È

Сомнение Борна

Рецензия на фильм «Джейсон Борн»

Со второй недели осени в прокате стартует фильм режиссера Пола Гринграсса «Джейсон Борн», пятый в пенталогии про американского спецагента, потерявшего память и теперь страдающего из-за своего сумрачного прошлого. В главный роли неизменный Мэтт Деймон (новоиспеченный обладатель «Золотого Глобуса»), во второстепенных ролях Алисия Викандер (лауреатка премии «Оскар» этого года), ветеран американского кино Томми Ли Джонс и один из самых востребованных французских актеров в Голливуде Венсан Кассель.

Стабильность Борна

Создатели фильма (сценаристы Гринграсс и Кристофер Раус) не стали заморачиваться и назвали новую часть именем главного героя. Да и сюжетным наполнением в общую историю жизни агента фильм не особо выделяется. Сиквел «Ультиматума Борна» - не первая в цепочке картин и, скорее всего, не последняя. На это намекают финальная часть и бокс-офис – фильм уже собрал в два раза больше потраченных финансовых средств. Не до конца выясняется, кто такой Джейсон Борн и для чего его создали руководители ЦРУ. И, видимо, не скоро это выяснится. Франшиза стабильно собирает кассу, образ и мифология взбунтовавшегося агента все еще привлекают интерес публики и, похоже, будут пользоваться популярностью в ближайшие годы. Мэтт Деймон согласился еще раз сыграть Борна, Гринграсс (без которого Деймон не хочет играть) наверняка не будет против. Все схвачено, машина работает. Но, к сожалению, эта стабильность местами оборачивается повторяемостью и шаблонностью в некоторых элементах общей конструкции фильма.

Фирменные динамичные сцены, с помощью которых и прославились первые фильмы про Борна в начале 2000-х годов, уже как-то надоедают и навевают скуку. Дрожащая камера оператора Барри Экройда по задумке направлена на то, чтобы взоры зрителей были намертво приклеены к экрану на протяжении всего фильма. Или к сценам погони, драк и перестрелок. Но процесс удерживания умов и чувств протекает не в полную мощность. Удивительно, но потрясающие и очень профессионально сделанные динамичные сцены, где преследуют Борна или он кого-то преследует, занимающие почти половину фильма, вызывают если не раздражение, то равнодушие. А ведь принцип и концепция картины строятся именно на таких сценах. Драматургическая коллизия (коим отличались ранние фильмы) сведена на сей раз к минимуму. Второстепенные герои упразднены и расформированы до уровня механики. Антагонистом движет месть, друзья руководствуются личными выгодами – шаблонные наложения, пользующиеся популярностью даже в плохих голливудских фильмах. История про Борна окончательно стала фабричным продуктом – стандартно, ровно, предсказуемо. Как жвачка или банка из-под супа. Будет ли деградация стабильно нарастать и в последующих фильмах – неизвестно.

Рефлексия Борна

И все-таки фильм вызывает кое-какие размышления. Картина задевает важный актуальный общественный вопрос современности: что главнее – безопасность или свобода? Быть под наблюдением, но в порядке или иметь вседозволенность, но рисковать своей жизнью? Вызывающая споры дилемма уже разделила целые страны на- двое. Благодаря данной дихотомии появились герои нашего времени – Сноуден и Ассандж.

Размышления на тему имеют под собой и информационный повод: недавние скандалы с прослушкой американскими агентами граждан других государств, вмешательство правительства в частную жизнь, попытка властей контролировать социальные сети. Большинство цивилизованных стран не могут решить проблему до конца. Доводы разумны с двух сторон – право на собственную, скрытую жизнь незыблемо, но и терроризм обретает все большую силу. Вопрос настолько сложно решаемый, что даже суперагент Джейсон Борн задумывается. Правда, в его случае дилемма экстраполируется в другое русло: перед ним встает возможность вернуться в ЦРУ. Сомнения начинают одолевать Борна. С одной стороны, ему уже надоедает его беспокойная жизнь, когда он должен все время прятаться, скрываться и следить за всеми подозрительными лицами. От такой жизни устает даже он. С другой стороны, в ЦРУ одни предатели, убийцы и обманщики, живущие двойными стандартами. Пока другие мечутся с одной стороны баррикады на другую в этом непростом деле, Борн, ничуть не изменяя своим принципам, в конце все-таки принимает решение. И, кажется, удовлетворяется им.

Помощь Борна

По сути, образ Борна можно интерпретировать по-разному. Под определенным углом он символизирует США, страну, не имеющую прошлого (по крайней мере, богатую историю) и создавшую саму себя с нуля. Но больше всего Борн напоминает каждого из нас, когда мы запутываемся в собственных желаниях. Когда нас одолевают сумраки прошлого, холод настоящего и туман будущего. Борн – обычный человек, потерявший ориентиры в жизни, потонувший в пучинах собственных проблем. А фильм о том, как он решает эти проблемы. И в данном случае фильм «Джейсон Борн» - хороший антидепрессант, показывающий, как надо бороться со сложностями бытия.

В крайнем случае, на фильм можно сходить по одной простой причине – чтобы убедиться в том, что у некоторых проблемы в жизни (и проблемы с памятью) похлеще, чем у вас.

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на предварительный показ фильма «Джейсон Борн» сеть кинотеатров Kinopark и компанию Sulpak cinema.

Оцените рецензию

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Олег Гашков

11 сентября 2016, 17:00

Я б не сказал, что фильм скучный в детстве первые фильмы завараживающие, но данный жанр триллер не всем по душе им подавай

Болат Кисамбаев

31 июля 2017, 11:06

Вспомнить все. Меня зовут Борн, Джейсон Борн. Трилогия об агенте ЦРУ Джейсоне Борне, пожалуй, стала одной из культовых в своем роде. И казалось бы, она была логически завершена, а третья часть поставила жирную точку. Но Голливуд не был бы Голливудом, если бы не любил клепать ненужные продолжения, римейки, сиквелы и ответвления. С момента выхода первых фильмов прошло более десяти лет. Поменялась история, политика, власть и культура. На смену республиканца буша пришло руководство демократа Обамы. Ну а новые технологии стали развиваться столь стремительно, а интернет стал все глубже проникать во все сферы нашей жизнедеятельности. Не остались без внимания и такие громкие события как внутриполитические конфликты стран европейского сообщества и рассекреченные документы, слитые Сноуденом. Все это попытались отразить в новом Борне, но вышло не совсем удачно. Говоря о «Борне», нельзя не отметить, что фильмы сильно изменили сам поджанр, а его влияние весьма заметно. От «Первого мстителя» братьев Руссо и «Рейда», заканчивая самой бондианой с Дэниэлом Крейгом. От быстрых смен кадров и трясущейся камеры до атмосферы, постановки боев и использования подручных средств (Привет, Джеки Чан!) в качестве оружия. Хочется отметить, что Мэтт Деймон все также в отличной форме. Алисия Викандер прекрасно выполнила роль «говорящей мебели». Красивой мебели. Томми Ли Джонс, как всегда, прекрасен на эмоции. Ну а тема Моби все также шикарна, да только вот с сюжетом здесь явные проблемы и не состыковки. Попытка связать сюжет с прошлым Джейсона и ввести в историю отца, о котором молчали все предыдущие фильмы, на мой взгляд, не совсем хорошее решение.

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Знай в лицо

Эльжбета Груца

Актер

Агнешка Гроховска

Актриса

Рышард Гралак

Актер

Филип Фабис

Актер

Чловек Новей Эры

Актер

Вальдемар Чишак

Актер

Марцын Хохлев

Актер

Анджей Хыра

Актер