È

«По Млечному пути»: Любовь, война и Кустурица

Рецензия «По Млечному пути»

«Великий и ужасный» Эмир Кустурица вернулся на экран после 9 лет молчания. Конечно, все это время режиссер не сидел сложа руки. Он выпустил документальный фильм о легендарном Диего Марадоне (2008) и совместно с латиноамериканскими режиссерами поучаствовал в массовой кинорефлексии на тему религии «Разговоры с богами» (2014), сняв одну из новелл. Но это были эпизодические проекты. «По Млечному пути», пожалуй, не просто развернутая версия его новеллы из «Разговоров с богами», еще одна шикарная работа Кустурицы, а некое подведение режиссером, сценаристом и актером предварительных итогов собственного творчества, приправленное философскими размышлениями о том, что в целом произошло в кино и мире за время его отсутствия на большом экране.

Все начинается с титра: «В основе фильма три реальные истории и много бурной фантазии». Действие происходит в среднестатистическом сербском поселке времен югославских войн (15 лет назад). Война и перестрелки чередуются с перемирием и «обедом по расписанию». Среди мирного населения живет беспечный мужчина по имени Коста, которого сыграл сам Эмир Кустурица. Он продает молоко обеим сторонам военного конфликта, поэтому его никто не трогает. Коста спокойно катается на ослике, посадив на плечо верного друга - сокола по кличке Любиша, и свято верит в то, что, раскрыв обычный зонтик, можно спастись от пуль.

Односельчанке Милене (Слобода Мичалович) нравится то, что Коста такой непосредственный. Она и сама не прочь пошалить. Лихо изображает акробатические этюды, помогает маме справиться с дышащими на ладан громоздкими часами 19 века и готова первой сделать Косте предложение. Ему приятно такое внимание, и он, видимо из вежливости, «немножко любит» Милену. Все проблемы начинаются с новости о том, что на родину с войны в Афганистане возвращается самый меткий стрелок, брат Милены Жага Божович. Сестра срочно ищет ему невесту, нанимает свата. Специалист находит единственную подходящую кандидатуру – сербиянку с итальянскими корнями (Моника Беллуччи), воспитательницу в детском доме, каждый день пересматривающую советский фильм «Летят журавли». Невесту, как и полагается, крадут, привозят в дом будущего жениха. Наверняка вы уже догадались, что Коста и невеста Жаги рано или поздно познакомятся…

На этом предсказуемость заканчивается. Кустурица в лучших традициях собственного стиля играет с пространством, учиняя организованный хаос. Да, «По Млечному пути» - наиболее серьезная работа Эмира Кустурицы, но, вместе с тем, игра в перевернутую реальность реализована как никогда удачно. Вольную трактовку библейского Ветхого завета сопровождают автоматные очереди, аккомпанементом философских размышлений служит крик глупейшей курицы, которая пытается победить собственное отражение в зеркале, и это не абсурд, потому что две величины постоянны в этом качающемся мире -добрые глаза Косты и беспристрастный взгляд сокола на происходящее.

В своей фирменной манере режиссер, сценарист и актер в одном лице смешивает в единое целое юмор, зарисовки народной жизни, шикарные картины природы, игру в кадре настоящих животных, комедию, драму, море крови, философию, фарс и пару эксцентрических моментов. На выходе получается то, что нужно. Каждый ингредиент киноблюда от Кустурицы не теряет своей уникальности, но составляет неотъемлемую часть чего-то нового, неразделимого целого.

Мастерски сделана компьютерная графика, хотя для Эмира это первый фильм, снятый не на пленку. Вы даже не заметите, что кровь подкрашена на компьютере, некоторые сцены склеены из малейших кусочков. На экране все смотрится так, будто так и задумано. Еще более органично музыкальное сопровождение, созданное сыном режиссера, сценариста и актера Стрибором Кустурицей. На протяжении всего фильма звучит настоящая симфония человеческой жизни. Палитра композитора настолько велика, что он смело играет на контрастах, яркие жизнеутверждающие балканские наигрыши могут с легкостью моментально трансформироваться в металлическую поступь смерти, отражая жизнь в военное время.

Как зарождается любовь и химия между исполнителями главных ролей, не знает никто. В какой момент девушка, просто смотря вместе с парнем какой-нибудь фильм, решает, что она хочет подвинуться ближе к своему спутнику? Что пробуждает в парне чувства? Почему из двух любящих мужчину красоток его потянет магнитом только к одной, и за счет чего актеры добиваются такого слаженного ансамбля на площадке, как в фильме «По Млечному пути»? Этот мир полон необъяснимых тайн и безрассудных поступков. Их так много, что даже Эмир Кустурица за всю свою творческую жизнь не успеет рассказать о каждом отдельно взятом случае. Впрочем, ему и не надо биться над разгадкой человеческого подсознания и пытаться выявить мотивы, побуждающие людей на безумства. Достаточно просто делать кино на высшем уровне, как он умеет, и зрители узнают ответы на все вопросы без лишних слов.

Конечно, «По Млечному пути» - не лучшая работа Эмира Кустурицы. В отличие от предыдущих картин режиссер, сценарист и актер сосредоточил свое внимание на теме любви, следовательно, перемести Косту, Милену, Жагу Божовича и Брайт из зоны югославских боевых действий, например, в очередь за временной регистрацией в ЦОН, мало кто заметит подмену декораций. Зрителям, привыкшим к акценту Кустурицы на размышления о судьбе страны, которой больше нет, будет непросто смотреть «По Млечному пути» - фильм, пусть и трагичный, но с уклоном в лирическую сферу. Хотя не стоит забывать, что поведение влюбленных людей порой приносит больше вреда, чем действия некоторых мировых держав…

Впрочем, это совсем другая история, поэтому просто в очередной раз сделаем поклон с фиксацией перед мастерством и гениальностью Эмира Кустурицы, чей стиль, как хорошее вино, с возрастом становится только лучше и «ароматнее».

Фильм уже в прокате. Расписание показов можно узнать в афише кинотеатров «Бродвея».

 

В кино ходил Альберт Ахметов

Редакция «Бродвей» благодарит за приглашение на фильм «По Млечному пути» сеть кинотеатров Chaplin cinemas.

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Игорь Вовнянко

Режиссер

Мухаммад-Али Махмадов

Актер

Тунгышбай Жаманкулов

Актер

Геннадий Балаев

Актер

Райхан Айткожанова

Актриса

Игорь Личадеев

Актер

Жанат (Жан) Байжанбаев

Актер