È

Гали Мырзашев: «Анимационное кино - это духовная пища наших детей»

Интервью с Гали Мырзашевым

Десятилетия назад мультфильмы считались исключительно зрелищем для детей. Сегодня же анимационное кино больше привлекает взрослую аудиторию и не зря. Оно уже стало проверенным средством культурной и политической пропаганды. О том, в каком состоянии сегодня казахстанское анимационное искусство и в чем основная проблема его развития, рассказал в интервью «Бродвею» художник-постановщик анимационного и игрового кино Гали Мырзашев.


- Каков сейчас облик отечественной анимации?

- Наша анимация - разношерстная. У нас функционируют много хороших студий и специалистов. Однако из-за разорванности производственного цикла или, скажем так, отсутствия стандарта, системности, у нас и не происходит никакого развития. Если просто взять и сравнить международные стандарты и стандарты нашего кинематографа, то можно ужаснуться. У нас, откровенно скажу, духовная коррупция. От этого и страдает все наше искусство. Если бы соблюдались все правила госзакупок, установленные законом, то проблема производства в той или иной мере была бы решена.

- Помнится, президент еще в 2009 году обратил внимание на анимационное кино.

- Да, и мы все поверили, ринулись в «Казахфильм». Но, увы, чиновники, думающие только о себе, несколько лет поиграли анимацией, а потом бросили эту «игрушку». И оставили после себя одного орденоносца, пенсионера, а анимацию ему в пасынки.

- Гали Касымханович, разве все так грустно?! Анимационное кино – это ведь позитив.

- Да здравствует студия «Нур анимация»! Грустно? Откуда взяться позитиву, если мой внук отказывается от телеканала «Балапан» и просит включить канал «Мульт»? Да, к сожалению, в анимационном кино есть потерянность. Когда ты говоришь: «Анимационное кино - изобразительная культура международного стандарта», то многие удивляются, потому как у нас эстетика анимационного кино – это эстетика 60-х годов прошлого века. Когда-то я создал общественный фонд «Ассоциация анимационного кино Казахстана», чтобы войти в АСИФА (Международная ассоциация мультипликационного кино), которая задает тренд в нашей сфере. Даже Монголия и Киргизия состоят в АСИФА. А нас там нет.

- То есть, в Казахстане нет площадки, где можно было бы развернуться?

- В прошлом году у нас прошло несколько фестивалей анимационного кино. Это и «Қарлығаш», и «Алтын сақа». Первый провели наспех. Честно, я был против него: если организовывать фестиваль, то нужно подходить к этому делу тщательно. Но на первый я, конечно же, пришел, потому что мастер класс проводил мой друг, мастер своего дела Михаил Тумеля. Единственный фестиваль, который у нас провели достойно и на международном уровне, - это «Алтын жебе», организованный Керимбеком Ниязбаевым в Шымкенте. А вот позитив – я рад, что запустился I Республиканский кинофестиваль «Байконур» с секцией «Анимационное кино». Уровень шикарный! Обещаю приложить максимум усилий в дальнейшем развитии фестиваля. Надо отметить, анимационное кино вот уже какой год обходят стороной и выбор критиков, и академия кино.

- Какую оценку Вы бы дали киношколам, которые готовят специалистов по анимации?

- В Казахстане всего три учебных заведения: КазНАИ имени Т. Жургенова, КазНУИ в Астане и «Академия кино и ТВ» при университете «Туран». Этого очень мало. Ведь чем больше центров обучения, тем лучше. Например, в каждом городе Китая есть обучающие центры. Сейчас я сам пытаюсь вести мастерскую. Есть учащиеся, чьи работы скоро будут показаны зрителям, правда в социальных сетях.

- А сколько анимационных фильмов произведено в целом?

- С 2009 года снято 35 мультфильмов. А кто об этом знает? Никто. Эти работы нужно показывать, их надо рекламировать, переводить на языки и посылать на фестивали. Но, увы, этого не происходит. Я считаю, что нужно взять за основу французскую модель кинопроизводства, тогда и обучение будет надлежащим.

- К слову, сейчас дорабатывается «Закон о кино», и многие отмечают, что пункты об анимационном кино практически отсутствуют.

- Я присутствовал на первых двух круглых столах. Меня возмутило в первую очередь, что не было документа на казахском языке. Его попросту не подготовили. Во-вторых, в документе нет ни единого слова об анимационном кино. Непонятно, почему правительство так относится к мультипликации, ведь анимационное кино - это утренний завтрак, духовная пища наших детей. Мне больше симпатизирует «Закон о кино» Франции, в котором главная задача - сохранять кино во всех его направлениях: коммерческое, авторское, анимационное. Франция держит марку во всем. И в поэзии, и в литературе, и в кино…

- Вы затронули тему детей. Чем и как наши мультфильмы могут привлечь свою целевую аудиторию?

