщин в одной квартире, при том, что одна из них хранит тайну адюльтера и на эмоциях (во-первых, от невеликого ума, а во-вторых, на фоне нестабильного гормонального фона) может выболтать ее в любую секунду. Не объясняется также, зачем молодой парень уезжает открывать СТО (СТО, не торгово-развлекательный центр размером с десяток футбольных полей) на несколько месяцев, равно как и зачем Индира, живя в чужом доме всю беременность, сохраняет за собой съемную квартиру и возвращается туда, после родов.
«Все это не так важно, ведь главный посыл фильма – это любовь и семья» - скажут создатели фильма и их поклонники. Нет, это очень важно! Это индикатор уважения к зрителю. Отсутствие дыр и пустот даже в самом примитивном сюжете свидетельствует о том, что авторы относятся к своему произведению и его будущим потребителям честно, а не с мыслью: «Да и так сойдет, никто не заметит».
В кино ходил Карим Кадырбаев
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий