Молодость, музыка и «Пиковая дама»
С 17 ноября в прокате стартует масштабный проект российского режиссера Павла Лунгина, где сошлись кино, театр, классическая музыка и литература.
По сюжету фильма всемирно известная оперная дива меццо-сопрано София Майер (Ксения Раппопорт) спустя долгое время возвращается в Россию, чтобы поставить оперу «Пиковая дама» в современной сценографии при поддержке мецената Олега (Игорь Миркурбанов). София сама решает спеть партию Графини, роль Германа отдает художественному руководителю Севе Головину (Владимир Симонов), а свою племянницу Лизу (Мария Курденевич) вопреки ее желанию назначает на партию Лизы. Всем штатным вокалистам местного оперного театра достались партии в постановке, лишь Андрей (Иван Янковский), парень и коллега Лизы, не вошел даже в список запасных. Молодой певец решает во что бы то ни стало доказать Софии, что именно он должен петь партию Германа.
«Пиковая дама» - история про деньги, страсть, молодость, секс. Герои - молодые люди, которые хотят жить», - сказала София старику Севе, объясняя концепцию собственной новой постановки. Эти слова можно смело применить ко всему фильму в целом. Хотя в центре сюжета фильма «Дама пик» события вокруг постановки оперы Петра Ильича Чайковского, режиссер и сценаристы не ограничивают себя рамками театра и музыки, показав, что случается, когда события, происходящие в опере, начинают влиять на реальную жизнь исполнителей главных партий. Поначалу у зрителя возникают ассоциации с голливудским шедевром «Черный лебедь», где звучит другая музыка все того же Чайковского, а главная героиня - молодая балерина - готовится к дебюту так усердно, что в ее сознании стирается грань между игрой на сцене и реальностью. Однако на этом сходство двух картин заканчивается.
Павел Лунгин обличает все, о чем принято говорить либо осторожно, либо сочинять красивые сказки. Любовь в понимании героев фильма подобна беспощадному потоку одержимости и страсти, сметающему все на своем пути, деньги - не конечная цель, а лишь инструмент для получения новых денег, удача - ничего не значащий момент в жизни. Современный Герман уже не тот, что был у Чайковского, в его характере гораздо больше странностей и эгоизма. Время поменяло многое, лишь темы, затронутые классиками, вечны.
Съемочная группа подошла к работе очень ответственно. Особенно это заметно по картинке, над которой тщательно трудились художники-постановщики. Известно, что ради фильма были выстроены масштабные декорации, мастерски, с большим вниманием к мельчайшим деталям, изготовлен реквизит, отдельные сцены снимали в старинной усадьбе. Художники по костюмам подошли к созданию нарядов так, чтобы ни у кого не возникло сомнений, что на экране показана подготовка к настоящей оперной постановке. Признаем, что по части оформления интерьера все выполнено блестяще, и сожаление вызывает тот факт, что фильм нельзя посмотреть в 3D.
За музыкальную составляющую отвечали артисты российского Большого театра. Дело в том, что в картине почти все время звучат полноценные фрагменты из оперы «Пиковая дама». Иначе быть и не могло, когда сюжет строится вокруг подготовки оперной постановки и ее премьеры. Зрители, пришедшие на фильм, должны поблагодарить за талантливо исполненную музыку Чайковского 80 солистов и оркестр Большого театра. Творение великого композитора вечно, именно чарующие звуки, созданные гением, не позволяли зрителю расслабиться ни на минуту.
Другое дело, когда в сценах репетиций оперы наступало время крупных планов, и картинка явно диссонировала со звуком. Движения губ актеров элементарно не совпадали с наложенным на картинку пением оперных исполнителей. Мало того, не все исполнители главных ролей в такие моменты достоверно изображали мимику, присущую оперным певцам. Хотя, по инсайдерской информации, все они посещали молодежную студию Большого театра под руководством Павла Вдовина, где брали уроки вокала, чтобы вникнуть в свои роли.
Кстати, об актерской игре. Безоговорочно, самым идеальным персонажем с точки зрения исполнения оказалась примадонна оперной сцены - Ксения Раппопорт просто идеально вошла в роль роковой женщины Софии, возможно, потому что обладает не только эффектной внешностью, но и внутренней харизмой. Иван Янковский тоже справился со своей задачей на 99,9%. Может быть, кто-то попытается сравнить игру молодого актера с его великим дедом, в чем Иван, конечно, сильно уступит своему предку. Но в случае с «Дамой пик» серьезные претензии Ивану Янковскому предъявить сложно. Зритель хочет видеть героя именно тем, кем его изобразил актер, ни больше, ни меньше. Исполнители второстепенных ролей достаточно харизматичны, чтобы их образы врезались в память. Если бы не моменты пения, испорченные несовпадениями голоса и картинки, была бы сплошная идиллия…
Есть надежда, что фильм понравится не только ценителям классической музыки. Здесь нашлось место и поцелуям, и эротике, и криминальным разборкам, и даже раритетному «Роллс-Ройсу» 1960 года. «Дама пик» - не попса, но и не арт-хаус. Фильм должен быть понятен абсолютно всем и каждому, здесь сошлись воедино сильные постановочные ходы, качественная в большинстве своем актерская игра и, конечно же, глубокое размышление о том, что на самом деле правит этим миром.
В кино ходил Альберт Ахметов
Редакция кинопортала «Бродвей» благодарит за приглашение на специальный показ фильма «Дама пик» кинотеатр Bekmambetov cinema и компанию «20-й век Фокс СНГ».
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий