Известная незнакомка
У кинокритика Андрея Плахова есть книга «Всего 33 звезды мировой кинорежиссуры». Автор делит режиссеров на три категории, и одна из них называется «Священные чудовища». Там братьев Дарденнов нет, но их смело можно вносить в эту стезю кинотворцов. В 1999 году неизвестные до этого братья ворвались в мировой кинематограф с фильмом «Розетта», попав в основной конкурс Каннского кинофестиваля и сразу получив там главный приз - «Золотую пальмовую ветвь». С тех пор они стали классиками и почти каждый раз получали призы за свои фильмы в Каннах. Их кинематографический мир стабилен и целенаправлен. У них собственная философия кино, культурная система координат, исповедующая этические мотивы и нравственный вектор. Эстетика фильмов скудна, если не сказать намеренно аскетична, сюжет во многом имеет социальную подоплеку, географию бельгийского провинциального, постиндустриального городка вначале и постепенно переходит в разряд вневременных и внепространственных притч. Они сами пишут сценарии своих фильмов, сами режиссируют и продюсируют, тем самым максимально избегая какого-либо конформизма в творчестве. Честное кино, воспевающее гуманизм и стоицизм. Про них написано много статей, материалов. Есть книга младшего из братьев, Люка Дарденна, его дневник, где он вел свои записи с 1991-го по 2015 год. Переведенную на русский язык книгу со своим предисловием и большим интервью с самими братьями презентовал недавно кинокритик и кинообозреватель Антон Долин. Произошло событие в кинотеатре «Арман» в рамках третьего кинофестиваля авторского кино Clique, где показали новый фильм Жана-Пьера и Люка Дарденнов «Неизвестная».
Неизвестной в фильме становится молодая африканка, приехавшая в Бельгию в поисках лучшей жизни. Поздней ночью она, убегая от кого-то, стучится в кабинет начинающего врача Женни. Но уставшая от пациентов француженка не открывает дверь. На следующий день иммигрантку находят мертвой. Узнав об этом, Женни начинает мучиться и пытается узнать имя умершей (на месте не нашли никаких документов, удостоверяющих ее личность). Завязка фильма сделана отправной точкой в нравственных мучениях преуспевающего врача - ради того, чтобы гармонизировать свою духовную составляющую, она рушит все материальное вокруг себя. Детективная история на первый взгляд оформляется в социально-душевное расследование. Четко сохранены все любимые кинематографические приемы Дарденнов: главное действующее лицо - молодая девушка, находящаяся на грани материального и внутреннего мира, ходит по городу и стучится в двери разных людей, семей, личностей ради достижения своей цели. Антон Долин в предисловии к книге «За спинами наших картин» Люка Дарденна глубоко исследует инварианты и сквозные мотивы творчества бельгийского дуэта. Там же и говорится о том, что «Неизвестная» (впрочем, как почти все их фильмы) про коллективную ответственность, воплощенная в стремлении раскрыть тайну не только одной личностью (как в начале фильма), а всем обществом - только объединившись можно развиваться, идти вперед. Гуманистический пафос передается не явно и прямо, а сквозь жесткие драматургические коллизии, что у Дарденнов получается очень мастерски - всегда явно прочерчены основополагающие элементы фабулы: завязка, развитие, кульминация, развязка. Из-за этого их фильмы не только культурологически интересно смотреть, но и элементарно сюжетно. В структурированную конструкцию фильма втиснута неизменная концепция режиссеров и их своеобразная кинематографическая эстетика, ставящая во главу угла самые высокие человеческие достоинства, как совесть, честь, гордость и в первую очередь ответственность. Братья Дарденны - оптимисты. Даже если временами кажется, что их киновселенная наполнена жестокостью и суровой реальностью, все равно в конце ими нащупываются и подаются нам нотки человеческой незапятнанности, дыхание стойкости и взгляд, направленный в будущее и наполненный надеждой.
«Неизвестная» участвовала в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, но не получила там призов. Может быть, в решении жюри есть своеобразная логика: их новый фильм напоминает старые, ощущение дежавю не покидает на протяжении всего фильма - одно было в «Розетте», другое - в «Сыне», третье - в картине «Два дня, одна ночь» и так далее. Никто не знает, где грань между стилем, почерком, выработанным киноязыком и повторяемостью, исчерпанностью и приемом ради приема. Тем не менее, они в начале кинокарьеры сразу же обозначили свои правила игры, непоколебимую художественную планку. И до сих пор держат уровень. Их неудачи (или, скажем, полу удачи) интереснее и глубже, чем кинематографические успехи некоторых режиссеров, и все-таки «священные чудовища».
В кино ходил Баглан Кудайберлиев
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий