È

Сатыбалды Нарымбетов: ради нашего будущего мы должны чаще обращаться к прошлому

Сатыбалды Нарымбетов: ради нашего будущего мы должны  чаще обращаться к прошлому

Касым-Жомарт Токаев, в своем интервью Egemen.kz, затронул вопросы поддержки кинопроектов на исторические темы. Такие фильмы, по мнению заслуженного деятеля Казахстана, кинорежиссера Сатыбалды Нарымбетова, необходимы как для современного развития Казахстана, так и для будущих поколений, для каждого из нас.

- Эту речь из уст Президента мы ждали давно, - говорит С.Нарымбетов. Когда в 2008 году я снял исторический фильм о Мустафе Шокае, то после премьеры мы получили массу откликов от зрителей. Я тогда понял, что после обретения Независимости у нас начался процесс самоидентификации нации. Приведу такой пример.

Я помню в детстве, когда мы учили в школе историю Казахской ССР, у всех было такое ощущение, что казахский народ появился как нация после Октябрьской революции 1917 года, а до этого вообще непонятно, где мы жили, откуда пришли, может быть, на парашюте приземлились на этой территории?

В институте мы уже досконально изучали историю КПСС, историю древнего мира, а свою историю не знали и не обращали на это внимания. Потом уже, когда я начал изучать материалы о Мустафе Шокае, я по-настоящему увлекся нашей историей, узнал о Ермухане Бекмаханове, который в 1948 году в Москве защитил докторскую диссертацию о хане Кенесары и его времени. По прошествии времени, шла дискуссия, которая превратилась в судебный процесс против Бекмаханова и его отправили в Сибирь на 25 лет. Оказывается, он посмел написать, что мы до 1917 года не просто жили на своих землях, но и отстаивали свою независимость, понимаете, вот такой казус в истории.

После Мустафы Шокая, я понял, что наше поколение еще что-то знает о своей истории. Но молодое поколение ее не понимает. Поэтому ради наших детей и внуков, ради нашего будущего мы должны чаще обращаться к прошлому. У казахов есть такая поговорка «сирота тот человек, который семь колен своих не знает». Для того, чтобы семь колен своих знать, нужно вернуться в прошлое. И чтобы познать будущее, надо отталкиваться от прошлого – увидеть, кем мы были и кем стали.

А наше новое поколение к великому сожалению воспитывается на чужой истории, на фильмах Голливуда. Молодежь американизируется, а Соединенные Штаты не имеют историю, уходящую в века, это совсем молодой народ по сравнению с казахами. Американцы – это герои Джека Лондона и когда они осваивали Дикий запад (земли индейцев), у нас уже была своя территория, свои земли.

Поэтому наш Президент и говорит о том, что необходимо раскопать и восстановить свой автопортрет, исчезнувший под многовековой пылью! А для этого надо приложить много сил и проявить сильное желания каждого из нас, кто бы он ни был. Это наш святой сыновний долг. В первую очередь это историки, художники и особенно — кинематографисты.

Меня огорчает только, что появляются скептические отзывы – опять исторические фильмы, у нас нет кадров. Мы, в который уже раз, наблюдаем это скептическое отношение к казахскому кино. Но, послушайте, у нас есть много талантливых ребят, которые даже во время карантина, получали заслуженные призы. Почему мы не поддерживаем их через наш отечественный кинопрокат?

Мы видим, что нашему зрителю практически не показывают наши фильмы, и поэтому надо вернуть кинопрокат в родное лоно, чтобы кинотеатры демонстрировали больше отечественных фильмов, нежели голливудскую продукцию. Понимаете, все силы нужно приложить, чтобы повернуть прокат к своему кино.

Не все понимают, что, прокатывая у нас иностранные фильмы, мы добровольно внедряем в сознание наших зрителей чужую нам идеологию и даже субсидируем их фильмы. А это уже небезопасно для нашего молодого еще государства. Пусть показывают голливудские боевики, европейское кино, авангард, но главное внимание нашей отечественной кинопродукции.

Сейчас нужно вернуть прокат и каждый год хотя бы один большой исторический фильм снимать. Посмотрите «Қазақ елі» плохой фильм чтоле? Очень достойный фильм. А почему такое недоверие?

Вот из-за такого недоверия к нашим кадрам на исторический фильм «Кочевник» пригласили иностранцев. У нас были тогда достойные претенденты, один из главных - Тимур Бекмамбетов, затем Абай Карпыков, Ардак Амиркулов, но их даже не рассматривали. Всегда у нас срабатывает такой психологический фактор– в чужом саду яблоки больше и слаще. Но у нас тоже яблоки вкусные, только надо их вкусить.

 

Превью: baribar.kz

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Кайрат Конуров

13 января 2021, 23:24

Полностью согласен. Народ должен знать свою историю.

Рекомендуем

Новости персоны

3 Февраля, 2016

Динара Бактыбаева стала «Золушкой Зауре»

Актриса скоро предстанет в образе современной Золушки на телеканале «Хабар».

Aidana Mamayeva

Новости персоны

26 Января, 2016

Премия «Оскар» - 2016: Призывы к бойкоту не подействовали

Крис Рок готовит новые монологи к церемонии «Оскара».

Flyin_Hi

Новости персоны

10 Сентября, 2015

Режиссеры из «Жургеновки». Часть 4

Наш сегодняшний герой, режиссёр монтажа – Берик Жаханов.

Flyin_Hi

Новости персоны

7 Августа, 2015

Режиссеры из «Жургеновки». Часть 3

«Сатыбалды Нарымбетов - это мой крестный папа! Но он – мэтр, ему легко, а мы «зеленые» – барахтаемся».

Flyin_Hi

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Знай в лицо

Куат Тлеубаев

Художник - постановщик

Мурат Мукажанов

Актер

Алибек Данабай

Актер

Диана Ашимова

Продюсер

Эмир Байгазин

Режиссер

Жалгас Кланов

Актер

Эрик Тазабеков

Актер