È

«Дорога к матери» Акана Сатаева: страсть и одержимость

Рецензия на фильм Акана Сатаева "Дорога к матери"

В рамках набирающего обороты XII Международного кинофестиваля «Евразия» был организован показ фильма Акана Сатаева «Дорога к матери», стартующего в казахстанском прокате 29 сентября. Генеральным продюсером картины выступила Алия Назарбаева, сценарий написал Тимур Жаксылыков, оператором-постановщиком стал давний соратник Сатаева Хасан Кыдыралиев, в главных ролях снялись Адиль Ахметов, Аружан Джазильбеков, Алтынай Ногербек.

«Дорога к матери» – большой фильм, продолжающий традиции казахстанского исторического кино, как фильмы «Аманат», «Войско Мын бала» (того же Сатаева), «Кочевники», «Монгол», и дальше уходящий корнями в кино советского времени и даже к самой первой нашей картине «Амангельды». Двухчасовой хронометраж вместил в себя почти весь XX век. Сюжет охватывает почти все эпохальные моменты прошедшего столетия в истории нашей страны. Обусловлено это фабулой самой картины. Почти в начале века мальчика Ильяса (в исполнении Адиля Ахметова) отлучают от матери. Судьба их кидает, отделяет друг от друга, кружит по необъятному земному шару. Они скитаются в поисках друг друга, попадают в головокружительные ситуации, проходят разного рода жизненные перипетии. А таких экстраординарных и печальных трудностей, свалившихся на голову нашей страны, было немало: коллективизация, джут, голодомор, Великая Отечественная война, послевоенные годы, лагеря. Нашу страну, Советский Союз, а следом и весь мир сотрясали проблемы, бушевали планетарные конфликты, человечество лихорадило, обуреваемое социальными катаклизмами. И на фоне всего этого мы проживаем вместе с главным героем, обычным казахским парнем Ильясом, его невероятную одиссею, когда он через тернии судьбы не теряет нить любви, надежды и веры ни к матери (Алтынай Ногербек), ни к своей возлюбленной (Аружан Джазильбекова).

Масштаб некоторых сцен удивляет. Например, моменты фильма, связанные с ужасами войны, вызывают если не страх, то приятное удивление: самолеты летят, бомбы взрываются, кругом кровь, грязь. Неслабые куски и с показом советской действительности. От фильма веет попытками казаться более глубоким, чем есть на самом деле, что выражается в патетике, временами в претенциозности и даже в надломленности. Иногда это хорошо, потому что это нужно, чтобы показать патриотизм (а патриотизм невозможен без претенциозности), приходится жертвовать вкусом ради цели, формой ради смысла, сдержанностью ради гордости – гордости за свою страну и современное благополучие нашей страны. Скорее всего, одна из целей фильма была показать все трудности века двадцатого, чтобы мы радовались веку двадцать первому. Если так, то поставленное задание выполнено.

Насколько фильм глубок своей исторической направленностью, настолько поверхностен в интеллектуальном плане. Сюжет строен и одинок, если не сказать гол - история не подкреплена ни метафорами, ни символами, ни архетипами, ни глубокой мифологией. Мытарства не обретают всечеловеческий характер, фразы остаются просто фразами, без подтекста, характеры отличаются односторонностью, облики героев, по сути, не меняются. Некоторые посчитают, несомненно, это слабостью сценария, а некоторые - достоинством.

Картина крайне амбивалентна. На всех уровнях:

- в актерской игре - снимающиеся исполняют свои роли внятно, профессионально, но без глубины, харизмы;

- в сценарном плане - помимо вышесказанной интеллектуальной пресности, сюжет изобилует шаблонами, сразу напоминающими классические примеры жанра (в которых впервые придуманы драматургические, режиссерские приемы и исчерпаны): «Одиссея» Кончаловского, «Последний Император» Бертолуччи, «Жить» Имоу. Но, с другой стороны, создатели «Дороги к матери» берут пример с неслабых лент;

- во вкусовом плане - метафорически выражаясь, страсть в фильме временами переходит в одержимость. Иногда Сатаев выхватывает за край, стремясь показать все свое умение в области кино. Местами эмоциональное воздействие от фильма снижается и кажется, что он сделан для галочки. А может, это и хорошо, что он сделан для галочки, ведь это же такое кино, когда его надо показывать народу и отчитываться перед ним. Возникает ответственность как-никак.

«Дорога к матери» – фильм сложный и неоднозначный. И на него надо сходить хотя бы ради того, чтобы проверить на прочность свой патриотизм, вкус, чувства и моральные установки.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Руперт Эванс

Актер

Ричард Дерден

Актер

Хомаен Эршади

Актер

Мануэль Коши

Актер

Сами Самир

Актер

Макс Мингелла

Актер

Рейчел Вайс

Актер

Ашраф Бархом

Актер