È

«Пассажиры»: Неспящие в космосе

Рецензия «Пассажиры»

В последнее время космическая тема в кино стала отправной точкой для многих режиссеров, чтобы они проявили свои профессиональные способности и высказали концептуальные мнения о жизни и смерти. Например, Нолан с «Интерстелларом» проанализировал его любимый лейтмотив изменения времени-пространства и роль человека в нем, Куарон в «Гравитации» сделал акцент на человечности в априори бесчеловечном космосе, «Прибытие» Вильнёва затрагивает тематику общения, коммуникаций, волновавшую режиссера еще с фильма «Убийца». У больших режиссеров, коими, несомненно, являются Кубрик или Тарковский, научная фантастика вырывается из канона, все больше превращаясь в трактаты, нежели произведения искусства, параллельно подхватывая вечные вопросы. У режиссеров и сценаристов второго ряда жанр космических историй становится пригодным лишь для рассказа о любви. Пример - новый фильм норвежца Мортена Тильдума «Пассажиры».

Огромный космический корабль с пятью тысячами человек на борту летит на Землю-2, где наша цивилизация начнет новую жизнь. Все спят в специальных камерах, где должны находиться в анабиозе 120 лет, пока корабль долетит до места высадки. Но случается отклонение в системе и пробуждаются двое - инженер-механик Джеймс Престон (в исполнении Криса Прэтта) и писательница Аврора Лейн (Дженнифер Лоуренс). До нового дома - 90 лет, а тут еще и корабль начинает ломаться. Завязка фильма дает ход самым разным мыслям-вариациям насчет того, как будет развиваться структура фильма в дальнейшие два часа. Но Тильдум с легкой руки сценариста Джона Спэйтса (причастный к фильмам «Прометей», «Доктор Стрэндж») избирает наименее подтвержденный сопротивлению и наиболее простой путь, словно обтекаемый корпус самого корабля. Есть золотые слова Хичкока: «В кино самое главное - три вещи: сценарий, сценарий и сценарий». И тут вся проблема в сценарии. Видно, как Спэйтс его писал. Как он тужился, временами специально добавлял неожиданные, нелогичные, клином торчащие проблемы, как он насильно мотивировал персонажей Прэтта и Лоуренс (из-за этого они играют натужно и схематично), как ему сложно было развивать сюжет только с двумя героями, как мучительно было добавлять подтексты, контексты, подсюжеты и прочие структурные аксессуары, без которых студии автоматически отклоняют сценарий. Все чувства создателей хорошо передались фильму - тяжесть и вязкость не покидают на протяжении всего сеанса. Не спасают даже шумливо-блестящие спецэффекты разрушающегося корабля. Все заслуги кинокомпании - заказной режиссер, заказной сценарист, актеры. Заказные зрители. «Пассажиры» - простой фильм. Философской подоплеки в нем почти нет. Если исключить аналогии с Адамом и Евой, первыми пробудившимися созданиями с прорезанными сознаниями. Но этого мотива мало на весь фильм.

Несмотря на весь космический размах, на самом деле являющиеся камерной историей-пьесой «Пассажиры» приобретают немножко глубину, если рассматривать их с точки зрения определенного философского учения, а точнее, с феноменологии, науки о сознании. Как всегда, Голливуд упрощает сложные темы и преподносит их самыми простыми примерами - если ты проснулся, значит, все, ты уже не заснешь. Если сознание человека просыпается в определенный момент его жизни, если он вдруг начинает погружаться в самого себя и уже понимает, что он не просто мыслящий тростник, значит, хода назад нет, теперь его сознание будет все время рефлексировать и проецировать мысли назад, на приобретенный опыт и приобретенное сознание. Пробужденное сознание невозможно отключить, можно только убить себя, устранить мыслительный аппарат физически. Но вариации про интеллектуальный процесс в фильме не доводятся до конца, а сюжет перепрыгивает на линию любви, а дальше уже на визуальные эффекты о спасении корабля. Если вышеназванные режиссеры интересовались человеческим устройством, проблемами опыта, мышления и т.д., то Тильдума это не волнует.

