«Казахское ханство» Рустема Абдрашева: восторг и гордость

Рецензия на фильм «Казахское ханство»

На XII Международном кинофестивале «Евразия» состоялся закрытый показ действительно долгожданного почти трехчасового художественного фильма Рустема Абдрашева «Казахское ханство». Была показана еще недоработанная киноверсия – ведутся окончательные корректировки звука, цвета кадров и монтажа в целом. Готовый фильм, как известно, покажут в День независимости – 16 декабря. Немногочисленные зрители, присутствовавшие на специально устроенном показе в рамках фестиваля, стали своего рода фокус-группой, а некоторые из них и благословителями – мэтры казахстанского кино Асанали Ашимов и Досхан Жолжаксынов похвалили картину и дали свои напутственные слова перед официальном прокатом и показом фильма (в дальнейшим и сериала) по всей стране. Как отметил перед сеансом режиссер, съемки проекта, инициированного главой государства, дались нелегко, напоминая тем самым создание Казахского ханства. Не так сложно, конечно, как далось ханам Керею и Жанибеку, но и непросто – создавались фильм и сериал параллельно почти два года, релиз переносился, финансирование прекращалось, искались спонсоры (по словам Абдрашева, в списке спонсоров нет ни одной национальной компании), собирались деньги по всей стране с помощью системы краундфандинга. И теперь, кажется, дата премьеры ленты, основанной на культовом романе-трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники», известна точно.

Целью всего многострадального процесса, точнее, создания кино- и телепродукции, выпуск ее на экраны и показ, было сплотить страну, поднять национальный дух и, если получится, показать подробную схему и историю создания нашего государства. Осмелюсь сказать, что цель достигнута. Во-первых, вокруг проекта было столько шума на протяжении всего создания, что странным образом получился неплохой пиар-ход, и теперь страна сплотится в любом случае – если фильм гражданам не понравится (чего, скорее всего, не будет), то они будут ругать его вместе, а если получится, то все будут довольны и, опять же, хоть на короткое время сплотятся. Во-вторых, «Казахское ханство» очень мощно поднимает национальный дух. Заранее извиняюсь за дальнейшие размышления, блуждающие на грани национализма, но лента поднимает именно казахские темы, казахские проблемы и казахский дух. Под понятием «чисто казахские проблемы» подразумеваются родоплеменные деления, определение важности каждого жуза, споры насчет земли и борьба за нее (актуальная тема в связи с последними реформами по Земельному кодексу). Земля – последняя опора, удерживающая народ. И не важно, какой: об этом всегда говорили жители Израиля, хоть и спорящие обо всем на свете (известная поговорка «Где два еврея – там три партии»), но до сих пор удивляющиеся своей земле и бережно хранящие ее. Поиски земли, Земли обетованной, - основная тема фильма «Казахское ханство». Повествование ведется от лица Асана Кайгы (Асан печальный – легендарный поэт-философ, рефлексировавший по поводу судьбы народа и не только): мы видим его среди кочующих, мы слышим его удивительные стихи-размышления за кадром. Как и первая часть романа Есенберлина «Заговоренный меч», сюжет не линеен: то слушаешь беседы Керея и Жанибека, то кочуешь вместе с народом или даже оказываешься во дворцах вражеских правителей. Мы потихоньку узнаем исторические факты, кто кем был, кто что сделал и когда.

И так фильм достигает третьи цели – быть познавательным (в особенности для детей). Структура, линии фильма построены, как ручейки, сливающиеся в конце в одну большую, мощную реку – создание Казахского ханство и церемония объявления первого хана народа. Именно в этот момент (так же, как и в нескольких других ключевых сценах) просыпается глубинный, архаический и даже не казахский, а племенной восторг. Фильм пробуждает долгое время забытую, затоптанную гордость за свою страну, за то, что она вообще существует. Существует и независима. Видя все тяжбы былых времен, всю горечь тех казахов, наших несчастных предков, скитавшихся по бесконечным степям в поисках собственной земли и все время боровшихся с бесконечными врагами, всем духом, всей душой начинаешь ценить родную землю. Это очень дорогое чувство рождается, окутывает тело и разум во время просмотра. Конечно, непостоянное финансирование оказало свое неблагоприятное влияние. Некоторые сцены можно было сделать лучше, массовку побольше. Но просыпающееся внутри понимание того, что ты один из казахов, затмевает все недостатки и минусы. Чувствуется будущий этнографический успех картины.

