È

Восстанет ли «Феникс»?

Восстанет ли «Феникс»?

Еще не успели утихнуть отголоски скандала, связанного с воистину эпическим сериалом «Казахское ханство», как среди казахстанских кинематографистов вновь разгорелось недовольство. В этот раз Талгад Жаныбеков, прославивший свое имя фильмом «Joker», решительно взялся за новый проект «Феникс» и столкнулся с печальным обстоятельством - министр культуры и спорта, Арыстанбек Мухамедиулы, чье имя в последнее время не сходит с полос казахстанских СМИ, выделил мало денег. Всего 100 миллионов, которые естественно (о чем речь вообще?) уже потратили. Вернее, конечно, не потратили, а освоили! Причем осваивали сумму в четком соответствии текущему плану на год. Далее случились кадровые перестановки в кабинете министров - финансирование проекта остановилось, наступила печаль и огорчение.

Отвечая на вопрос корреспондента Tengrinews.kz, Арыстанбек Мухамедиулы заявил, что для выделения финансов создатели должны доработать некоторые детали перед запуском в производство: «На предподготовку фильма «Феникс» им дали 100 миллионов тенге. (...) Я режиссеру говорю, что я поддерживаю фильм, но к себе в союзники он должен взять ведущих и узнаваемых мастеров. Когда он сам режиссер, сам продюсер, сам автор сценария, то это вызывает у меня сомнение. Если бы он был мастером, как Ермек Турсунов, Ардак Амиркулов, конечно, я бы отдал. А он упорно говорит, что будет сам снимать. Тем более они просят 550 миллионов тенге, это больше 3 миллионов долларов. Я не против «Феникса». Только пусть они хорошенько отшлифуют сценарий, свое финансовое обоснование и самое главное, чтобы была хорошая творческая группа».

В кои-то веки можно не только понять нашего министра культуры и спорта, но и согласиться с его дальновидным решением и даже, наверное, порадоваться, что не все еще потеряно в области культуры. Может быть, в дальнейшем образуется уже какой-то фильтр, который будет отбрасывать все ненужное на стадии пре-продакшна, а может даже (чем черт не шутит) и на стадии читки сценария? Здесь, чтобы читателем было понятнее, я приведу краткое описание будущего «научно-фантастического триллера»:

Серия на первый взгляд несвязанных между собой научных экспериментов влечет цепную реакцию, меняющую вращение планеты Земля и ставящую под угрозу привычную жизнь. Людей ждут разрушительные землетрясения, сдвиги тектонических плит, 120-градусная жара и 180-градусный холод.

Научные светила, Ахметов и Скворцов, уехав когда-то из стран бывшего Советского Союза, возвращаются, чтобы на родной земле дать отпор глобальной опасности. Из всех действующих космодромов планеты был выбран «Байконур», как самый надежный. С него и должна будет стартовать ракета с аппаратом «Феникс» - надежда всего человечества.

  • Авторы сценария: Талгад Жаныбеков, Гизат Султанов
  • Режиссер-постановщик: Талгад Жаныбеков
  • Художник постановщик: Мунир Ахмеджанов
  • Продюсеры: Сергей Беспалов, Тунгышбай Жаманкулов , Талгад Жаныбеков
  • В фильме примут участие: Тунгышбай Жаманкулов, Толепберген Байсакалов, голливудские актеры
  • Жанр: научная-фантастика

Как хорошо видно даже из синопсиса, Талгад Жаныбеков снова будет и чтец и жнец и на игре дудец. Хорошо это, или плохо? Многие режиссеры сами пишут сценарии, сами снимают и даже умудряются сыграть одну из ролей. Ничего криминального в этом, конечно же, нет. Однако в этом конкретном случае беспокойство министра весьма обосновано. В связи с этим предлагаю начать по порядку. С одной стороны синопсис будущей картины ничего страшного не предвещает. Будущий фильм-катастрофа, основан на стандартном голливудском шаблоне, который давно и весьма успешно опробован не одним голливудским режиссером. Кажется, что все логично: чтобы было зрелищно, вначале нужно, чтобы было затратно. Дайте денег, и мы сместим вам Землю-матушку с орбиты не хуже Роланда Эммериха. В связи с этим понятно негодование создателей картины, которые уверенно и не без витиеватости написали официальное письмо Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, в котором просят «разобраться в сложившейся ситуации и проверить на компетентность руководство Министерства культуры и спорта РК и подведомственные ему службы, так как вызывает крайние сомнения их профессионализм в вопросах кинопроизводства и культуры» (орфография и пунктуация соблюдены - Прим. Ред.).

