Темная сторона чести

Рецензия на фильм «Дуэлянт»

В широкий прокат выходит фильм российского режиссера Алексея Мизгирёва «Дуэлянт». Производством картины занималась компания «Нон-Стоп Продакшн» (на счету которой небезызвестные «Левиафан», «Елена», «Бесы») при поддержке Фонда кино России. Для российского кино это уже третий проект, снятый в формате IMAX.

Бывали времена…

Россия, Санкт-Петербург, 1860 год. Рассвет русской «дуэльной лихорадки». Еще тогда понятие чести и достоинства тесно переплеталось со статусом в обществе. Оскорбленные и униженные считали долгом защитить свою честь не чем иным, как кровью обидчика. Примечательно, такое развлечение могли себе позволить не все. Как сообщается зрителю в фильме, существовал некий «Дуэльный кодекс Российской империи», по которому привилегия вызова на дуэль принадлежала лишь дворянскому обществу. Однако если покопаться в истории России, дуэльные поединки находились под строгим запретом, и существование всероссийского кодекса сомнительно. Впрочем, несмотря на оплошности с историческими фактами, фильм смотрелся правдоподобно, с определенной динамикой и напряженно.

Игра стоила свеч

Изюминка фильма - нестандартная сюжетная линия. На смену плавному повествованию приходят резкие сюжетные повороты, заставляющие сидеть в напряжении и думать, почему это произошло? Подход режиссера необычен и сложен: зритель то и дело теряет нить происходящего на экране. Диалоги, которые, казалось бы, должны помогать раскрыть идею фильма, напротив, путают зрителя, и не всегда понятны. Тем самым трудно уловить, что конкретно движет персонажами, какой мотив, и есть ли он у них? В итоге рождается мысль, что некоторые сцены были урезаны. Тем не менее решение авторов использовать флэшбеки все-таки помогло увидеть картинку в целом.

С первых кадров становится ясно, что создатели картины хотели придать истории драматический и готический окрас. Непрерывные дожди, затопленные улицы Санкт-Петербурга, да и сам образ главного дуэлянта (актер Петр Федоров) погружают зрителя в жестокий и обреченный мир. Стараниями режиссера и сценариста фильма Алексея Мизгирёва романтика прошлых столетий канула в Лету. Даже небольшая любовная линия оборачивается лишь «первобытной» страстью. В фильме вы не увидите застенчивых взглядов, нежных прикосновений и, внимание, поцелуев! Зато окровавленных конечностей и трупов предостаточно, чтобы присудить «Дуэлянту» жанр триллера.

Если пройтись по ключевым персонажам, то они получились неподвижными. Герои пересекаются, ведут диалоги, но ощущения, что они живут, нет. Более того, герои не растут. Какими они предстали в начале фильма, такими и остались к финалу. При этом три ключевых персонажа: дворянин Яковлев, граф Беклемишев, княгиня Тычкова, имея тесную взаимосвязь по сюжету, находятся каждый в мире своих дум и грез. К игре актеров нет претензий, скорее, это недопонимание решения создателей сделать персонажей такими, какими они предстали перед аудиторией. Вероятно, творческая команда хотела таким способом придать героям загадочности. Получилось ли это у них, судить зрителям.

Хорошее оружие - уже полдела

Определенно видна кропотливая работа художников-постановщиков. Трепетное отношение к правдивости дуэльных сцен обязательно будет оценено зрителями. Примечательно, что в качестве опасных декоров использовались настоящие отреставрированные пистолеты, что, конечно, сказалось на восприятии всей картинки, чувствовалась их тяжесть и сила.

В фильме прозвучала хорошая фраза, возможно, банальная. Однако именно эти слова несут основную идею ленты: «Научиться целиться несложно, а вот лишить жизни – другое дело».

Бесспорно лишь одно, «Дуэлянт» имеет свой стиль, резко выделяющий его среди других российских проектов. Получился ли глубокий по смыслу фильм, пусть решит сам зритель и ответит для себя, на что он готов ради защиты своей чести и доброго имени?

В кино ходила Каскыр Айгерим

 

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на предварительный показ фильма «Дуэлянт» компанию «Меломан» и сеть кинотеатров Kinopark.

Оцените рецензию

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Вячеслав Бондаренко

07 Октября 2016, 15:11

Фильм смотрел в кинотеатре с друзьями. И мне и им понравилось. Бесспорно это лучшее российское кино в этом году. Но сюжетные повороты были уж слишком резкими и иногда непонятными. Сюжет во второй половине фильма потерял динамику, как говорится, авторы немного не докрутили. Что касается Федорова, то это его лучшая роль в кино!

Болат Кисамбаев

31 Июля 2017, 11:05

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза , Лед и пламень... Красивый Питер. Костюмы, декорации, цветокоррекция и операторская работа, тоже на уровне. Нелинейный монтаж, пожалуй, пошел только на пользу картине. Первые пол часа очень даже неплохие, но концовка слегка недожата и обрезана. Диалоги заставляют улыбнуться, а от пафоса некоторых персонажей так и хочется "застрелиться") в целом, неплохо. Весьма неплохо. И да, наверное это лучшая роль Петра Федорова, конечно не считая партии трупа в "Чистом искусстве")

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

20 Ноября, 2015

Деньги есть, теперь творчество

Рецензия на фильм Аскара Узабаева «Жол».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Февраля, 2016

Жизненная история

3 марта для маленьких и не очень зрителей выходит мультфильм «Зверополис»

Aidana Mamayeva

Мнения

30 Ноября

Штрихи к образу Лидера Нации в эпоху больших перемен

Новости персоны

08 Декабря

Галь Гадот: лучшая по версии IMDb в 2017 году

Действительно Чудо-Женщина

Знай в лицо

Ораз Абишев

Режиссер

Евгений Стрижак

Режиссер

Санжар Султанов

Актер

Виталий Мельников

Режиссер

Жанар Айжанова

Актриса

Эдмунд Гулдинг

Режиссер

Хеунг Вонг

Актер

Али Самади Ахади

Режиссер