Аскар Узабаев. Все или ничего

Аскар Узабаев. Все или ничего
Его карьера режиссера началась еще в десятом классе. Активист, капитан команды КВН, и это далеко не все, что можно сказать об этом человеке. Его жизнь – его творчество. Он уверенно стремится получить «Оскар» и всеобщее признание, а между тем мечтает о крепкой и дружной семье.


Расскажите, с чего все началось? Как вы пришли к режиссуре?

Все началось с детства. Я был капитаном школьной команды КВН. Потом играл и за сборную города. Еще тогда мне казалось интересным организовывать, придумывать то, что объединяет всех людей. В десятом классе, снял свой первый социальный ролик для 31 канала. В тот самый момент и решил стать режиссером. Закончив школу, поступил в академию. Изначально хотелось снимать полнометражные картины, но не нашел материальной поддержки. Это было тяжелое время, когда на Казахфильме не хватало средств. Поэтому начал карьеру с работы клипмейкера.
Так получилось, что первой моей режиссерской работой стал фильм с Баян Есентаевой  «Коктейль для звезды». Сейчас я не занимаюсь клипами, порядком надоело. Это похоже на день сурка - одно и то же раз за разом. Нет творческого роста.

Откуда вы черпаете вдохновение?

На мой взгляд, вдохновением для творческого человека должно быть все. Для меня это жизнь и то, что я вижу. Я всегда говорю, что режиссер – это призма всего происходящего вокруг. Кино – трансляция собственной жизни. В каждой работе должна присутствовать твоя частичка. Правда, в нашей стране это никому не интересно. Знаю, по собственному опыту. Готовя один проект, снял новеллу под названием «Кольцо». Однако, работу не приняли из-за любовных сцен. У нас это табу. Скажем так, казахи «этим» не занимаются.

На кого вы ровняетесь, кто является для Вас идолом?

Я смотрю очень много кино, есть предпочтения среди режиссеров – Такеши Китано, Ким Ки Дук. Поглощаю фильмы тоннами. Если хожу в «Меломан», то покупаю 15-20 дисков сразу. При этом нет идолов, от которых мог бы быть без ума. Есть режиссеров десять, которые мне импонируют. Любимой картины, правда, тоже нет. Очень много работ, которые нравятся, но выбрать что-то одно не могу.



Что для вас важней коммерческая часть фильма или его духовность и смысловое наполнение?

Снимать коммерческие фильмы – жизненная необходимость. Именно такие проекты помогают заработать один или два миллиона.
Буквально несколько месяцев назад купил камеру, свет, чтобы создавать то, что мне хочется, вне зависимости от мнения других людей. Скорее всего, я сейчас в таком периоде, когда авторское кино создается для души, а конъюнктурное для заработка.

Фильм «Коктейль для звезды» является конъюнктурной работой, «Путь боксера» будет таким же?

Нет, «Путь» будет стилизовать меня, как действительно творческого человека. Тут присутствует частичка моего внутреннего мира, этот фильм намного важней, чем прошлая работа. В него я вложил душу и, думаю, он полностью перечеркнет все ассоциации связанные с картиной «Коктейль для звезды». Не хотелось, чтобы карьера начиналась с конъюнктурного проекта, но так получилось. Не люблю, когда говорят, что  «Ғашық Жүрек» хороший фильм. Если у вас есть свободные полтора часа, потратьте их лучше, на действительно хорошее авторское кино.

Какой проект Вы готовите на будущее?

Фильм про тракториста и Баян Есентаеву. Действие разворачивается в колхозе, куда приехала Баян и влюбилась в тракториста. Эта картина – холодный расчет. Некая попса, чтобы заработать один-два миллиона. Очередной коммерческий проект для заработка.



Случались ли на съемочной площадке форс-мажорные ситуации?

