«Бопем» Жанны Исабаевой: счастье и страх
XII Международный кинофестиваль «Евразия» идет полным ходом. Помимо фильмов основной конкурсной программы, параллельно показываются картины из самых разных секций, таких как «Панорама» (интересные новинки Азии, Европы и стран Ближнего Востока), «Документальная Евразия». Также проходят мастер-классы, круглые столы, конференции и встречи. Первый день фестиваля запомнился двумя яркими событиями. Первое из них – состоявшийся питчинг казахстанских проектов в рамках деловой площадки «Eurasia Spotlight». Были презентованы планы будущих казахстанских фильмов самого разного рода – короткометражные, полнометражные, документальные, игровые – в целях поиска финансирования и поддержки. Молодые в основном режиссеры показывали сценарии, защищали собственные идеи и делились мыслями. Питчинг показал достаточно высокий уровень участвующих и в перспективе (мы надеемся на это) знаменитых казахстанских режиссеров. Второе событие, привлекшее внимание многих зрителей и гостей, - это показ фильма Жанны Исабаевой «Бопем».
«Бопем» – сильный фильм. Это кино глубоких эмоциональных воздействий, берущее зрителя за шиворот и бросающее его в грязь настоящего – в сегодняшние условия жизни в нашей стране и в мире вообще. Картина устроена, как молоток, бьющий тебя по голове и не дающий покоя. И в этом ее достоинство и мощь. «Бопем» – наверное, единственный фильм на данный момент, точно отображающий сегодняшний Казахстан. Со всеми проблемами, комплексами и страхами.
Сюжет строится на основе двух тем: драма 14-летнего мальчика в частности и трагедия Аральского моря в целом. Мальчик, оставшийся в возрасте пяти лет без матери и живущий вблизи высыхающего моря, в больнице узнает о страшном диагнозе, что ему осталось жить только несколько месяцев, и встает в очередь на квоту, чтобы его прооперировали. В своих прекрасных снах он идет куда-то в солнечную даль вместе с матерью. А в суровом настоящем его окружают только проблемы: с отцом, с родственниками, с обществом и что самое страшное – с самим собой. Фильм жесткий, мучительный, местами страшный («Бопем» – зеркало, а созерцание себя в зеркале всегда сопровождается необъяснимым страхом), но очень нужный. «Бопем» вообще надо показывать по телевизору каждый день, потому что он побуждает зрителя думать, рефлексировать, переживать, мучиться, сопереживать и тем самым пробуждает те моральные свойства, без которых мы не можем считаться людьми.
Фильмы надо оценивать по поставленной задаче. В данном случае у автора, скорее всего, была одна задача – оглянуться вокруг и задуматься. Если это так, то лента сделала свое дело. Доказывается это хотя бы тем, что после показа фильма было множество вопросов создателям (Жанна Исабаева лично презентовала проект и отвечала на вопросы). Некоторые задумчиво сидели, когда шли титры, а некоторые не могли сидеть молча и бурно обсуждали – никто не остался равнодушным.
«Бопем» – удивительное сплетение лирики и физики, небесной гармонии и невыносимой реальности, счастья и страха. Сцены с матерью сделаны в очень теплых тонах, со всей любовью, а в остальных эпизодах царят пустота, уныние и бесконечная пыль Аральского моря. В метафорической системе координат разбросаны некоторые элементы, служащие опорными точками фильма: Арал – душа мальчика и наоборот: сам мальчик и есть Арал, флаг (занимающий в фильме немалую роль) – символ прошлого и, как ни странно, будущего, корабль – символ заблудившейся страны.
«Бопем» вызывает сложный набор чувств. С одной стороны, страх. Страх от того, что мы живем не в самой лучшей стране мира и что болезнь бывает смертельной. А с другой стороны, счастье – от того, что у нас есть и что надо беречь имеющееся: душу, дорогих нам людей, наш флаг и нашу страну.
В кино ходил Баглан Кудайберлиев
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий