È

10 сиквелов, которые не хуже первой части

10 сиквелов, которые не хуже первой части

Название этой статьи уже подразумевает то, что обычно продолжения художественных произведений, связанных с оригиналом фабульно, тематически или атмосферно, бывают вторичными и менее качественными. На это есть разные причины. В основном из-за финансовой составляющей. Особенно в таком виде искусства и индустрии одновременно как кинематограф. Снимать кино – самый дорогостоящий из всех видов творчества и самый творчески сложный процесс в бизнесе. И продюсеры, зачастую стараясь не рисковать и заработать на приемах и фишках первого фильма, начинают повторять и повторять уже сделанное, выстраданное и просмотренное. Высасывания сока из успешных элементов длится по-разному, зависит от таланта и потенциала оригинальной темы или сюжета – хватает иногда на один сиквел, иногда на целую франшизу из шести или семи частей. Но творение или, словами продюсеров, «творческая единица», однажды заканчивается и энергия истрачивается навсегда, даже если это книга сказок «Тысяча и одна ночь» или фильм «Бесконечная история». С другой стороны, есть проблема создателя, который старается в новом своем фильме продолжить историю и расширить ее, сделать свой мир лучше, сложнее, больше. Иногда это получается, иногда – нет. В этом топе мы собрали список тех сиквелов, в которых чувствуются попытки создателей и авторов уничтожить щель и открыть дверь полностью, не боясь финансового риска или творческого кризиса. В этом списке нет популярных франшиз, кинокомиксов. Здесь фильмы, можно сказать, авторские, где режиссер принимал участие почти во всех этапах производства и старался запечатлеть те темы, которые его мучают и вдохновляют.


«Убить Билла 2»

Режиссер: Квентин Тарантино

Первая часть: «Убить Билла»

Дилогия Квентина Тарантино «Убить Билла» – лучшее, что он снимал за свою кинокарьеру. Там есть все жанры кино: драма, роуд-муви, комедия, вестерн, драки в гонконгском стиле и даже анимация; все фишки и любимые приемы американского кинотворца. Странствия невестки устроены так, что на фабульный шампур нанизываются все элементы, которые применял в ранних в своих фильмах режиссер и, кажется, то, что он будет применять в будущем. Может, драматургически одиссея Черной Мамбы имеет шансы наскучить рядовому зрителю к середине повествования, ведь все злодеи, конечно, неповторимы по характеру, но все же одинаковы по силе и угрозе. И только Билл, их главарь, в конце наносит самую сильную рану для Беатрикс, сообщая ей, что у нее есть дочка. Несмотря на это, мощь и размах, масштаб всех драк и убийств, трюков держит в напряжении почти все три часа. Вторая часть раскрывает всю полноту личной драмы главной героини. Да и вообще, весь проект задумывался Тарантино как цельный. Это продюсеры сделали первую часть, а затем вторую, которая, естественно, не хуже.

 

«Три цвета: Белый»

Режиссер: Кшиштоф Кесьлёвский

Первая часть: «Три цвета: Синий»

Продолжение: «Три цвета: Красный»

Кесьлёвский не самый популярный режиссер и в широких кругах киномира его знают мало. А зря. Выдающийся польский режиссер известен своим масштабным циклом из десяти телевизионных фильмов «Декалог», где в каждой серии раскрывается определенная библейская заповедь. Еще большую популярность в свое время ему принесла трилогия «Три цвета» – каждый фильм рассказывал о перипетиях запутавшихся в жизни людей, маргиналов, оказавшихся на периферии общества. Фильм применяет цвет на все уровнях повествования и формы, через детали, особенности. В каждой части видна настоящая режиссура, работа с лейтмотивами. Все три фильма имеют равнозначную силу и художественную мощь, все «Три цвета» получили множество международных призов и входят в списки лучших фильмов всех времен.

 

«Назад в будущее 2»

Режиссер: Роберт Земекис

Первая часть: «Назад в будущее»

Продолжение: «Назад в будущее 3»

Конечно же, мы не можем не включить в наш список трилогию «Назад в будущее» Роберта Земекиса и сценариста Боба Гейла, которые создали культовый фильм, до сих пор служащий опорной точкой в массовой культуре США и вообще всего мира, породивший множество пародии, повторов на тему времени, когда герой видит себя в детстве или своих молодых родителей. Все это вошло в современную систему координат развлечения и теперь узнаваемо. В Америке есть целый пласт подростков, увлекающихся разного рода непопулярными явлениями. Если проще, их называют гиками. И среди них этот фильм – по-настоящему культовый. Эта субкультура сейчас становится популярной, и они постепенно превращаются в большинство. Фестивали комиксов и масскульта прекрасно это доказывают. А переломной точкой в свое время стал выход именно картины «Назад в будущее».

 

«Матрица: Перезагрузка»

Режиссер: Ларри Вачовски, Энди Вачовски

Первая часть: «Матрица»

Продолжение: «Матрица: Революция»

Вторая часть «Матрицы» самая лучшая из всей трилогии. Потому что именно там уже появляются элементы большого аттракциона, то есть множество экшн-сцен с драками и перестрелками, но все еще держится философская линия про искусственный мир и роли человека в нем. Идеальное сочетание. И очень редко встречается, когда большой голливудский проект содержит непростую идейную и сюжетную схему. Сами вопросы, конечно, не из немецкой философии в духе Канта или Гегеля, но все же они задаются и дают пищу для размышления. Большой успех, когда через форму кино, через знаки и символы тонко передается определенная идея. В данном случае – иллюзорность бытия. Вот уже в третьей части от концептуальной начинки ничего не остается и начинаются настоящие голливудские драки и перестрелки.

 

«Прометей»

Режиссер: Ридли Скотт

Первая часть: серия фильмов про Чужого

Продолжение: «Чужой: Завет»

Авторы и в частности сам Скотт, зная, что выпрыгиванием Чужого из самых неожиданных мест (и особенно в душевых) никого не удивишь, завлекают зрителя проблемой происхождения человека, конфликтом между людьми и Создателями (Космическими жокеями). Это ведь всегда интересно, когда создание пытается противостоять своему творцу. У Скотта множество разных фильмов и его творчество в основном эклектично, но, по-моему, магистральная его тема состоит именно в противостоянии человека и бога, подчиненного и хозяина. Об этом главные фильмы знаменитого британского постановщика – «Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», «Солдат Джейн». И в «Прометее» этот конфликт поставлен четко, более расширенно, чем в ранних фильмах про космическую тварь.

 

«Ночь»

Режиссер: Микеланджело Антониони

Первая часть: «Приключение»

Продолжение: «Затмение»

«Ночь» великого итальянского режиссера вы вряд ли найдете в многочисленных топах, где собраны лучшие сиквелы всех времен и народов. Сам фильм сложно назвать продолжением предыдущего фильма Антониони. Но все же история об одной ночи мужчины и женщины, брак которых распадается с первыми лучами зари, входит в так называемую «трилогию отчуждения». Фильм продолжает «Приключение» тематически, атмосферно, системой образов и главные актеры те же, что и в «Ночи». И вообще сиквелы, это же не только сюжетное продолжение, развитие. Но это еще и вариации в какой-то степени, версии, попытки, ответвления. И этот фильм Антониони, получивший главный приз Берлинского кинофестиваля, более глубокий по части темы, ритмически слаженный и органически устроен лучше, чем две другие работы.

 

«Перед закатом»

Режиссер: Ричард Линклейтер

Первая часть: «Перед рассветом»

Продолжение: «Перед полуночью»

Линклейтер известен не только своими стилизациями и молодежными фильмами. Он еще и любит, и отчасти умеет экспериментировать с историями, которые затягиваются во времени. Американец при этом наблюдает как изменяются его герои не только по сценарию, но и вообще в жизни, как они взрослеют или стареют. Его самый известный фильм последних лет «Отрочество» на этом и построен – проект, который длился больше десяти лет – режиссер снимал главного героя несколькими сценами каждый год, наблюдая, как он взрослеет. Сжав все это, он получил мощный эффект, где человек становится взрослым на наших глазах, меньше, чем за три часа. Его трилогия «Перед…» тоже эксперимент, уже исследующий природу любви, влюбленности, которая простирается сквозь время. Молодая вначале пара встречается три раза, в разных периодах своей жизни. И каждый раз задается вопрос – эти встречи перед или же после (жизни, любви, заката, рассвета)?

 

«Терминатор 2: Судный день»

Режиссер: Джеймс Кэмерон

Первая часть: «Терминатор»

Продолжение: «Терминатор 3: Восстание машин»

«Терминатор 2» – классика, знаковый столп в истории кинематографа и без него не обходится ни один список, на какую бы тему он не был. Конечно, история знакомая с детства, с подросткового возраста или взрослого периода жизни, остается запечатанным в голове. Культовый фильм, некоторые сцены которого просто невозможно забыть или перепутать. Почему-то про первый «Терминатор» не все знают. Многие зрители не могут даже поверить, что герой Шварценеггера хотел убить мальчика в первой части. Для широкой аудитории он так и остался «шкафом», за которым можно защититься от серебряной жидкости. Именно во второй части сценария, характеры героев и типажи актеров сложились довольно органично. Что и привело к успеху. Первая серия послужила некой пробой, попыткой.

 

«Темный рыцарь»

Режиссер: Кристофер Нолан

Первая часть: «Бэтмен: Начало»

Продолжение: «Темный рыцарь: Возрождение легенды»

Наверное, самое популярное творение в фильмографии Кристофера Нолана и уж точно более известное, чем «Бэтмен: Начало», первой части в новой трилогии о Бэтмене. Смесь неонуара, реалистичности, спецэффектов и запоминающихся сюжетных поворотов. Спросите кого угодно, кто более или менее увлекается миром комиксов, супергероев, кто самый лучший злодей в истории кино и комиксов – они почти все ответят – Джокер. Это занимательный феномен, потому что роль и исполнитель соединились и образовали бесконечно харизматичного героя. Этот фильм, в какой-то степени, памятник Хиту Леджеру – хоть это и никто не планировал, и не ожидал. Собственно, в сиквеле мы узнаем о настоящих сущностях героев, в том числе и Бэтмена, персонажи раскрываются полностью, добро и зло приобретают все краски и становится понятно, кто есть кто.

 

«Крестный отец 2»

Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола

Первая часть: «Крестный отец»

Продолжение: «Крестный отец 3»

Это Коппола придумал понятие сиквела в современном понимании. В одном из своих интервью он говорит, что продюсеры хотели назвать продолжение «Крестного отца» по-другому, как это было принято в семидесятые годы. Но Коппола настоял на том, чтобы названия отличались только цифрой. Коппола одним из первых в истории кинематографа сделал большую кинотрилогию, кинематографический триптих, цельно и постепенно рассказывающий историю и раскрывающий героев, их трагедии, страхи, надежды и мечты. Хорошие сиквелы отличаются тем, что там уже не надо показывать или передавать экспозицию, изначальные данные мира этого фильма. Можно сразу начинать с побуждающих событий, конфликтов. Мы уже знакомы с персонажами, мы ждем продолжений, новых горизонтов. Умелые режиссеры, как Коппола, берут уже знакомую информацию и начинают «ваять» из нее творение, не оглядываясь на драматургические обязанности. И благодаря этому в «Крестном отце 2» мы сосредотачиваемся на Майкле Карлеоне, герое Аль Пачино, больше, глубже начинаем его анализировать, а в конце и сочувствовать этому гангстеру. Многие считают, что именно вторая часть поучилась лучшей во всей трилогии. Здесь действительно использованы многие кинематографические приемы и методы Копполы. Причем тонко и изящно. Само существование этого фильма оправдывает понятие сиквела, демонстрируя нам то, что они могут быть не только хуже фильма или же равны оригиналу, но еще и лучше.

 

Баглан Кудайберлиев

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Выбор Бродвея

20 Сентября, 2017

10 казахстанских фильмов о мамах

Картины для души и сердца

Brod.kz

Выбор Бродвея

4 Февраля, 2016

ТОП-10: Лучшие фильмы на основе реальных событий

Фильмы, снятые по реальным событиям позволяют окунуться в настоящий мир эмоций, а иногда разобраться заново в исторических событиях и понять, что именно происходило с тем или иным человеком. 

Виталий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Знай в лицо

Екатерина Мазурова

Актер

Вячеслав Тихонов

Актер

Иван Рыжов

Актер

Анатолий Баранцев

Актер

Станислав Ростоцкий

Режиссер

Валентина Владимирова

Актер

Ирина Шевчук

Актер

Мария Скворцова

Актер