È

«Союзники»: Вариации на тему

Рецензия «Союзники»: Вариации на тему

Роберт Земекис - не самый выдающийся режиссер. Ему в 90-е годы прошлого века интуитивным образом удавалось лавировать между вкусами масс, запросами поколения и мнениями критиков, академиков и прочих членов кинематографических ассоциаций. Своеобразного и четко очерченного стиля или, по крайней мере, вкусовой последовательности в его фильмах не наблюдается. Была у него пара культовых фильмов, завоевавших мировую славу и точно попавших в нерв своего времени, но в этом скорее заслуга сценаристов и самого Земекиса-сценариста, нежели его режиссерских прозрений. Его кинематографическую слабость как постановщика доказывают последние картины, не снискавшие успеха у публики и не ставшие запоминающимися точками в истории кино, – «Беовульф», «Экипаж», «Прогулка» и в том числе «Союзники». Неудачи фильма связаны и с технологическими устройствами картины, с механикой ремесла. Миллиметровые изменения с отрицательным вектором в каждом из отсеков фильма, таких как сценарий, актерский элемент, ритм режиссуры (фильм раскачивается долго, первый час можно пропустить), атмосфера, сливаясь, тянут фильм ко дну. В потенциале ленты присутствует несколько тем, мотивов, и Земекис из них больше делает вариации, чем раскрывает их.

 

Война

«Союзники» – военный фильм, напоминающий другие военные фильмы. Хорхе Луис Борхес в одном из своих рассказов писал, что одна определенная книга – сразу обо всех книгах и все книги – одна книга. Продолжая эту метафизическую сентенцию, можно предположить, что все фильмы связаны. Постмодернистский мотив смешения можно применить и к произведению Земекиса. Хорошо это или плохо – вопрос второй. С одной стороны, веет прекрасным и легким ветром ностальгии, столь дорогой для синефилов и киноманов, ведь фильм «Союзники» изобилует отсылками не просто к рядовым фильмам, а к культовым, таким как «Касабланка» Кертиса, фильмам Капры, «Бонни и Клайду», шедеврам Голливуда военной эпохи. Культурные коды сразу расшифровываются: Марион Котийяр в роли la femme fatale, Брэд Питт как смесь Богарта, Бонда, Габена, война как символ сразу всех войн или всех фильмов о войне, детали Второй мировой в глазах европейцев и американцев – шпионаж, двойные агенты, суперсекретные отделы секретных организаций. Налицо все атрибуты. Но не в этом дело. Все бы хорошо, если бы это не мешало следить за рассказом. Постоянно отвлекаешься, ловишь себя на том, что первое где-то видел, второе где-то слышал, а третье вообще настолько штампованно и набито клише, что даже не хочется ни смотреть, ни слышать. Например, Брэд Питт все время напоминает своего героя из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Полезно для фильма или нет – все равно отвлекает, наводит на ложные и ненужные ассоциации.

 

Любовь

Как все-таки важно сохранять законы драматургии! Героине Котийяр – Марианне – не сочувствуешь как во время фильма, так и в конце. Хотя должны были (чувствуется по потугам режиссера, старающегося всеми силами достичь эффекта на протяжении сеанса). После просмотра долго ломаешь голову, спрашивая себя о том, почему не появились слезы во время титров или хотя бы сочувствие к отважной Марианне. Даже винишь себя в черствости. Но все проще: некому сочувствовать. Мы не знаем, кто она такая – Марианна, супруга Макса Ватана. Она, конечно, агент спецслужб, но не настолько. Если даже враги и друзья не знают ее личности, то хотя бы зритель должен знать. Мы не узнаем ее прошедшую жизнь, ее реальную, даже ее настоящего имени. Как тут сочувствовать? Дальше идет цепная реакция – не понимаем, не любим, отторгаем, бросаем. Из этого же и следуют показанные/показные отношения Макса и Марианны. Страсти нет. Актерского контакта между Питтом и Котийяр не видно. Как будто над картиной витает строгий дух Анджелины Джоли.

 

Смерть

«Союзники» – забальзамированный фильм. Слишком рассчитанный-просчитанный, что неудивительно, учитывая бюджет и наличие больших звезд в главных ролях. Именно сухость, ум (и то не до конца доведенный) отличают его от той же «Касабланки». Последний был сделан на злобу дня, впопыхах, полуимпровизационно. Но именно в вынужденном цейтноте прорезались страсть, чудо, магия кино. Я не говорю, что Земекису надо было снимать про военные действия в Сирии при ограниченном бюджете. Но в съемочном процессе место свободе, воздуху, импровизации всегда должно быть.

Иначе фильм не откроет новые темы, сам не станет темой. А будет лишь вариацией.

 

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на предварительный показ фильма «Союзники» компанию Good Cinema и сеть кинотеатров Kinopark.

Оцените рецензию

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

30 июля 2017, 01:14

Свой среди чужих, чужой среди своих. На этой неделе в прокат вышла новая картина голливудского мастодонта Роберта Земекиса, повествующая о тяготах второй мировой. Казалось бы, заезженная тема, военные драмы уже слегка поднадоели, но режиссеру удалось взглянуть на эту тему немного с другой стороны и представить на суд зрителям что-то новое, интригующее и интересное. Главные роли в шпионском триллере сыграли французская актриса Марион Котийяр и не нуждающийся в представлении Брэд Питт. Впрочем, у фильмотографии Питта это уже не первая колоритная роль, действие которой происходит на фоне второй мировой. Сразу же на ум бросается "Бесславные ублюдки" Тарантино и "Ярость" Дэвида Эйра. Многие сравнивают "Союзников" с "Мистером и миссис Смит", но скажу сразу, что эти фильмы объединяет лишь наличие одного и того же актера в касте и некоторые схожие элементы сюжета в первом акте. Во всем остальном же, фильмы абсолютно разные, по духу и атмосфере картина скорее напоминает прошлогодний "Шпионский мост" Спилберга, ну а концовка по динамике и накалу не уступает "Семи" Финчера, - другой картине с участием все того же Питта. Ну и, пожалуй, нельзя не отметить, что Земекис скорее всего вдохновлялся "Касабланкой" Майкла Кёртица. В целом, мы получили очень крепкую картину, политический триллер, в котором все элементы выверены и работают так как они должны работать.

Болат Кисамбаев

30 июля 2017, 01:17

я канеш все понимаю, но заголовок неочем ваще)

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Куаныш Жылжаксынов

Актер

Ален Ниязбеков

Режиссер

Дидар Джексеков

Актер

Эльдар Джабраилов

Оператор-плейбэк

Александр Рубанов

Оператор – постановщик

Нариман Туребаев

Режиссер