Залетная «Токал»

Залетная «Токал»

Развитие казахстанского кино дошло до такой стадии, что самые громкие и важные проекты снимают иностранные режиссеры. Помощью чужих специалистов стали «баловаться» не только исполнители госзаказа, но и продюсеры, нацеленные на коммерческий успех. Вот и Гаухар Нуртас, «понюхавшая пороху» в Голливуде, привлекла для съемок своего первого казахстанского проекта российского режиссера Евгения Чельцова, также работавшего над сценарием. В качестве звезды, на которую «клюнет» зритель, в фильм на роль второго плана приглашен актер Джексон Рэтбоун (Кайл), известный по роли Джаспера в вампирской саге «Сумерки». Впрочем, его персонаж в казахстанской истории смотрится как-то неестественно, придавая «Токал» ненужные черты голливудских фильмов.

Основной конфликт фильма лежит на поверхности. У мужчины средних лет Кайрата (Ерик Жолжаксынов) есть все: деньги, связи, престижная работа у тестя Темирлана (Тунгышбай Жаманкулов), любящая семья – жена Бота (Гаухар Нуртас), дочки Амина и Галия. Есть у него и Камилла – молоденькая девушка, с которой он уже два года спит для души. Он не желает выбирать между Ботой и Камиллой, в силу трусости или любви (истинная причина остается тайной даже по окончании фильма) остается с обеими. Но однажды обстоятельства вынуждают Кайрата сделать выбор, с кем он хочет быть. Впрочем, есть другой вариант…

Фильм «Токал» должен быть интересен как изучение феномена неофициального многоженства в Казахстане. Вообще, токал – понятие, ранее имевшее несколько иное значение. Второй женой, которая имела практически те же права, что и первая (байбише), нередко брали вдову старшего брата, чтобы сохранить род и поддержать семью материально. Теперь же токал, скорее, не вторая жена, а любовница, которая висит на шее у женатого богача. Но не все так однозначно. Интернет пестрит тысячами историй от токал. Кто-то соглашается на неофициальный статус второй жены от безысходности, другие – во имя личной выгоды, третьи, как Камилла, ждут, что их возлюбленный бросит основную семью во имя построения новой.

Уже заявлено, что фильм «Токал» ожидает широкий прокат не только в Казахстане, но и за его пределами. На первых порах зрительский интерес наверняка будет высоким. С одной стороны, уровень «токализации» в Казахстане очень высок, и эта проблема давно требовала к себе внимания кинематографистов. С другой, богатых «папиков», имеющих на своем содержании не только законные семьи, но и парочку молоденьких сексуальных любовниц, в мире тоже хватает.

Гаухар Нуртас и ее команда мудро учли запросы зрителей в разных странах. Как человек, отучившийся в США, продюсер четко понимает – то, что будет на ура воспринято в Казахстане, не продашь американскому зрителю. Впрочем, желание угодить «и вашим, и нашим» сыграло со съемочной командой злую шутку.

Почему-то оставлена за кадром история о появлении Камиллы в жизни Кайрата, поэтому трудно выбрать героя, которому хочется сопереживать. Также нет ни малейшей отсылки к истории понятия «токал». Видимо, посчитали, что заграничному зрителю это не интересно. Или российский режиссер-сценарист просто не стал заморачиваться. Но зато смачно продемонстрировали обнаженку, что для казахстанского фильма как-то слишком лихо. И да, «Токал» просто кишит избитыми философскими цитатами из соцсетей, что для опытных пользователей интернета, желавших после просмотра украсть из фильма парочку свеженьких умных мыслей, будет разочарованием.

Отдельный привет российскому оператору-постановщику Сергею Комарову. Видимо, ему так понравился один-единственный кадр с видом Алматы, что он его вставлял постоянно, когда нужно было перенестись из одного места действия в другое. Назойливее была только «скрытая реклама», которая агрессивно сопровождала все и вся. Еще одним заметным упущением стали размытые временные границы. Если в середине фильма «Токал» хотя бы появлялись титры с указанием количества пропущенных месяцев, то под конец время неконтролируемо понеслось вперед, и зритель искренне разделял чувства Кайрата, который недоумевал, когда успели так вырасти его детки.