Талгад Жаныбеков
Талгад Жаныбеков

С другой стороны у многих посмотревших фильм «Joker» сомнения в профессионализме вызывает как раз таки сам Талгад Жаныбеков. Все, кто видел этот залихватский нуар-триллер, знают не понаслышке, что катастрофа - это не обязательно жанр, но иногда и следствие неправильной организации труда на съемочной площадке. Любую, даже самую интересную задумку нужно уметь довести до ума. В данном случае, если бы, как минимум были переписаны диалоги (сценарист) и отсечено все лишнее (редактор кино), фильм никогда бы не заслужил такого негатива в свой адрес и уж точно продержался бы в прокате намного дольше. А теперь представим себе восстановление ядра (солнечного! как до него ручки то добрались?) в условиях казахстанского блокбастера?

Есть еще один момент, о котором постоянно упоминается во всех источниках сети - некая российско-американская компания Aldamisa Entertainment (иногда упоминаемая, как «третья по крупности студия независимого кино в Голливуде») подписала контракт с «Казахфильмом», по которому обе стороны обязались выделить на производство картины по 550 миллионов тенге.

До этого компания Aldamisa продюсировала такие проекты, как «Город грехов 2» и «Мачете убивает», которые со свистом пролетели в прокате при совокупном бюджете в $150 млн., собрав только $53,6 млн. Роберт Родригез, будучи режиссером и продюсером обоих фильмов, через суд потребовал у владельцев Aldamisa Entertainment Сергея и Марины Беспаловых $7,7 млн., утверждая, что был вынужден за собственный счет оплачивать работу сценариста. Те в свою очередь обвинили в нарушении договоренностей самого режиссера и приготовили ответные иски — на $50 млн. Закончилось дело довольно просто - Родригез посчитал, что в его положении лучше не иметь каких-либо претензий денежного характера и согласился на мировую.

Сергей БеспаловДэнни Трехо и Сергей Беспалов
Сергей Беспалов

Интересно, но вот, что говорит сам Сергей о рисках кинопроката:

«Принципиальная разница между российским и американским независимым кинопроизводством состоит в том, что в России люди, вкладывающие деньги в кино, имеют 100%-ную возможность их потерять, потому что никто не может предсказать, насколько хорошо или плохо пойдет кино. В американском независимом кинематографе все подчиняется математическим расчетам: существует метод для подсчета сумм, которые можно потерять. Во всех наших проектах я ставлю планку - 30%. Это - максимум, который я могу себе позволить потерять в случае провала. Если изначальные риски превышают этот лимит, то я не запущу этот проект в производство, каким бы привлекательным он ни казался».

Похоже, господин Беспалов просто не смотрел кинокартину «Joker» и слабо представляет себе, на что у нас способны энергичные люди без творческих тормозов.

Теперь вкратце ознакомимся с тем, что написано на сайте, посвященном проекту «Феникс» turanbusiness.com:

«Совмещая в себе бурно развивающийся кинематограф бывшей Советской республики, а также легендарный голливудский опыт производства кинопродукции мирового уровня, данное международное сотрудничество стремится стать первым толчком к дальнейшим копродукциям между Aldamisa Entertainment и киностудией «Казахфильм».

Где вы видели, чтобы фильмы-катастрофы, да и вообще блокбастеры мирового уровня были произведены на базе, пусть даже и «третьей по крупности» студии независимого кино? Или может быть техническое оснащение подобного уровня должен предоставить как раз таки «Казахфильм» и лично министр культуры? Мы же, наверное, еще можем отличить «независимое кино» от «высокобюджетного»? Хотелось бы узнать, каким образом будут осуществляться такие глобальные планы? Одни сплошные вопросы. Представим на секунду, сколько специалистов высочайшего класса должно работать на подобном проекте: художники, операторы, гримеры, специалисты по компьютерной графике, монтажеры, звукоинженеры... И 1 миллиард 100 тысяч тенге на все про все. Не сходятся у меня в голове концы с концами, хоть убей. Хотя вот на сайте «Комсомольской правды» написано черным по белому: «Партнер этого международного проекта - американская кинокомпания Aldamisa entertainment - обещала со своей стороны взять расходы на гонорары американских кинозвезд и организацию проката фильма во всем мире».

