È

Известная незнакомка

Рецензия «Неизвестная»

У кинокритика Андрея Плахова есть книга «Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры». Автор делит режиссеров на три категории, и одна из них называется «Священные чудовища». Там братьев Дарденнов нет, но их смело можно вносить в эту стезю кинотворцов. В 1999 году неизвестные до этого братья ворвались в мировой кинематограф с фильмом «Розетта», попав в основной конкурс Каннского кинофестиваля и сразу получив там главный приз - «Золотую пальмовую ветвь». С тех пор они стали классиками и почти каждый раз получали призы за свои фильмы в Каннах. Их кинематографический мир стабилен и целенаправлен. У них собственная философия кино, культурная система координат, исповедующая этические мотивы и нравственный вектор. Эстетика фильмов скудна, если не сказать намеренно аскетична, сюжет во многом имеет социальную подоплеку, географию бельгийского провинциального, постиндустриального городка вначале и постепенно переходит в разряд вневременных и внепространственных притч. Они сами пишут сценарии своих фильмов, сами режиссируют и продюсируют, тем самым максимально избегая какого-либо конформизма в творчестве. Честное кино, воспевающее гуманизм и стоицизм. Про них написано много статей, материалов. Есть книга младшего из братьев, Люка Дарденна, его дневник, где он вел свои записи с 1991-го по 2015 год. Переведенную на русский язык книгу со своим предисловием и большим интервью с самими братьями презентовал недавно кинокритик и кинообозреватель Антон Долин. Произошло событие в кинотеатре «Арман» в рамках третьего кинофестиваля авторского кино Clique, где показали новый фильм Жана-Пьера и Люка Дарденнов «Неизвестная».

Неизвестной в фильме становится молодая африканка, приехавшая в Бельгию в поисках лучшей жизни. Поздней ночью она, убегая от кого-то, стучится в кабинет начинающего врача Женни. Но уставшая от пациентов француженка не открывает дверь. На следующий день иммигрантку находят мертвой. Узнав об этом, Женни начинает мучиться и пытается узнать имя умершей (на месте не нашли никаких документов, удостоверяющих ее личность). Завязка фильма сделана отправной точкой в нравственных мучениях преуспевающего врача - ради того, чтобы гармонизировать свою духовную составляющую, она рушит все материальное вокруг себя. Детективная история на первый взгляд оформляется в социально-душевное расследование. Четко сохранены все любимые кинематографические приемы Дарденнов: главное действующее лицо - молодая девушка, находящаяся на грани материального и внутреннего мира, ходит по городу и стучится в двери разных людей, семей, личностей ради достижения своей цели. Антон Долин в предисловии к книге «За спинами наших картин» Люка Дарденна глубоко исследует инварианты и сквозные мотивы творчества бельгийского дуэта. Там же и говорится о том, что «Неизвестная» (впрочем, как почти все их фильмы) про коллективную ответственность, воплощенная в стремлении раскрыть тайну не только одной личностью (как в начале фильма), а всем обществом - только объединившись можно развиваться, идти вперед. Гуманистический пафос передается не явно и прямо, а сквозь жесткие драматургические коллизии, что у Дарденнов получается очень мастерски - всегда явно прочерчены основополагающие элементы фабулы: завязка, развитие, кульминация, развязка. Из-за этого их фильмы не только культурологически интересно смотреть, но и элементарно сюжетно. В структурированную конструкцию фильма втиснута неизменная концепция режиссеров и их своеобразная кинематографическая эстетика, ставящая во главу угла самые высокие человеческие достоинства, как совесть, честь, гордость и в первую очередь ответственность. Братья Дарденны - оптимисты. Даже если временами кажется, что их киновселенная наполнена жестокостью и суровой реальностью, все равно в конце ими нащупываются и подаются нам нотки человеческой незапятнанности, дыхание стойкости и взгляд, направленный в будущее и наполненный надеждой.

«Неизвестная» участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, но не получила там призов. Может быть, в решении жюри есть своеобразная логика: их новый фильм напоминает старые, ощущение дежавю не покидает на протяжении всего фильма - одно было в «Розетте», другое - в «Сыне», третье - в картине «Два дня, одна ночь» и так далее. Никто не знает, где грань между стилем, почерком, выработанным киноязыком и повторяемостью, исчерпанностью и приемом ради приема. Тем не менее, они в начале кинокарьеры сразу же обозначили свои правила игры, непоколебимую художественную планку. И до сих пор держат уровень. Их неудачи (или, скажем, полу удачи) интереснее и глубже, чем кинематографические успехи некоторых режиссеров, и все-таки «священные чудовища».

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Казахстанское кино

30 Декабря

Данияр Алшинов получил европейскую награду как «Лучший актер»

Казахстанское кино

28 Декабря

Юрий Быков поделился впечатлениями от фильма «Черный, черный человек»

Адильхан Ержанов ему ответил

Знай в лицо

Мухамеджан Мамырбеков

Режиссер

Жайык Сыздыков

Режиссер

Рустем Абдрашов

Режиссер-постановщик

Асель Садвакасова

Продюсер

Самад Султан

Режиссер

Дастан Оразбеков

Актер

Хасанбек Кыдыралиев

Оператор – постановщик

Нуржуман Ихтымбаев

Актер