Да, такое часто происходит. Вплоть до того, что объект в самый последний момент отказывал. Не знаю, как за рубежом, никогда там не работал, но что касается казахстанского кино, то это всегда компромисс. Устраиваешь кастинги, собираешь актеров, а потом во время съемки к тебе подходит продюсер и говорит, что утвержденный человек не сможет сниматься по семейным обстоятельствам. Но так, как необходимо отснять эту сцену сегодня, приводят совершенно постороннего актера. Неважно, что он не утвержден и не нравится тебе. Неприятно, но такое не редко имеет место быть. Бывает, снимаешь красивую романтическую сцену в кафе, и тут тебя просят закругляться. Приходится выходить из положения.



Что насчет киноляпов? Часто замечаете ошибки в уже отснятом материале?

Да. Конечно, стараешься такого не допускать, но такое происходит. Однажды было такое, что актер на ринге был в синем шлеме, а в раздевалке уже в красном. Благо, при просмотре заметили и пересняли. Это ошибка художника по костюмам, но и моя, разумеется, что не уследил. 
Когда снимал сериал «Ғашық Жүрек» для телеканала «Ел Арна», тоже был такой случай. Из-за невнимательности художника по костюмам, гример забыла нарисовать шрам. Из-за этого пришлось переснимать около девяти сцен.

Что для вас Казахстанский кинематограф?

Отечественное кино сейчас находится в зачаточном состоянии. Радует большое количество молодых режиссеров. К сожалению, из-за неопытности совершается много ошибок. Огорчает, что нет таких преподавателей, которые оставляли бы после себя достойную профессиональную замену. 
Из казахстанских режиссеров никому не могу отдать предпочтение. На самом деле не так много картин о Казахстане считаются действительно хорошими. Поэтому и не смотрю наше кино. Думаю, еще лет десять – двадцать ничего не изменится. Все из-за того, что никак не могут определиться, какие фильмы снимать коммерческие или авторские. Очень разочаровался в нашем кинематографе. Приходишь с определенной идеей, делишься ею, и всем нравится. Однако, тут же говорят, что спонсировать это не намерены. Кстати, такая проблема заключается не только в режиссуре, но и среди молодых актеров. Зачастую юных талантов просто игнорируют. Бывают случаи, когда и артисты ведут себя неправильно. Получив маленькую порцию славы, не могут остановиться. Я сталкивался с подобным, когда был продюсером певца Ерболата. Создав его, записав ему песню и сняв клип, раскрутил никому не известного парня. И вот, проснувшись одним утром популярным, он не справился со своей «звездной болезнью».



Если к вам придут юные дарования с предложением о сотрудничестве, вы откликнетесь?

Если проект действительно стоящий, то почему бы и нет. Я купил технику и готов помочь начинающим сценаристам или режиссерам. Любой желающий может обратиться, приехать ко мне в офис и рассказать о своей идее. Если это интересно и актуально, то можно сотрудничать. В этом плане стараюсь идти людям на встречу.

По мере профессионального роста изменилось ли ваше отношение к людям?

Думаю, да. Разочаровываешься в людях. С возрастом теряешь друзей и, как правило, уже не приобретаешь их снова. Если в дружеских отношениях происходит раскол, его ничем не склеить. Возможно, вследствие этого и становлюсь более закрытым человеком. Интервью даю только для печатных изданий. Когда звонят представители различных телевизионных каналов с предложением снять видеоинтервью, отказываюсь. Так прошлым летом с телеканалом Хит ТВ произошел конфликт. У них в студии во время записи назвал их канал самым неинтересным и некреативным. Мне до сих пор кажется, что я просто озвучил то, что все думают.

Вы считаете себя успешным человеком?

Успешный человек, в моем случае режиссер – это тот, кто получил статуэтку в Венеции или Берлине. Без такой награды не могу считать себя умным, полноценным и качественным режиссером. Но я иду к этому. Все мои стремления направлены на то, чтобы получить всеобщее признание. Читаю много по драматургии, езжу в Москву на курсы. Мне кажется, что я до конца своей жизни буду это изучать. Нужно самосовершенствоваться, стараться сделать больше, лучше, интересней! В каждой картине должно присутствовать то, что будет захватывать зрителя от начала до самого конца. В нашем отечественном кино, пока такого нет.



