«Турксиб»: глоток честной истории Казахстана

«Турксиб»: глоток честной истории Казахстана

В Алматы презентовали отреставрированную версию документального фильма 1929 года «Турксиб». Кинолента является одним из редких собраний подлинных видеокадров жизни в казахских степях в начале ХХ века. Картина, снятая режиссером Виктором Туриным, была одно время даже запрещенной к показу на территории СССР, так как считалась не соответствующей духу соцреализма в искусстве. Сохранившаяся пленка давно нуждалась в новой жизни.

Британский институт кино осуществил покадровую реставрацию картины Виктора Турина, к премьере подготовлены титры, и впервые создан саундтрек, исполненный государственным камерным оркестром «Камерата Казахстана» с участием приглашенных солистов. Автор музыки - известный казахстанский композитор Куат Шильдебаев.

«Мы намеренно делали такой сложный с технической точки зрения и затрат человеческих ресурсов мультимедийный проект, - говорит сопродюсер проекта, директор киноцентра «Арман» Бауржан Шукенов. - Британский институт кино после реставрации фильма признал его одним из самых лучших документальных фильмов всех времен и народов. Представляя оцифрованную версию «Турксиба», мы хотим передать молодым людям не только изображение, музыку, но и взгляд на нашу историю. Необходимо воспринимать музыку Куата Шильдебаева не столько как звукоряд к документальному фильму, а обращать внимание на тот подтекст, что она несет в себе».

Документальный фильм в 5 действиях повествует о строительстве Турксиба – железнодорожной магистрали, соединяющей Среднюю Азию и Сибирь. Первые два действия «Вода» и «Барьер» посвящены рассказу о проблемах, с которыми сталкивались жители Казахстана, - засуха, нехватка орошаемых земель, трудности с доставкой шерсти и хлопка в российские регионы, вынужденное выращивание некачественного зерна ввиду невозможности его доставки из Сибири в Туркестан, занимавший в то время территории современного Южного Казахстана и Северного Узбекистана. Последующие три действия повествуют о ходе строительства магистрали.

По словам Бауржана Шукенова, композитор, автор многих песен, снискавших народную любовь (среди них – «Отан ана») Куат Шильдебаев – один из немногих людей, кто может понять, передать смысл, заложенный в кинофильме.

Композитор ввел в состав классического европейского камерного оркестра казахские народные инструменты кыл-кобыз, домбру, сыбызгы, саз-сырнай, армянский дудук, разбавив традиционно-классическое ассорти современными барабанами, перкуссиями. Тем самым он очень точно передал дух того времени, когда традиционный привычный уклад жизни казахов претерпевал изменения. Например, лиричная тема в исполнении страдающего кыл-кобыза с развитием сюжета встраивалась в современные ритмы, отбиваемые на ударных, точно так же, как население Казахстана, помня о своих корнях, привыкало к жизни в условиях нового времени. Ведь одновременно с влиянием на традиционный уклад жизни казахов европейских ценностей в степи появились инновационные для той эпохи автомобили и поезда.

Впрочем, достаточно большие музыкальные фрагменты исполнялись исключительно народными инструментами. Это символизирует память людей о прошлом, уважительное отношение к традициям и просьба к будущим поколениям о том, чтобы они помнили о значимых событиях и выдающихся людях. Создатели проекта проделали огромную и важную работу, и на самом деле мультимедийный проект - нечто большее, чем просто показ фильма и создание саундтрека.

«Оцифровка картины и ее приведение в соответствие с нынешними стандартами – большой проект, который не был бы возможен без наших спонсоров. И я рада, что удалось оживить «Турксиб» в рамках нашего Фестиваля независимого кино Clique. Для нас проект - больше, чем кино, это прорыв, рефлексия, поиск себя, попытка самоидентификации», - говорит продюсер проекта, соорганизатор кинофестиваля Clique Наргиз Шукенова.

Куат Шильдебаев, создавая саундтрек, написал целую симфонию о Казахстане начала ХХ века. Иногда казалось, что композитор действительно смотрит шире самого фильма, в определенный момент музыка передавала более сильные эмоции, нежели картинка. Впрочем, саундтрек и немое кино шли в унисон, музыка удачно проиллюстрировала не только сам фильм, но и все тяготы, что пришлось пережить людям в те времена.

Стоит отдать должное музыкантам, которые донесли замысел композитора в том виде, как он задуман. Во время просмотра зрители порой забывали, что оркестр играет вживую на сцене, исполнители словно стали единым целым с немым кино, они были неразделимы с тем, что демонстрируется на экране. Талантливый аранжировщик Адильжан Толукпаев, известный этно-джазовыми обработками казахских народных песен, помог соединить традиционность и современные ноты, а также исполнил солирующие партии на домбре и фортепиано. Соло на других инструментах исполнили Олжас Курманбек (кыл-кобыз), Санджай Альмишев (дудук), Марат Ахметжанов (ударные), Азамат Бакия (сыбызгы, саз-сырнай), дирижер камерного оркестра «Камерата Казахстана» - Павел Тарасевич, художественный руководитель - народная артистка Казахстана Гаухар Мурзабекова.

 

Альберт Ахметов

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Мнения

18 Февраля, 2016

Минувший год в казахстанском кино: заключительная часть

Карим Кадырбаев подвёл итоги 2015 года. 

Aidana Mamayeva

Мнения

13 Января, 2016

2015 год в казахстанском кино. Часть 3

Заключительная часть киноитогов Карима Кадырбаева за 2015 год.

Flyin_Hi

Мнения

28 Августа

7 самых ожидаемых фильмов сентября 2017

Игра на прежних образах и уже сделанном – тренды сентября 

Brod.kz

Мнения

9 Января, 2016

2015 год в казахстанском кино. Часть 2

Карим Кадырбаев подводит киноитоги 2015 года.

Flyin_Hi

Ретроспектива

18 Ноября

Старейшие кинотеатры стран Советского союза

Ретроспектива

18 Ноября

Старейшие кинотеатры стран Советского союза

Краткий экскурс в историю кинематографа 

Знай в лицо

Вик Муниз

Актер

Михаил Жигалов

Актер

Давид Дастмалчян

Актер

Бруно Фрейндлих

Актер

Кэра Сеймур

Актер

Джон Хендерсон

Режиссер

Павел Кнорр

Актер

Тор Стокке

Актер