Что касается актерского состава, то он вполне ожидаемо слабый. Неизвестно, справился бы с ролью казахстанского богача голливудский актер Марк Дакаскос, чье участие в проекте так широко анонсировалось в момент запуска, но Ерик Жолжаксынов, к сожалению, был на экране кем угодно, но не успешным богатеньким директором крупной казахстанской строительной компании. Гаухар Нуртас в образе светской львицы выглядела естественно, что, скорее всего, следствие ее работы в Голливуде и жизни в Америке, нежели результат перевоплощения.

Более приятное впечатление оставила Жанель Макажанова, известная по работе в картине Егора Кончаловского «Возвращение в А» и в киноэпопее про президента Казахстана. Но даже ее добротная работа не спасла участников экранного любовного треугольника от дефицита эмоций, переживаний. Вероятно, причина этому – сам сценарий, оказавшийся весьма пресным. Не было остроты ощущений в виде как минимум пощечин или хотя бы одной серьезной разборки. Зато временами по-театральному переигрывал народный артист РК Тунгышбай Жаманкулов, впрочем, он заслуживает аплодисменты, как минимум, за то, что просто старался честно отработать роль и благодаря своей харизме сделал своего героя самым запоминающимся и ярким в фильме.

В целом, фильм «Токал» больше похож на туристическую поездку, нежели на глубокий анализ происходящего. Тема вторых жен демонстрируется просто как имеющийся факт, авторы картины не пытаются выяснить причины этого явления, не представляют свой ответ на вопрос, кто – богатые «папики» или молоденькие девушки - инициирует отношения. Алматы, по версии режиссеров, один сплошной люкс и бизнес-класс, даже бедная любовница изначально живет в неплохой по алматинским меркам новенькой квартире. Видимо, все дело в том, что залетному режиссеру и сценаристу показывали только хорошие красивые места, поэтому их он и отобразил в своей работе. Для рекламы страны за рубежом это хороший опыт. Только вот, когда на показанный рай приедут смотреть туристы, важно, чтобы они случайно не залетели в какой-нибудь отдаленный от центра аул. Иначе культурного шока не избежать…

В кино ходил Альберт Ахметов

Оцените рецензию

3 комментария

, чтобы оставить комментарий

Асель Батырбергенова

08 Декабря 2016, 17:17

Была на презентации фильма. Проплакала, посмеялась, призадумалась. Фильм очень хороший, по настоящему добрый и честный, красивые актёры, честные характеры. Особенно понравились Бота и Ее муж. Рекомендую посмотреть. Думаю, фильм пойдёт на Оскар.

Птица вольная

09 Декабря 2016, 08:10

Потрясла игра актеров. Какой жизненный сюжет! Я не могла оторваться от экрана.

Нуреке

09 Декабря 2016, 11:11

Не знаю кто этот критик, но игра актеров просто замечательная! Сюжет захватывает, эмоции зашкаливают.

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

20 Ноября, 2015

Деньги есть, теперь творчество

Рецензия на фильм Аскара Узабаева «Жол».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Февраля, 2016

Жизненная история

3 марта для маленьких и не очень зрителей выходит мультфильм «Зверополис»

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

18 Ноября

Старейшие кинотеатры стран Советского союза

Новости персоны

19 Ноября

Парад нарядов накануне Дня благодарения

Свои наряды продемонстрировали Галь Гадот, Кейт Хадсон, Джессика Бил, Зои Салдана и другие актрисы

Знай в лицо

Логан Лерман

Актер

Билли Зейн

Актер

Даниил Вахрушев

Актер

Брэд МакМюррей

Актер

Анатолий Абрамов

Актер

Александр Вокач

Актер

Ирина Большакова

Актер

Олег Мусин

Режиссер