Народ, скрытый в горах

Народ, скрытый в горах

Продолжается второй кинофестиваль авторского кино Clique. Показали уже несколько интересных работ, среди которых и фильм молодого непальского режиссера Мина Бахадура Бама «Чёрная курица» (оригинальное название «Kalo Pothi»).

Несмотря на то, что это дебютная работа непальца, она попала в конкурс 72-го Венецианского кинофестиваля, где снискала успех и получила приз кинокритиков Европы и Средиземноморья FEDEORA «За лучший фильм» в программе «Неделя критики». Что примечательно, оператором данной картины является наш соотечественник, один из самых интересных творцов, работающих с изображением, на данный момент, обладатель «Серебряного медведя» как лучший оператор Берлинского кинофестиваля за фильм «Уроки гармонии» – Азиз Жамбакиев.

Сюжетная канва фильма проста и незамысловата: Непал, 2001 год. Временное затишье в нескончаемой гражданской войне ощущается даже в одной маленькой горной деревне, где два друга – Пракаш и Киран – решаются выращивать курицу, чтобы продавать ее яйца и копить на учебу. Их идеальному плану не суждено сбыться, а их дружбе предстоят испытания...

Причем испытания предстоят не только им, но и зрителю. Честно говоря, это сугубо фестивальный фильм, предназначенный скорее для западных любителей экзотического кино и эстетического разнообразия на экране, нежели рядовым зрителям. Политические и гражданские хитросплетения непальского народа тоже мало кого волнуют, как и тяжелая судьба спрятанного в горных ущельях Тибета населения. Благо, что в основе фильма все-таки лежит общечеловеческая тема: дружба двух мальчиков, раскиданных по разным сторонам баррикады, называемой «социальное расслоение».

Kalo Pothi
Kalo Pothi

 

Пракаш – сын бедного работника, потерявший мать в раннем возрасте, является представителем низших слоев общества, а Киран – сын местного богача, на которого работает отец Пракаша. Пракаш хочет спасти последнюю курицу в деревне ради своей семьи, в то время как остальные жители продали своих куриц для праздника в честь приезжающего к ним короля. Но идет война между сепаратистами маоистского толка и войсками страны. Да и личные обстоятельства мешают достижению этой цели.

В течение фильма два друга решают проблемы, но в конце все заканчивается открыто: непонятно, то ли это режиссерский ход, то ли режиссерская слабость. Личная линия отдельных людей переплетается с историей страны. Мучения и рефлексия народа в данном отрезке истории показаны через призму проблем мальчиков. Пракаш и Киран – своего рода метафора тогдашнего состояния населения: богатые и бедные. Они ссорятся, временами дерутся, дразнят друг друга – но все же дружат. Здесь проявляется гуманистический взгляд режиссера на судьбу своего народа. Смысловое зерно фильма к концу прорастает все явственнее: стоп войне, посмотрите друг на друга, мы все – братья. Не самый оригинальный смысл, но все же, видимо, для непальцев это значит многое. Курица здесь символизирует природное начало, превращается в символ, который мог бы объединить население. Сей факт предполагает наличие буддистских корней в мировоззрении режиссера.  

Kalo Pothi
Kalo Pothi

 

Если говорить о качестве фильма, то оно прихрамывает. Не в техническом смысле, тут видна сильная поддержка в лице продюсеров, одним их которых является Анна Качко. Тут скорее драматургическая слабость, недоработки в конструкционном плане. В фильме много интересных элементов, взятых из жизни и быта непальского народа: их костюмы, обряды, ритуалы. Но режиссер отвлекается на свое родное и забывает придерживаться кинематографических правил повествования. В связи с этим временами ощущается обыкновенная скука, что и наблюдалась во время показа.В начале делается акцент на некоторых персонажах, которые в конце они вовсе исчезают, что вызывает недоумение. Сцены сменяют друг друга, полноценно так и не завершившись. Ритмика неровная, нагромождаются отдельные куски, совсем не связанные в единое повествование, кинематографическое полотно не скреплено, персонажи и их истории остаются вовне. Режиссер спекулирует фольклором, экзотикой своего народа и его национальными особенностями, забывая про свой рассказ. В итоге в конце ввиду вышеперечисленных моментов остается послевкусие незавершенности и сырости.

Что касается, присутствия в создании фильма Азиза Жамбакиева как оператора, то тут ощущается рука крепкого профессионала-ремесленника. Изображение не изобилует эстетическими изысками и не балует операторскими находками. Но в то же время не мешает картине, не откалывается от истории и сюжета. Складывается ощущение, что оператор поехал туда, скорее, в связи со своими духовными поисками, чем для создания фильма «Черная курица». Мы ожидали слишком многого от работы нашего соотечественника в данном фильме (во многом эти ожидания подкреплялись нашими СМИ), но что поделать, если и режиссер, и фильм не требуют работы с изображением. Боюсь предположить, но я все больше убеждаюсь, что «картинку» в «Уроках гармонии» ставил скорее Эмир Байгазин, нежели Жамбакиев. Впрочем, это всего лишь предположение.

Азиз Жамбакиев
Азиз Жамбакиев

 

Отдельное спасибо Жамбакиеву – именно через его видение мы проникли в мир Непала, созерцали и переживали. В конце хочется отметить: после показа Азиз Жамбакиев немного рассказал о фильме и Непале. Также выдал один интересный статистический факт – в Непале каждый год производится около 400 картин, из которых до нас доходят лишь единицы. Вот как «Черная курица». Однако не все фильмы пробиваются на международную кинематографическую арену. В связи с этим хотелось бы пожелать непальским режиссерам успехов, чтобы они побольше показывали свои фильмы миру, в том числе и нам, потому что очень любопытно созерцать этот мир – мир гордого народа, скрытого в горах.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

7 Июля, 2016

Сказка для взрослых

Рецензия на мелодраму режиссера Теа Шеррок «До встречи с тобой» по одноименному бестселлеру Джоджо Мойес

Альберт Ахметов

Рецензии

29 Июня, 2016

Сериал, изменивший мир

Рецензия на финальную серию шестого сезона «Игры престолов»

Каскыр Айгерим

Рецензии

5 Октября, 2016

Держи, кино, удар сериалов!

В прокат выходит фильм «Держи удар, детка», режиссером которого выступил Ара Оганесян

Abylai Kuanyshbekov

Рецензии

4 Августа, 2016

Убойный отряд

Рецензия на фильм Дэвида Эйра «Отряд самоубийц»

Aidana Mamayeva

Рецензии

17 Января

«В сетях»: Вуайеристы соцсети

Казахстанское кино

10 Января

Фильмы «Аманат» и «Кунанбай» будут показаны в Болгарии

Картины примут участие в Международном кинофестивале MENAR

Знай в лицо

Асия Сулеева

Режиссер

Ермек Аманшаев

Режиссер

Лев Мариупольский

Режиссер

Тимур Касымжанов

Режиссер

Арман Асенов

Актер

Динмухамед (Димаш) Ахимов

Актер

Игорь Воробьев

Продюсер

Алия Увальжанова

Сценарист