È

«28 панфиловцев» - учебник о войне для поколения «next»

Рецензия «28 панфиловцев»

Фильм «28 панфиловцев» вышел в казахстанский прокат. Каюсь, когда два года назад услышала об этом проекте, поморщилась в умноженных скепсисом отрицаниях - снова платим и участвуем в чужой авантюре. Но после просмотра неприятие по поводу сюжета, формы и трактовки истории эта молодая постсоветская сборная создателей разбила. Может, и не с восторгом, но с приятным удивлением отсмотрела все действие - есть в нем какая-то самобытность, конечно, несовершенная, но со своим свежим крепким дыханием, далеким от исторических и патриотических шаблонов и набившего уже оскомину компьютерного глянца.

Скажу сразу - этот фильм останется в истории благодаря найденной формуле работы над производством. Начав только на уровне идеи в 2013 году, без поддержки и денег, два будущих режиссера из Питера Андрей Шальопа и Ким Дружинин начали складывать бюджет методом краудфандинга. Судя по информации, «собрав более 30 млн. рублей, он стал одним из наиболее удачных краудфандинговых проектов в российском кинематографе». Уже на следующий год проект выиграл грант от Министерства культуры России, а также получил поддержку от Министерства культуры Казахстана. Съемочная команда тоже оказалась международной. Удачная идея с титрами - кто из какого города, отсылает к картине прошлой доброй дружбы народов - Питер (в фильме Ленинград), Таллин, Москва и др., казахстанцы тоже активно принимали участие в качестве актеров и ассистентов.

Более того, к фильму подключились другие компании - «GaijinEntertainment», разработчики военной онлайн-игры «WarThunder». Картина сложно постановочная с батальными сценами, техникой, декорациями, массовкой, для которой губительны растяжки по времени. Но, несмотря на все это, история подвига советских солдат в защите подступов Москвы в 1941 году от фашистских захватчиков, думаю, состоялась благодаря народному энтузиазму всех, кто принимал участие в съемках.

А теперь сам фильм. Первое мое появившееся «но», касающееся трактовки истории, разбилось не сразу. Зная, правда, славное прошлое со страниц еще школьных учебников и с кровью впитанного (у деда многотомник Бауыржана Момышулы стоял на почетном месте), искала родного автора и самого генерала Панфилова. Ведь вызубрено, что осенью 1941-го года 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова на знаменитом Волоколамском шоссе загородила грудью Москву от врага. Командиром одного из батальонов был старший лейтенант Бауыржан Момышулы, который сражался в это время у деревни Матрёнино. Режиссеры (Андрей Шальопа сам же сценарист) предложили простой ход - показать один день обороны Москвы - 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосеково, когда четвертая рота дивизии была почти полностью уничтожена. Только один день - от и до - стал скрупулезным рассказом не о подвиге и победе знаменитых героев, а как раз о стойкости и проигрыше человеческой жизни, лязгающем железной броней времени.

Появляется мое второе «но». В фильме отсутствует драматургия построения действия - нет точного конфликта - кто с кем борется? Официальный враг (фашисты) появляется на дальних планах, слышатся их голоса, стреляют, но, к моей радости, визуально их нет. Только некая абстрактная убивающая сила - это хорошо. Но и внутри наших героев тоже нет конфликта, все спаяны, почти запаяны в броню добродушного побратимства - сначала подготовки к бою, потом самого боя. В фильме, к моему удивлению, вообще практически нет героев с яркой позицией, как нет и знакомых идейных конфликтов, тупости указок старшего командования либо НКВД-шников, несчастных солдат-исполнителей. Все герои - вместе, все друг за друга - народ. В собственном пересказе это звучит ужасно, но в том-то и «но», что в фильме эта схема до странности не портит впечатления. Конечно, отдельные характеры героев только бы внесли свой колорит в общий сюжет и атмосферу фильма (актерская пластика Азамата Нигманова, сыгравшего роль солдата Сенгирбаева Мусабека, так и требовала своей линии). Однако хитрый ход авторов - сфокусировать большую половину фильма на сцене боя и его тактике - заставил простить это авторам. Потому как идея картины - народ один и един - работает даже в этом упущении.