- В той же России телевизионные передачи для детей подчиняются российской организации анимационного кино, то есть художественному совету, который следит не только за качеством продукта и его содержанием, но и за потребностями своего зрителя. Во-первых, на российском канале нет места дубляжу или халтуре. Там вся продукция собственного производства. А у нас... По сути, мы кормим своих детей чужим молоком. Хотим или не хотим, но надо кормить своим. И честно, не могу до сих пор понять правительство, которое говорит, что будущее в руках молодежи, в то время как наша молодежь растет на чужой культуре. Например, мои дети смотрели Nickelodeon, несмотря на запреты. Посмотрев сам этот телеканал, я понял, что транслируемые мультфильмы рассказывают о современности, затрагивают интересы и проблемы, которые возникают в реальной жизни каждого ребенка. То есть в них подается актуальная информация. Поэтому дети его любят и смотрят. А наши творения сами по себе, народ сам по себе. Конечно, общество отзывается на любые подачки, потому как оно духовно голодное и готово съесть даже черствый, плохо испеченный «хлеб». Поэтому нужно снимать то, что актуально и отвечает запросам аудитории. Но о духовной части забывать тоже нельзя.

- А что нам мешает прийти к этому сегодня? Школы есть, хорошие специалисты есть, даже студии имеются.

- Как ранее говорил, у нас производственный цикл хромает. Мало того, что должный бюджет не выделяют, так еще и за 5 месяцев требуют создать гениальное произведение - 10-минутный фильм. Тогда как такая картина требует 9 месяцев труда.

- А как у других?

- Вот я недавно был в Китае. Нам необходимо перенять их опыт. У них все открыто. Каждый юань осваивается прозрачно. Поэтому у них работают большое количество студий. К тому же они открыли двери для финансирования лет 8 назад, организовывают открытые конкурсы. Сейчас у них функционируют 8-10 крупных студий, которые соревнуются между собой. А у нас о конкуренции говорить и нечего. Нам нужно наладить производственный цикл, а его можно правильно выстроить, опираясь на законодательство, на тот же «Закон о кино», который принимается в узком правительственном кругу без учета мнений кинематографистов, специалистов в сфере кино.

- Поделитесь планами на будущее. Сейчас работаете над каким-нибудь проектом?

- Вот уже 4 года работаю над проектом «Легенда о Шелковом пути» совместно с Россией и Китаем. Хочу сделать культурный мост между Востоком и Западом, в котором Казахстан будет занимать равные позиции с другими странами. Например, в Китае имеются продюсеры, готовые вложить в проект 30% от бюджета и открыть свой рынок. Сейчас идет договоренность с Европой, только в Казахстане я не могу найти инвестора. Но просить деньги у «Казахфильма» я не хочу. По производственным, финансовым и другим причинам проект может погибнуть, так и не начавшись. «Кочевники» и «Ер Тостик» тому пример. Поэтому я пока в поисках частных инвестиций. На данный момент мы нашли студию во Франции.

- Что скажете напоследок?

- Как говорил Ыбырай Алтынсарин: «Народ, потерявший духовно своего ребенка, - это народ, потерявший самого себя».

 

Благодарим за беседу Гали Мырзашева!

 

Беседовала Айгерим Каскыр

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Askhat

24 марта 2017, 21:52

Откровенное интервью, которое было очень интересно почитать

Рекомендуем

Интервью

10 Ноября, 2015

Драма от создателей комедий

Интервью с создателями сериала «Айжан».

Flyin_Hi

Интервью

21 Августа, 2014

Другой взгляд на анимацию

Или, чем занимается Kazakhstan Computer Graphics.

Виталий

Интервью

8 Февраля, 2016

Салтанат Науруз: «Я не зарабатываю как актриса»

Актриса мечтает создать особую площадку для деятелей индустрии кино и театра.

Flyin_Hi

Интервью

18 Апреля, 2016

Николай Пак и Аскар Бисембин о том, как создаются фильмы

Сценарист и режиссер расскажут о творческом союзе и планах 

Aidana Mamayeva

Выбор Бродвея

29 Октября

10 лучших фильмов ужасов 2018 года

Мировое кино

31 Октября

«Фаворитка» лидирует по количеству номинаций на премии британского независимого кино

Фильм Йоргоса Лантимоса претендует на награды в 13 номинациях

Знай в лицо

Сергей Иванов

Актер

Эндрю Скотт

Актер

Дженнифер Сондерс

Актер

Владимир Левин

Режиссер

Александр Лазарев

Актер

Дмитрий Головин

Актер

Людмила Зотова

Актер

Рэйн Уилсон

Актер