«Бопем» Жанны Исабаевой: счастье и страх

Рецензия на фильм Жанны Исабаевой "Бопем"

XII Международный кинофестиваль «Евразия» идет полным ходом. Помимо фильмов основной конкурсной программы, параллельно показываются картины из самых разных секций, таких как «Панорама» (интересные новинки Азии, Европы и стран Ближнего Востока), «Документальная Евразия». Также проходят мастер-классы, круглые столы, конференции и встречи. Первый день фестиваля запомнился двумя яркими событиями. Первое из них – состоявшийся питчинг казахстанских проектов в рамках деловой площадки «Eurasia Spotlight». Были презентованы планы будущих казахстанских фильмов самого разного рода – короткометражные, полнометражные, документальные, игровые – в целях поиска финансирования и поддержки. Молодые в основном режиссеры показывали сценарии, защищали собственные идеи и делились мыслями. Питчинг показал достаточно высокий уровень участвующих и в перспективе (мы надеемся на это) знаменитых казахстанских режиссеров. Второе событие, привлекшее внимание многих зрителей и гостей, - это показ фильма Жанны Исабаевой «Бопем».

«Бопем» – сильный фильм. Это кино глубоких эмоциональных воздействий, берущее зрителя за шиворот и бросающее его в грязь настоящего – в сегодняшние условия жизни в нашей стране и в мире вообще. Картина устроена, как молоток, бьющий тебя по голове и не дающий покоя. И в этом ее достоинство и мощь. «Бопем» – наверное, единственный фильм на данный момент, точно отображающий сегодняшний Казахстан. Со всеми проблемами, комплексами и страхами.

Сюжет строится на основе двух тем: драма 14-летнего мальчика в частности и трагедия Аральского моря в целом. Мальчик, оставшийся в возрасте пяти лет без матери и живущий вблизи высыхающего моря, в больнице узнает о страшном диагнозе, что ему осталось жить только несколько месяцев, и встает в очередь на квоту, чтобы его прооперировали. В своих прекрасных снах он идет куда-то в солнечную даль вместе с матерью. А в суровом настоящем его окружают только проблемы: с отцом, с родственниками, с обществом и что самое страшное – с самим собой. Фильм жесткий, мучительный, местами страшный («Бопем» – зеркало, а созерцание себя в зеркале всегда сопровождается необъяснимым страхом), но очень нужный. «Бопем» вообще надо показывать по телевизору каждый день, потому что он побуждает зрителя думать, рефлексировать, переживать, мучиться, сопереживать и тем самым пробуждает те моральные свойства, без которых мы не можем считаться людьми.

Фильмы надо оценивать по поставленной задаче. В данном случае у автора, скорее всего, была одна задача – оглянуться вокруг и задуматься. Если это так, то лента сделала свое дело. Доказывается это хотя бы тем, что после показа фильма было множество вопросов создателям (Жанна Исабаева лично презентовала проект и отвечала на вопросы). Некоторые задумчиво сидели, когда шли титры, а некоторые не могли сидеть молча и бурно обсуждали – никто не остался равнодушным.

«Бопем» – удивительное сплетение лирики и физики, небесной гармонии и невыносимой реальности, счастья и страха. Сцены с матерью сделаны в очень теплых тонах, со всей любовью, а в остальных эпизодах царят пустота, уныние и бесконечная пыль Аральского моря. В метафорической системе координат разбросаны некоторые элементы, служащие опорными точками фильма: Арал – душа мальчика и наоборот: сам мальчик и есть Арал, флаг (занимающий в фильме немалую роль) – символ прошлого и, как ни странно, будущего, корабль – символ заблудившейся страны.

«Бопем» вызывает сложный набор чувств. С одной стороны, страх. Страх от того, что мы живем не в самой лучшей стране мира и что болезнь бывает смертельной. А с другой стороны, счастье – от того, что у нас есть и что надо беречь имеющееся: душу, дорогих нам людей, наш флаг и нашу страну.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

5 Сентября, 2016

Сомнение Борна

Рецензия на фильм «Джейсон Борн» 

Aidana Mamayeva

Рецензии

20 Октября, 2016

Всегда возвращайся

Рецензия на фильм «Джек Ричер 2: Никогда не возвращайся», режиссер - Эдвард Цвик

Альберт Ахметов

Рецензии

8 Декабря, 2016

«Эластико»: Эластичное кино

Рецензия на фильм Михаила Расходникова «Эластико»

Brod.kz

Рецензии

9 Ноября, 2015

Народ, скрытый в горах

На кинофестивале Clique показали фильм «Чёрная курица».

Flyin_Hi

Рецензии

17 Января

«Невеста»: Тайна за семью замками

Казахстанское кино

10 Января

Фильмы «Аманат» и «Кунанбай» будут показаны в Болгарии

Картины примут участие в Международном кинофестивале MENAR

Знай в лицо

Айнур Бейсенова

Режиссер

Сабит Оразбаев

Актер

Адильхан Ержанов

Режиссер

Федор Аранышев

Оператор – постановщик

Динмухамед (Димаш) Ахимов

Актер

Валерий Задарновский младший

Актер

Ораз Абишев

Режиссер

Игорь Бабичев

Актер