Авторам важен народный дух. В окопах - и казах, и русский, и украинец - едины, говорю без иронии. Потому мое третье «но» - о чрезмерном пафосе патриотизма - растворяется само собой. Казалось бы, сегодня трудно представить военный батальный фильм без знакомого патриотичного надрыва, но возможно. Режиссеры удачно избегают штампов излюбленной в казахском и российском кино громкой патетики. Нет, герои говорят и ведут себя спокойно, на рожон не лезут, в грудь себя с чувством национальной гордости не бьют, не кричат до одури. Даже мысли о родине и отечестве произносятся не тривиально с надрывом и поучением, а всуе, как собственное размышление лейтенанта - о том, что по-отечески не «где», а «как надо жить». И вновь неизбитое указание командира - не стоять насмерть, а намертво, то есть обязательно жить. Приятны диалоги. Может быть, без характерного народного сленга (народ все-таки), а слегка литературно, но с юмором переговариваются герои друг с другом. Например, по дороге строем слышится диалог солдат о японских и американских легендах, которые к умилению отсылают к культовым фильмам, возникшим уже далеко после этих событий, - «Семь самураев» и «Великолепной семерке». Но легенды - они везде и во все времена легенды, как, кстати, и кинематограф, создающий мифы.

Войну кинематографисты умудрились показать не камерно, не жестко, не эффектно, а как какую-то данность, где всем участникам приходится ее с неизбежностью принимать. Похвальна довольно сложная работа оператора Никиты Рождественского. Камера у него снимает подобно принципу съемки Мидзогутти, где одна сцена - один план, и в этом плане по ходу плавного движения происходят сложные перестановки - смена ракурсов, движения героев. Вместе с художником они создают пейзажную поэтику - свет, единая цветовая фактура, композиционное пространство, детали, пейзажные зарисовки - все работает на эстетизацию жизни. Порадовало, что компьютер используется только по необходимости, отказались от спецэффектов, вернулись к живой натуре. И работа со звуком отличная, и тоже ради подчеркивания смысла, например, лязгающие железной броней танки, добивающие человеческие жизни. Исключение, пожалуй, составляет музыкальный ряд, как показалось, по настроению идущий вразрез с сюжетом. А так, все воспринимается без отторжения - нет зашоренных открыточных или вылизанных планов, нет и мусора в кадре.

Общее впечатление от фильма - такая привлекательная чистота девственности. В моем прошлом издавались художественные серии книг для детей - рассказы о войне, где все тяжелые и серьезные моменты сглажены, а интерес представляет подробное расписывание действия. И «28 панфиловцев» можно расценивать по этому принципу. Причем это совсем не портит идею картины, а, наоборот, возможно, дает ей новый шанс быть увиденной юным поколением, взращенным на компьютерных играх. Как раз подкупает то, что при сохранности простоты сюжетной формы тех же игр есть отказ от технических наворотов в пользу натуральности. И потому историческое кинополотно даже с огрехами берет своей искренностью, безыскусственностью, а главное - неравнодушным и не замыленным учебниками взглядом и размышлением поколения «next» в квадрате на наше все-таки серьезное прошлое.

 

 

Инна Смаилова,

кандидат искусствоведения, кинокритик

Расписание фильма «28 панфиловцев» можно посмотреть в афише кинотеатров.

Оцените рецензию

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Асылхан Шакенов

10 апреля 2017, 15:46

Смотрел в кинотеатре. Единственное, что не понравилось - это немцы. Забавные, вечно визгливо вопящие на своем арийском, стереотип советского кино.

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Вадим Лысенко

Режиссер

Дени Подалидес

Актер

Шарлотта Ле Бон

Актриса

Фанни Ардан

Актриса

Лоран Лафитт

Актер

Ален Коши

Актер

Марк Шапито

Актер

Крис Мессина

Актер