Народ, скрытый в горах

Народ, скрытый в горах

Продолжается второй кинофестиваль авторского кино Clique. Показали уже несколько интересных работ, среди которых и фильм молодого непальского режиссера Мина Бахадура Бама «Чёрная курица» (оригинальное название «Kalo Pothi»).

Несмотря на то, что это дебютная работа непальца, она попала в конкурс 72-го Венецианского кинофестиваля, где снискала успех и получила приз кинокритиков Европы и Средиземноморья FEDEORA «За лучший фильм» в программе «Неделя критики». Что примечательно, оператором данной картины является наш соотечественник, один из самых интересных творцов, работающих с изображением, на данный момент, обладатель «Серебряного медведя» как лучший оператор Берлинского кинофестиваля за фильм «Уроки гармонии» – Азиз Жамбакиев.

Сюжетная канва фильма проста и незамысловата: Непал, 2001 год. Временное затишье в нескончаемой гражданской войне ощущается даже в одной маленькой горной деревне, где два друга – Пракаш и Киран – решаются выращивать курицу, чтобы продавать ее яйца и копить на учебу. Их идеальному плану не суждено сбыться, а их дружбе предстоят испытания...

Причем испытания предстоят не только им, но и зрителю. Честно говоря, это сугубо фестивальный фильм, предназначенный скорее для западных любителей экзотического кино и эстетического разнообразия на экране, нежели рядовым зрителям. Политические и гражданские хитросплетения непальского народа тоже мало кого волнуют, как и тяжелая судьба спрятанного в горных ущельях Тибета населения. Благо, что в основе фильма все-таки лежит общечеловеческая тема: дружба двух мальчиков, раскиданных по разным сторонам баррикады, называемой «социальное расслоение».

Kalo Pothi
Kalo Pothi

 

Пракаш – сын бедного работника, потерявший мать в раннем возрасте, является представителем низших слоев общества, а Киран – сын местного богача, на которого работает отец Пракаша. Пракаш хочет спасти последнюю курицу в деревне ради своей семьи, в то время как остальные жители продали своих куриц для праздника в честь приезжающего к ним короля. Но идет война между сепаратистами маоистского толка и войсками страны. Да и личные обстоятельства мешают достижению этой цели.

В течение фильма два друга решают проблемы, но в конце все заканчивается открыто: непонятно, то ли это режиссерский ход, то ли режиссерская слабость. Личная линия отдельных людей переплетается с историей страны. Мучения и рефлексия народа в данном отрезке истории показаны через призму проблем мальчиков. Пракаш и Киран – своего рода метафора тогдашнего состояния населения: богатые и бедные. Они ссорятся, временами дерутся, дразнят друг друга – но все же дружат. Здесь проявляется гуманистический взгляд режиссера на судьбу своего народа. Смысловое зерно фильма к концу прорастает все явственнее: стоп войне, посмотрите друг на друга, мы все – братья. Не самый оригинальный смысл, но все же, видимо, для непальцев это значит многое. Курица здесь символизирует природное начало, превращается в символ, который мог бы объединить население. Сей факт предполагает наличие буддистских корней в мировоззрении режиссера.  

Kalo Pothi
Kalo Pothi

 

Если говорить о качестве фильма, то оно прихрамывает. Не в техническом смысле, тут видна сильная поддержка в лице продюсеров, одним их которых является Анна Качко. Тут скорее драматургическая слабость, недоработки в конструкционном плане. В фильме много интересных элементов, взятых из жизни и быта непальского народа: их костюмы, обряды, ритуалы. Но режиссер отвлекается на свое родное и забывает придерживаться кинематографических правил повествования. В связи с этим временами ощущается обыкновенная скука, что и наблюдалась во время показа.В начале делается акцент на некоторых персонажах, которые в конце они вовсе исчезают, что вызывает недоумение. Сцены сменяют друг друга, полноценно так и не завершившись. Ритмика неровная, нагромождаются отдельные куски, совсем не связанные в единое повествование, кинематографическое полотно не скреплено, персонажи и их истории остаются вовне. Режиссер спекулирует фольклором, экзотикой своего народа и его национальными особенностями, забывая про свой рассказ. В итоге в конце ввиду вышеперечисленных моментов остается послевкусие незавершенности и сырости.

Что касается, присутствия в создании фильма Азиза Жамбакиева как оператора, то тут ощущается рука крепкого профессионала-ремесленника. Изображение не изобилует эстетическими изысками и не балует операторскими находками. Но в то же время не мешает картине, не откалывается от истории и сюжета. Складывается ощущение, что оператор поехал туда, скорее, в связи со своими духовными поисками, чем для создания фильма «Черная курица». Мы ожидали слишком многого от работы нашего соотечественника в данном фильме (во многом эти ожидания подкреплялись нашими СМИ), но что поделать, если и режиссер, и фильм не требуют работы с изображением. Боюсь предположить, но я все больше убеждаюсь, что «картинку» в «Уроках гармонии» ставил скорее Эмир Байгазин, нежели Жамбакиев. Впрочем, это всего лишь предположение.

Азиз Жамбакиев
Азиз Жамбакиев

 

Отдельное спасибо Жамбакиеву – именно через его видение мы проникли в мир Непала, созерцали и переживали. В конце хочется отметить: после показа Азиз Жамбакиев немного рассказал о фильме и Непале. Также выдал один интересный статистический факт – в Непале каждый год производится около 400 картин, из которых до нас доходят лишь единицы. Вот как «Черная курица». Однако не все фильмы пробиваются на международную кинематографическую арену. В связи с этим хотелось бы пожелать непальским режиссерам успехов, чтобы они побольше показывали свои фильмы миру, в том числе и нам, потому что очень любопытно созерцать этот мир – мир гордого народа, скрытого в горах.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

8 Декабря, 2015

Две октавы любви

Рецензия к фильму «Адель».

Flyin_Hi

Рецензии

6 Февраля

«Пазманский дьявол»: Сильный телом и духом

Рецензия на фильм «Пазманский дьявол»

Brod.kz

Рецензии

4 Апреля, 2016

Рожденный ползать, летать… может

В прокате ожидается фильм «Эдди Орел», режиссером которого выступил Декстер Флетчер

Данияр Кенжибаев

Рецензии

12 Октября, 2016

Философия зомби

Рецензия на фильм «Новая эра Z»

Каскыр Айгерим

Мнения

07 Марта

«Снять за 48 часов»: Я никогда не думал, что будущее будет таким

Казахстанское кино

07 Марта

Фильм «Все из-за мужиков» в пятерке лидеров проката

Кассовые сборы со 2 по 5 марта

Знай в лицо

Еркин Ракишев

Режиссер

Иван Бреусов

Актер

Ермек Шинарбаев

Актер

Бекарыс Елубаев

Режиссер

Серик Апрымов

Актер

Ергенбай Абуев

Актер

Хасанбек Кыдыралиев

Оператор – постановщик

Берик Айтжанов

Актер