Режиссуры в фильме нет. Нужен сильный характер и страстное желание что-то сказать, высказаться, чтобы сохранить концептуально-режиссерскую линию в студийной системе Голливуда. Кажется, у постановщика не было таких мотиваций и стремлений, да и сложно провести соединяющую линию между его фильмами «Падшие ангелы», «Охотники за головами», «Игра в имитацию», которые характеризовали бы норвежца как режиссера со своими темами и комплексом вопросов. Прэтт и Лоуренс играют в строго прописанных рамках, в своих проверенных многочисленными проектами амплуа, с достаточным стремлением, чтобы оставаться профессионалами.

Но весь парадокс в том, что сама тема фильма, бесконечная любовь двух людей в таком же мире, состоит из очень простых вещей. Она изначально не поддается ни логическому, ни умственному анализу. Любовь сталкивается с сознанием, космос - с человеком. Если режиссер заложил в основу фильма именно такую дихотомию, то фильм, безусловно, стоит смотреть. Если ваше мнение склонно к критическому мышлению, то вы, скорее всего, найдете пищу для рефлексий, если ваша душа занята романтическими элементами, то «Пассажиры» - хороший фильм для влюбленных, неслабо сделана и научная сторона для любителей жанра. Сознание сознанием, а в профессионализме фильму не отказать.

Узнать расписание кинотеатров и время показа фильма «Пассажиры» можно в афише на Brod.kz.

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на предварительный показ фильма «Пассажиры» компанию «Меломан» и сеть кинотеатров Chaplin cinemas.

 

Оцените рецензию

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

30 июля 2017, 01:03

Космос для двоих Или Двое на корабле, не считая андроида.. Первый час ленты весьма хорош, Крис Пратт неплох в роли космического "Робинзона", с появлением Лоуренс добавляется романтическая линия и это фильм ничуть не портит. Тут даже стоит похвалить актеров: химия между персонажами отличная и прописанная драма все-таки срабатывает как надо. Но, далее, а именно последние полчаса, - складывается ощущение, что продюсеры вдруг вспомнили, что все-таки снимают крупно бюджетный попкорновый фильм (большая часть которого ушла на выплаты гонораров актерам, особенно Энди Гарсии), и что нужно в срочном порядке добавить как можно больше взрывов, компьютерных эффектов и безудержного экшна, дабы конечный продукт смог отбить все вложенные затраты. Ну, а слащавый "голливудский" финал и вовсе смотрится инородно, выбиваясь из колеи. Титаник в космосе. По ощущениям мне напомнил смесь "Марсианина", "Титаника" и "Гравитации", а в некоторых местах есть аллюзии на кубриковское "Сияние"(загадочный бармен) и "Матрицу" некогда бывших братьев, а ныне сестер Вачовски. И дело не только в Лоуренсе Фишберне, который словно "рояль в кустах" появляется в самый неожиданный момент и в столь неподходящий - исчезает. Также, стоит похвалить картину и за юмор. Герой Пратта - не просто шутит, временами слушает ретро песни и выдает колкие фразы, он также отлично танцует и даже вызывает на танцевальные дуэли, все точно, как Питер Куилл из "Стражей Галактики", - другого космического фильма с участием Пратта, только от студии Марвел. Майкл Шин также неплохо выступил в роли андроида-бармена, помогающего с советами и не только. Кстати, в одном из интервью, промоутируя фильм, Лоуренс как-то призналась, что готова появится в образе Мистик и встретится со Звездным Лордом в "стражах", если будут предложения. Но, учитывая все юридические тонкости на права персонажей между студиями 20-й век Фокс и Марвел\Дисней, такое вряд ли возможно в обозримом будущем. Ну и визуально фильм очень красив. Местами оператор берет восхитительные планы, а поклонники Лоуренс, наверняка будут рады увидеть своего кумира во всей красе. В итоге, кино красивое, зрелищное, местами даже философичное, что даже неплохо для стандартного блокбастера, но все-таки обидно, что весь свой потенциал, заложенный изначально, фильм использует не на полную силу.

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Знай в лицо

Лев Шостак

Актер

Александра Тришко

Актер

Лев Дуров

Актер

Григорий Аронов

Режиссер

Лариса Малеванная

Актриса

Дмитрий Зарубин

Актер

Владимир Юрьев

Актер

Николай Пеньков

Актер