Как ни странно, но рождение нашего государства похоже на создание Соединенных Штатов Америки, ведь, как заявляют в фильме Керей и Жанибек, к созданию Казахского ханства могли присоединиться любой род, любое племя. Появление слова «казах» и все истории на данную тему смутны и полемичны (тема пользуется популярностью в некоторых научных кругах среди особого рода спорящих казахов). Но в фильме акцент делается на таком варианте, что слово «казах» становится символом свободы, мира и согласия. Если современным языком, то демократии. Версия подкупает.

На главные роли актеры подобраны удачно: Керей Кайрата Кемалова получился мудрым, мужественным старшим, а Жанибек Еркебулана Дайырова - печальным младшим. Хоть они не так много показаны и растворены в общей истории борьбы, мы все равно понимаем их, сочувствуем. Игры многих второстепенных и главных актеров выдержаны в классической, советско-казахстанской манере драматической актерской школы. Продюсер фильма Арман Асенов нашел себе запоминающуюся роль Кобыланды батыра, легендарного воина, воплощенного на экране очень грамотно и увлекательно (особенно для подростков – персонаж показан почти как супергерой). Казтугана сыграл идеально подошедший Бекболат Тлеухан – поющий, играющий на домбре и демонстрирующий свои актерские способности не хуже некоторых больших артистов, ведь он участвовал в эпизодических сценах многих исторических фильмов отечественного производства.

Проделана колоссальная работа художниками-постановщиками Умирзаком Шмановым и Сабитом Курманбековым – мэтрами казахстанского кинематографа. Созданы разного рода и величины дворцы шахов, султанов, ханов; построены крепости, юрты, города; сделаны исторические костюмы – воссоздана целая эпоха. Что самое главное, в кадре вещи не вызывают отторжение, не отвлекают от истории, чего сложно добиться в больших исторических картинах и в данных условиях кинопроизводства.

История нашей страны была трагична и пропитана кровью многих предков. Но теперь мы независимы и свободны – вещи обычные и само собой разумеющиеся в наше время. Мы не пониманием всю ценность того, что имеем. Сейчас в стране сложно жить, но могло быть и хуже – мы могли бы так же сложно жить, но уже не в своей стране.

Фильм «Казахское ханство» - лучший на данный момент всенародный антидепрессант, напоминающий ценность настоящего и гордость за прошлое.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

3 комментария

, чтобы оставить комментарий

Роман Надеин

06 Октября 2016, 11:59

А его можно будет посмотреть онлайн на Бродвее?

Aidana Mamayeva

06 Октября 2016, 12:08

Добрый день! Мы постараемся его показать на "Бродвее".

Николай Уколов

23 Октября 2016, 17:27

Ура! Еще одна историческая, интересная, познавательная, драматическая и увлекательная кинолента международного уровня, созданная в духе патриотизма и "родом" из Казахстана! К тому же осталось ждать недолго - скоро будет показ. Думается мне, фильм будет поинтереснее сериала. Впрочем, это мое субъективное мнение.

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

20 Ноября, 2015

Деньги есть, теперь творчество

Рецензия на фильм Аскара Узабаева «Жол».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Февраля, 2016

Жизненная история

3 марта для маленьких и не очень зрителей выходит мультфильм «Зверополис»

Aidana Mamayeva

Рецензии

23 Мая

«Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки»: Мертвый якорь

Казахстанское кино

22 Мая

Компания Astana film fund представила свои кинопроекты в Каннах

Презентация проектов прошла в казахстанском павильоне

Знай в лицо

Ян Вон Сик

Режиссер

Алия Мендыгожина

Продюсер

Булат Галимгереев

Актер

Александр Костылев

Оператор – постановщик

Ораз Абишев

Режиссер

Кадыр Кусаев

Звукорежиссёр

Сергей Бодров

Режиссер

Турахан Садыкова

Актриса