È

«Союзники»: Вариации на тему

Рецензия «Союзники»: Вариации на тему

Роберт Земекис - не самый выдающийся режиссер. Ему в 90-е годы прошлого века интуитивным образом удавалось лавировать между вкусами масс, запросами поколения и мнениями критиков, академиков и прочих членов кинематографических ассоциаций. Своеобразного и четко очерченного стиля или, по крайней мере, вкусовой последовательности в его фильмах не наблюдается. Была у него пара культовых фильмов, завоевавших мировую славу и точно попавших в нерв своего времени, но в этом скорее заслуга сценаристов и самого Земекиса-сценариста, нежели его режиссерских прозрений. Его кинематографическую слабость как постановщика доказывают последние картины, не снискавшие успеха у публики и не ставшие запоминающимися точками в истории кино, – «Беовульф», «Экипаж», «Прогулка» и в том числе «Союзники». Неудачи фильма связаны и с технологическими устройствами картины, с механикой ремесла. Миллиметровые изменения с отрицательным вектором в каждом из отсеков фильма, таких как сценарий, актерский элемент, ритм режиссуры (фильм раскачивается долго, первый час можно пропустить), атмосфера, сливаясь, тянут фильм ко дну. В потенциале ленты присутствует несколько тем, мотивов, и Земекис из них больше делает вариации, чем раскрывает их.

 

Война

«Союзники» – военный фильм, напоминающий другие военные фильмы. Хорхе Луис Борхес в одном из своих рассказов писал, что одна определенная книга – сразу обо всех книгах и все книги – одна книга. Продолжая эту метафизическую сентенцию, можно предположить, что все фильмы связаны. Постмодернистский мотив смешения можно применить и к произведению Земекиса. Хорошо это или плохо – вопрос второй. С одной стороны, веет прекрасным и легким ветром ностальгии, столь дорогой для синефилов и киноманов, ведь фильм «Союзники» изобилует отсылками не просто к рядовым фильмам, а к культовым, таким как «Касабланка» Кертиса, фильмам Капры, «Бонни и Клайду», шедеврам Голливуда военной эпохи. Культурные коды сразу расшифровываются: Марион Котийяр в роли la femme fatale, Брэд Питт как смесь Богарта, Бонда, Габена, война как символ сразу всех войн или всех фильмов о войне, детали Второй мировой в глазах европейцев и американцев – шпионаж, двойные агенты, суперсекретные отделы секретных организаций. Налицо все атрибуты. Но не в этом дело. Все бы хорошо, если бы это не мешало следить за рассказом. Постоянно отвлекаешься, ловишь себя на том, что первое где-то видел, второе где-то слышал, а третье вообще настолько штампованно и набито клише, что даже не хочется ни смотреть, ни слышать. Например, Брэд Питт все время напоминает своего героя из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Полезно для фильма или нет – все равно отвлекает, наводит на ложные и ненужные ассоциации.

 

Любовь

Как все-таки важно сохранять законы драматургии! Героине Котийяр – Марианне – не сочувствуешь как во время фильма, так и в конце. Хотя должны были (чувствуется по потугам режиссера, старающегося всеми силами достичь эффекта на протяжении сеанса). После просмотра долго ломаешь голову, спрашивая себя о том, почему не появились слезы во время титров или хотя бы сочувствие к отважной Марианне. Даже винишь себя в черствости. Но все проще: некому сочувствовать. Мы не знаем, кто она такая – Марианна, супруга Макса Ватана. Она, конечно, агент спецслужб, но не настолько. Если даже враги и друзья не знают ее личности, то хотя бы зритель должен знать. Мы не узнаем ее прошедшую жизнь, ее реальную, даже ее настоящего имени. Как тут сочувствовать? Дальше идет цепная реакция – не понимаем, не любим, отторгаем, бросаем. Из этого же и следуют показанные/показные отношения Макса и Марианны. Страсти нет. Актерского контакта между Питтом и Котийяр не видно. Как будто над картиной витает строгий дух Анджелины Джоли.

 

Смерть

«Союзники» – забальзамированный фильм. Слишком рассчитанный-просчитанный, что неудивительно, учитывая бюджет и наличие больших звезд в главных ролях. Именно сухость, ум (и то не до конца доведенный) отличают его от той же «Касабланки». Последний был сделан на злобу дня, впопыхах, полуимпровизационно. Но именно в вынужденном цейтноте прорезались страсть, чудо, магия кино. Я не говорю, что Земекису надо было снимать про военные действия в Сирии при ограниченном бюджете. Но в съемочном процессе место свободе, воздуху, импровизации всегда должно быть.

Иначе фильм не откроет новые темы, сам не станет темой. А будет лишь вариацией.

 

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на предварительный показ фильма «Союзники» компанию Good Cinema и сеть кинотеатров Kinopark.

Оцените рецензию

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

30 июля 2017, 01:14

Свой среди чужих, чужой среди своих. На этой неделе в прокат вышла новая картина голливудского мастодонта Роберта Земекиса, повествующая о тяготах второй мировой. Казалось бы, заезженная тема, военные драмы уже слегка поднадоели, но режиссеру удалось взглянуть на эту тему немного с другой стороны и представить на суд зрителям что-то новое, интригующее и интересное. Главные роли в шпионском триллере сыграли французская актриса Марион Котийяр и не нуждающийся в представлении Брэд Питт. Впрочем, у фильмотографии Питта это уже не первая колоритная роль, действие которой происходит на фоне второй мировой. Сразу же на ум бросается "Бесславные ублюдки" Тарантино и "Ярость" Дэвида Эйра. Многие сравнивают "Союзников" с "Мистером и миссис Смит", но скажу сразу, что эти фильмы объединяет лишь наличие одного и того же актера в касте и некоторые схожие элементы сюжета в первом акте. Во всем остальном же, фильмы абсолютно разные, по духу и атмосфере картина скорее напоминает прошлогодний "Шпионский мост" Спилберга, ну а концовка по динамике и накалу не уступает "Семи" Финчера, - другой картине с участием все того же Питта. Ну и, пожалуй, нельзя не отметить, что Земекис скорее всего вдохновлялся "Касабланкой" Майкла Кёртица. В целом, мы получили очень крепкую картину, политический триллер, в котором все элементы выверены и работают так как они должны работать.

Болат Кисамбаев

30 июля 2017, 01:17

я канеш все понимаю, но заголовок неочем ваще)

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

20 Ноября, 2015

Деньги есть, теперь творчество

Рецензия на фильм Аскара Узабаева «Жол».

Flyin_Hi

Рецензии

16 Июня

«Фото на память»: Щёлкни на смерть

Рецензия на фильм «Фото на память»

Brod.kz

Рецензии

10 Июня

«Мир Юрского периода 2»: Динозавры в беде

Рецензия на фильм «Мир Юрского периода 2»

Brod.kz

Выбор Бродвея

07 Июня

10 самых красивых улыбок

Мировое кино

29 Июня

Перенесена дата официальной премьеры пятой части «Индианы Джонса»

Съемки фильма перенесены на несколько месяцев

Знай в лицо

Паттама Пантонг

Актер

Ондасын Бесикбасов

Актер

Отар Биланишвили

Актер

Сергей Яковлев

Актер

Вера Глаголева

Режиссер

Джеймс Хеберт

Актер

Ре Касэ

Актер

Пол Тайлак

Актер