Вы закоренелый холостяк, не хотели бы найти спутницу и создать семью?

Я думаю об этом. Но пока такого человека нет. Для меня не важно, как девушка готовит и что умеет делать, самое главное, чтобы она смотрела те же фильмы, что и я. Ну и чтобы не разговаривала во время просмотра (смеется). Не выношу, когда комментируют происходящее на экране.
К пятидесятилетию каннского фестиваля, был снят ряд короткометражных фильмов. Мне понравилась работа Ларса Фон Триера. Действие происходит в кинотеатре, где он смотрит фильм, а его все время донимает один человек. Недолго думая главный герой достает молоток и разбивает болтуну голову вдребезги, затем садится и продолжает просмотр. Я отношусь к таким людям (смеется).


В студии Аскара брендированное - все.

А своих детей вы бы отдали в кино?

Нередко задумываюсь об этом. Я так шучу, что если мой ребенок хотя бы намекнет, что хочет стать режиссером, то уже в пять лет, он будет снимать тяжелое психологическое кино (смеется). Создам все условия для творчества своего чада. Даже если это будет актерское мастерство, помогу. Что бы это ни было, самое главное, чтобы душа лежала.

А как вы составляете свой домашний уют?

Мой офис – мой дом. Свою квартиру я называю гостиницей. Я там, как квартирант, только прихожу и ухожу. Весь мой уют это большой телевизор и кинотека. Очень тщательно выбираю фильмы. Могу полететь в Москву, ради какого-нибудь диска. Киноман, что тут скажешь. Кино - моя страсть. Это то, ради чего стоит жить, ну пока нет детей и жены.
Еще я готовлю. Во время приготовления еды, могу расслабиться и подумать.


Рабочий стол Асказа Узабаева

Что можете пожелать начинающим режиссерам, актерам?

Верить в себя. Как молодой режиссер, могу посоветовать – делайте так, как вы хотите. Доверяйте своему внутреннему голосу. Никогда не врите, кино не терпит лжи. Не снимайте о том, чего не знаете. А что касается критики, так это вообще отличная вещь. Это то, что тебя заряжает и придает сил делать лучше.

Беседовала Элина Шакеева

Фото Дениса Овчинникова

Читайте также:

Баян + Аскар = Любовь тракториста

3 минуты 44 секунды за кадром фильма «Жол»

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Интервью

1 Апреля, 2016

Диляра Байжанисова: «Я пока не могу назвать себя актрисой»

Исполнительница главной роли «Моя чужая» рассказала о дебюте

Данияр Кенжибаев

Интервью

12 Февраля, 2016

Гаухар Нуртас: «Проблема токал коснулась моей семьи»

Продюсер раскрывает острую социальную проблему в своей картине.  

Tatyana Chernetskaya

Интервью

29 Декабря, 2015

Бибигуль Актан: «Я бы хотела сыграть Лару Крофт»

Актриса рассказала, с кем из казахстанских режиссёров ей хотелось бы поработать. 

Flyin_Hi

Интервью

24 Марта

Гали Мырзашев: «Анимационное кино - это духовная пища наших детей»

Художник-постановщик об отечественном анимационном кино

Brod.kz

Рецензии

15 Марта

«Везучий случай»: Миллионеры из хрущевок

Мировое кино

19 Марта

В фильме Кристофера Нолана «Дюнкерк» использовали советскую технику

В картине засветился самолет Як-52

Знай в лицо

Рашид Сулейменов

Режиссер

Мухаммад-Али Махмадов

Актер

Эльдор Уразбаев

Режиссер

Инкар Абдраш

Актриса

Жайдарбек Кунгужинов

Постановщик трюков

Жандос Айбасов

Актер

Нияз Абдигапаров

Актер

Гайдар Гильманов

Актер