È

Блуждающие в Якутии

Блуждающие в Якутии

В казахстанском прокате стартует фильм «Заблудившиеся». Наверняка, вы вспомните одноименную картину Акана Сатаева, затем ассоциативные предположения прекратятся, и вы подумаете, что это очередной отечественный фильм. Спешим поделиться несколькими удивительными фактами, идущими вразрез с преждевременными мнениями. Во-первых, фильм снят якутскими кинематографистами: начиная от автора сценария и режиссера (Алексей Амбросьев-мл), продюсера (Яна Байгожаева), заканчивая бригадой техников-осветителей. Произведение создано без господдержки и больших финансовых капиталовложений, только с помощью энтузиазма самих создателей ленты. Во-вторых, этот фильм – первое якутское кинематографическое произведение, которое выходит в прокате в Казахстане. Столь редкое явление уже поднимает ценностный уровень фильма среди картин, которые нужно посмотреть каждому уважающему себя киноману или кинолюбителю редких экзотических фильмов. И в-третьих, тема уже интригует, ведь она про выживание.

Реальное и художественное

История фильма основана на реальных событиях и повествует об инциденте, случившимся в 2002 году в Верхоянских лесах, находящихся в Якутии. Благодаря роковым обстоятельствам, двое парней теряются в тайге. Они блуждают по бесконечным лесам и горам около двух месяцев. Но несмотря на голод, холод и обилие хищников в лесах, они спасаются и благополучно добираются до людского поселения. Фильм рассказывает эту интригующую историю, конечно, разбавляя ее художественными приемами. В кинокартине парней зовут Токе и Уйгуну.

Токе из неблагополучной семьи, его мать и отец умерли, когда он был маленьким и теперь живет только с бабушкой. Он - суровый, немногословный, окрепший жизненными испытаниями. Уйгуну полная ему противоположность: избалованное дитя, ничего не делающее и не ценящее жизнь и простые радости. Токе подрабатывает, помогая по хозяйству семейству Уйгуну и любит его сестру. Однажды юноши идут на рыбалку. Ночью на них нападает медведь, заставляя убежать в неизвестном направлении. Спасая жизнь, парни падают в овраг и теряют сознание. А утром оказываются в самом центре страны, окруженные бесконечными лесами, простирающимися на сотни километров по всем направлениям. Тут-то и начинается история выживания. Как герои оказались среди бесконечной тайги, пробежав всего несколько минут? Ответ остается на совести режиссера.

Фильм не выдерживает никакой критики. Он сделан настолько плохо, фальшиво, и наивно, что к концу даже обладает специфическим обаянием. Парадоксально, но это так: картина в своей плохо сделанной линии идет до конца, обретая ноту фальшивости с самого первого кадра, и сохраняет данное свойство до появления финальных титров. Фальшиво в фильме все. Может быть доподлинные герои и блуждали два месяца, но режиссер, посчитав это скучным, добавляет к похождениям множество дешевых сценарных и художественных приемов.

Первое, что бросается в глаза (в плохом смысле этого слова): все, что сложно сделать на съёмочной площадке, достигнуто при использовании компьютерных эффектов. Нападающий на главных героев медведь, природные явления, вроде дождя и снега, даже муравьи на заборе – все творение рук человеческих в монтажной программе. Но это ладно, сейчас почти половина производящихся фильмов дополняется спецэффектами. Вся проблема в том, что сделаны эффекты плохо. На уровне индийских или нигерийских фильмов. Ситуацию все-таки можно понять. Создатели ленты в интервью утверждали, что бюджет был мизерный. Но лучше не снимать такие сцены, нежели их снимать и предоставлять вниманию зрителей. Лучше менять сценарий, делать акцент на других вещах. Второе, что скрежет душу при просмотре – актерская игра. Исполнители главных ролей, актер академического театра Илья Портнягин (Уйгуну) и телеведущий Данил Осипов (Тока) стараются, пытаются показать боль физическую и моральную изо всех сил (даже волосы их к концу фильма отрастают), но все-таки они не выдающиеся артисты и играют по стандарту провинциальных театров: где-то нормально, где нужно - переигрывают, а в самых драматических сценах не доигрывают. Проникновенно дрожат при холоде, мученически изнывают в жару, каждую секунду отмахиваются от бесчисленных комаров – все нормально, по стандарту. Третье и самое плохое в фильме то, что у режиссера нет вкуса. В картине нет тонких материй, изящности, интересных режиссерских решений, вкусовых находок, работы с реквизитом, камерой. Нет деталей, из которых состоит кино. Режиссер педалирует во всем, не сохраняет общепринятые пропорции. Временами выжимает из зрителя слезы, показывая грустные лица родственников затерявшихся парней, временами, когда история провисает, пускает в ход мистические мотивы, вытаскивая на обозрение призраков, лесных духов и рассказывая сквозь уста актеров философию природы и ее значимость.

Наивное и серьезное

Продюсеры пустили ленту в прокат по всем странам СНГ, так как посчитали лучшим за последние годы творением якутского кинематографа. Рискнули, так сказать. Как отметила продюсер фильма Яна Байгожаева в одном из интервью, кинематограф Республики Саха (Якутия) переживает свой бум. Люди толпами ходят на фильмы, кинопродукты страны окупаются в несколько раз, важнейшее из искусств развивается большими темпами. И венец этого прогресса - фильм «Заблудившиеся».

Неужели жители Якутии настолько наивны? Неужели они воспринимает фильм всерьез? Не дожидаясь ответа зрителей, рискну: и ведь воспринимают. Киношники серьезно снимают, зрители серьезно смотрят. Хотя воспринимать фильм совершенно невозможно. Чтобы убедиться или опровергнуть мое предположение, можете посетить кинотеатр. Формально фильм драматический, и по идее зрители должны сопереживать, плакать, грустить, или, по крайней мере, бояться. Но никак не смеяться. Однако, смеются. Наши зрители - точно. Может быть мы настолько циничны и такие выживания для нас уже норма? Так или иначе, на протяжении всего фильма чувствуется совершенно детская наивность во взгляде на мир, в мироощущении не только создателей фильма, но и самих якутов.

Рядом с такими картинами наши продукты кинематографа источают чистую ненависть, желчь и цинизм. Пропитаны болью и страданиями.

И слава Богу.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Редакция кинопортала «Бродвей» благодарит за приглашение на предпоказ фильма «Заблудившиеся» холдинг «Меломан» и сеть кинотеатров Chaplin
Cinemas.

Оцените рецензию

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Ербулат Байгожаев

28 мая 2016, 18:23

Для детско-подроскового зрителья полно пдходящее фильм,

Ербулат Байгожаев

28 мая 2016, 18:25

Для детско-подроскового зрителья полно подходящее фильм,

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

27 Июля, 2016

Реальная легенда

Рецензия на биографический фильм братьев Джеффа и Майкла Цимбалистов «Пеле: Рождение легенды» 

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Апреля, 2017

«Бiр сен үшін»: Моя вторая мама

Рецензия на фильм «Бiр сен үшін» («Ради тебя»)

Brod.kz

Выбор Бродвея

27 Марта

21 сериал 2020 года

Казахстанское кино

03 Апреля

Baiqonyr International Short Film Festival презентовал официальный постер

V BISFF пройдет с 2 по 6 сентября

Знай в лицо

Джон Гэйтинс

Режиссер

Мэри МакКормак

Актер

Элфри Вудард

Актер

Дэвид Патрик Келли

Актер

Сауль Уильямс

Актер

Питер Герети

Актер

Селия Уэстон

Актер

Трэйси Вилар

Актер