То есть 550 миллионов тенге на гонорары голливудских актеров (а будут и такие?), прокат фильма и 550 миллионов на все остальное. Кто-то не умеет просчитывать сметы, либо отчаянно мутит воду. Кстати говоря, Министерство культуры и спорта потребовало предоставить отчет по полученной сумме в 100 миллионов, что создатели картины сочли возмутительным, поскольку: «нужно соблюдать взаимоуважение и доверие к партнерам».

Читаем дальше:

«Съемки будут проходить в Республике Казахстан (Астана - Алматы - Байконур), России (Москва) и Соединенных Штатах Америки (Лос-Анджелес). В фильме будут использоваться новые технологии для казахстанского кино. Здесь явно намечается прорыв в этом жанре для казахстанского кинематографа».

В каком жанре прорывать будем, товарищи? В том же, в котором упоминаемый выше Роланд Эммерих, или же в том, в котором сняли «Заговор Оберона»? Разница есть и она весьма существенная!

Теперь зайдем на еще один сайт, который удивительно похож на предыдущий tolafilm.com:

«Кинокомпания «Tolafilm», созданная Талгадом Жаныбековым, занимается кинопроизводством с 2009 года. За это время свет увидели такие картины, как «Разговор», продюсер Ренат Давлетьяров. «Joker», продюсер и режиссер Талгад Жаныбеков. В производстве находится совместная кинокартина «Феникс», АО «Казахфильм» и ALDAMISA entertainment.

«Позиция кинокомпании - это создание кинопроектов в безусловном качестве, принятом в мировом киномейнстриме. Используя концептуальное мировоззрение, передовые методы кинороизводства, жанровый подход в драматургии, мы создаем фильмы, находящие своих зрителей по всему миру».

Все понятно - киномейнстрим и жанровый подход. Именно это, я думаю, обеспечит в дальнейшем кассовые сборы. Надо только заранее предупредить зрителя о том, что будет «безусловное качество», а то блогеров и журналистов в прошлый раз не предупредили, и было неловко.

Далее:

«Дебютной работай стал кинопроект «Joker», нуар-история современного Героя. Сценарий был одобрен рядом ведущих кинематографистов, что не в последнюю очередь сподвигло к последующим съемкам. Вышедший в дальнейшем фильм получил очень хорошую критику» (орфография и пунктуация сохранена - Прим. Ред.).

Вот оно как, фильм получил очень хорошую критику! Страшно представить, что в представлении создателей фильма - плохая критика. Хотя я бы посоветовала в данном случае использовать слово «отзыв».

Aldamisa entertainment
Aldamisa entertainment

Учитывая все это, хочется отметить, что недаром президент республики Нурсултан Назарбаев сказал не так давно:

«То, что мы тратим сейчас на «Казахфильм», надо просто полностью пересмотреть. Куча денег. Мы никогда не давали им столько денег». На мой субъективный взгляд, правильно, что не дают денег. Боюсь, локальное ускорение частиц в сознании некоторых кинопроизводителей весьма негативно повлияет на последующие сборы в кинопрокате. Не говоря уже о том, что снять Байконур «крупным планом» - еще не значит, что фильм «Феникс» «принесет больше преференций для формирования выгодного имиджа Казахстана».

Текст: Елена Кударова

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Фильмы-юбиляры

50 юбилеев «Казахфильма»

Aidana Mamayeva

Хочешь сняться в кино - плати!

Участились случаи лже-кастингов

Aidana Mamayeva

Восстание «Феникса»

Коллеги поддержали Талгада Жаныбекова

Каскыр Айгерим

Казахстанское кино

14 Августа, 2013

Казахстанский «Joker». Скоро на экранах

Мистический боевик «Джокер» выйдет в прокат уже этой осенью. А пока, в преддверии этого события, мы представляем вашему вниманию интервью с создателями фильма и трейлер.

Виталий

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Бейли Хопкинс

Актер

Сара Кларен

Актер

Мэтт Лофгрен

Режиссер

Дилан Бруно

Актер

Эрик Робертс

Актер

Марк Марголис

Актер

Крис Бруно

Актер

Дафна Зунига

Актер