È

Оригинал Тони

«Тони Эрдманн»: Оригинал Тони

Кинематографические тренды какого-либо сезона определяют в общем-то не призы и не финансовые сборы, а мнения кинокритиков. Они составляют основную характеристику и судьбу фильма. Если жюри фестивалей (даже самых больших, класса «А»), как показало время, может ошибаться и давать награды не самым высококлассным произведениям, то критики почти всегда попадают в точку, причем в самой дальнесрочной перспективе. Теорию в аксиому преображает последний Каннский кинофестиваль, где мнения оценивающих кинопродукцию официально (жюри во главе с Джорджем Миллером) и полноценно (мировые кинокритики) разошлись кардинальным образом, и, скорее всего, в сторону и в пользу журналистов от кино. На фестивале остались без наград многие, которых пресса отметила на высоком уровне. Но краеугольным камнем преткновения стала картина Марен Аде «Тони Эрдманн». Критики считали ее безоговорочном фаворитом в Каннах. Однако «Тони…» не заметили. Дали только приз ФИПРЕССИ, что было логично, последовательно, ожидаемо и мало. Тони Эрдманн харизматичнее Дэниэла Блейка.

Немецких комедий мало. Что понятно – менталитет, нравы, условия, история. Им, видимо, смеяться как-то неудобно. Однако «именно в момент отчаяния и начинает дуть попутный ветер», и появляется самая интеллектуальная из комедий потихоньку уходящего года и самая комедийная из европейского арт-хауса картина 39-летней Марен Аде со странным и загадочным названием «Тони Эрдманн». Название выбрано в связи с псевдонимом главного героя, Винфреда, пытающегося с итало-немецким именованием создать нового персонажа и с помощью его наладить контакты со своей дочерью, которая все время думает о работе.

Фабула фильма не отягощена хитроумными сюжетными ходами, плотностью повествования, кривизной драматургического построения. Просто отец хочет, чтобы дочка стала ближе, человечнее. Извечная фраза Лема, что «человеку нужен человек», уже недостаточна. Да, человеку нужен человек, но в эпоху тотального постмодернизма и тоталитарной иронии между ними нужна еще и игра, чтобы наладить хоть какие-либо контакты. По крайней мере, для европейского человека. Вот и Винфред, человек солидного возраста (наши казахи в таком возрасте вообще не выходили бы из дома), преподаватель музыки, должен надевать маску шута, чтобы держаться на плаву и не впасть в окончательную депрессию. А повод для этого есть – и живет один, и любимая собака стареет, и со здоровьем мамы плохо. Но самое важное для него в жизни - его дочка не понимает его и отдаляется все больше. Как в психологическом смысле, так и в географическом – она временно работает в Бухаресте, планирует уехать в Шанхай. В отчаянии (которое не показывается и не чувствуется в фильме) он надевает маску не только шута, но и экстравагантного персонажа и начинает терроризировать жизнь дочки.

Одномерная и прямая на первый взгляд история со временем превращается в миниатюрный микрокосм из клубка чувств дочери к отцу и отца к дочери, в глубокий, трагический рассказ непонимания членов современной семьи, повествующий о все том же разрыве между поколениями, но уже на примере отцов и дочерей. Слова в фильме многое значат, но истинный накал чувств ощущается в паузах, сравнимых с антониониевскими. Комедийные и действительно смешные сцены сменяются неловкими моментами тишины, когда герои остаются одни – думают, вспоминают, плачут, живут. Режиссура Аде строится на тонких разрывах, на тихом крике, погашенных чувствах, что ощущалось и в предыдущих ее фильмах - «Страсть не знает преград» и «Лес для деревьев». Очищенный немецкий кинематограф, берлинская школа, оставляющая лишь сюжет и игру актеров. Бытовая история с суетливыми перипетиями все же в конце заставляет, чтобы внутри что-то щелкнуло, и чтобы ты сидел и глупо смотрел в одну точку, когда уже идут титры, а в голове неоднообразная масса из воспоминаний, чувств и всепрощающей благодарности родителям. Послевкусие есть, что немаловажно.

Фильм «Тони Эрдманн» - наглядный воспеватель забытых, непопулярных ценностей. Банальных, раздражающих своей простотой, но все же ценностей. Современной мир в лице дочери Винфреда-Тони стремится к систематизации, унификации, глобализации и так далее. Но ее отец доказывает, что человек в первую очередь индивидуальность, что человек не есть работа и функции, а чувства, переживания, он переполнен сожалением и радостью. Звучит патетично, однако Тони прав. Как ни крути, человека делает человеком не разум, как считают многие, а чувства – сложная система мировосприятия. И смех в нем занимает главенствующую роль.

Как ни странно, вымышленный герой Тони Эрдманн оказался человечнее многих реальных личностей.

И среди людей больше копий, чем оригиналов.

 

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Чад Тодхантер

Актер

Рэйчел Майнер

Актер

Мими Роджерс

Продюсер

Кейси Сэндер

Актер

Майкл Берриман

Актер

Ричард Брандес

Режиссер

Го Сяодун

Актер

Джи Ян

Актер