10 узнаваемых композиторов в казахстанском кино
Они вступают в диалог, когда слова бессильны, их никто не видит, но хотя бы один раз услышит, без них просмотр кинофильма был бы весьма скучным занятием. Мы настолько привыкли к постоянному шуму, что звучание музыки, в том числе в кинофильмах, воспринимается как нечто должное. А ведь мало кто задумывается, что без композиторов, пишущих музыку к фильмам, кинематограф не стал бы так популярен. Скажем больше: музыка – это душа фильма, ведь даже немое кино во время показа сопровождалось игрой тапера-пианиста. Кто отвечает за душу казахстанских фильмов, узнаем прямо сейчас, вспомнив 10 наиболее популярных казахстанских кинокомпозиторов.
Мэтр современной казахстанской композиторской школы отметился рядом работ в казахстанском кинематографе. Каждая его работа в кино сравнима по масштабам замысла с симфонией, композитор мастерски соединяет звуковой мир фольклора и звучание, тембр классических музыкальных инструментов, его музыка отличается напевностью, глубиной.
Чаще всего Шильдебаева приглашают в картины на историческую тематику, либо обращенные к древности. «Гибель Отрара», «Абулхаир хан», «Мустафа Шокай», «Шал», «Жат» – далеко не полный список фильмов, где звучит музыка композитора. Особый интерес представляет работа композитора над созданием музыки к реставрированной копии документального фильма «Турксиб» 1929 года. Немая картина предоставила Куату Шильдебаеву возможность создать целую симфонию, вложив в нее свое видение событий, произошедших в Казахстане в начале ХХ века. В творческом портфолио композитора более 20 фильмов, сейчас Куат Шильдебаев создает музыку к новой работе Ермека Турсунова «Киномеханик».
Казахстанский пианист, композитор-неоклассик, нарасхват у самых лучших казахстанских режиссеров. Фортепианные и оркестровые произведения Алима Заирова представляют собой сочетание джаза, электронной музыки и классики, чаще всего романтичны и богаты изумительными по красоте звучания аккордами.
В кино Алиму Заирову необходимо совмещать свой авторский стиль с замыслом режиссера. Композитор работал в картинах Акана Сатаева «Районы» и «Дорога к матери», Жасулана Пошанова «Шлагбаум». Результат сотворчества Алима с коллегой-композитором и режиссерами, судя по отзывам зрителей, превзошел все ожидания – музыка удачно дополнила замысел, заложенный в этих фильмах. Скоро зрители оценят новую работу композитора. Случится это, когда на экраны выйдет фильм Акана Сатаева «Она» с музыкой Заирова.
Музыка этого кинокомпозитора звучит более чем в 25 отечественных кинофильмах и сериалах. Его услугами пользуются Нуртас Адамбай, Аскар Узабаев, Канагат Мустафин и другие известные режиссеры. Музыка композитора легко ложится на слух, узнаваема и стала по-настоящему визитной карточкой таких картин, как «Келинка Сабина», «Жол», «Побег из аула: Операция Махаббат». Но настоящей вершиной Никиты Карева можно назвать музыку к фильму «Он и Она». О любви невозможно рассказать словами, и от звучащей музыки зависит очень многое. И Никита Карев в очередной раз доказал, что не зря является одним из самых востребованных казахстанских кинокомпозиторов.
В фильме «Адель» Аскара Бисембина, в отличие от других казахстанских картин, музыка была главной героиней, режиссером и продюсером всего происходящего. Она двигала сюжет, рассказывала о внутренних переживаниях героев. Фактически, зритель мог закрыть глаза и, слушая музыку из фильма, создать в своем воображении собственный облик персонажей, интерьеры и декорации. Казахстанский зритель впервые так близко познакомился с творчеством композитора Павла Ли. И, кажется, с тех пор поклонников у композитора стало гораздо больше.
Композитор также работал в комедийных проектах «Осторожно, корова», «Ойпырмай, или Дорогие мои дети» и «Гламур для дур».
Звукорежиссер и саунд-дизайнер работал во многих картинах по своей основной профессии, сводя звук и работая над качеством музыки. Как показывает практика, рано или поздно такая работа «вокруг» да «около» приводит к желанию попробовать самому. Композиторский дебют Романа Бутакова состоялся в короткометражном фильме «На другой стороне» (2014 год), последней работой на данный момент является другая короткометражка «Быстрее себя». Большой работой в качестве композитора для Романа стала картина «Побег из аула. Операция Махаббат», где Бутаков стал соавтором музыки с Никитой Каревым.
Фото: voxpopuli.kz
Маститый казахстанский композитор Толеген Мухамеджанов, несмотря на занятость на административных должностях, активно пишет музыку к фильмам. Его музыка многообразна, богата гаммой эмоций и переживаний, в ней есть место первой любви и думам о судьбе родины, доступности мелодии и насыщенности гармонии.
Сейчас на счету композитора 9 работ в кино. Дебют состоялся в 1984 году в фильме «Сладкий сок внутри травы». Настоящую романтическую историю Толеген Мухамеджанов рассказал музыкой в картине «Станция любви». Крайней на данный момент работой композитора в кино является фильм «Кунанбай».
Ренат Гайсин знаком каждому казахстанцу. Его песни исполняют практически все популярные казахстанские исполнители, его аранжировки славятся полноценным звучанием, тонким ощущением гармонии и чувственной передачей образов.
Не каждый вспомнит, что узнаваемый казахстанский композитор Ренат Гайсин также «засветился» в кино. Между тем, музыкант успел создать нужную звуковую атмосферу в таких фильмах, как «Жаужүрек мың бала», «Ликвидатор» и в ряде новелл фильма «Сердце мое - Астана».
Настоящим открытием стала работа молодого композитора Абулхаира Жараскана в фильме «Казахское ханство». Специально для картины композитор создал более 25 произведений, и некоторые из них обращены к истории. Абулхаир выбрал произведения великих музыкантов Степи – домбриста Казангапа и кобызиста Коркыта, использовав их для части треков. По словам Жараскана, перед ним стояла задача максимально достоверно воссоздать времена становления Казахского ханства, и благодаря обращению к произведениям этих легендарных личностей зритель максимально достоверно погружается в атмосферу, царившую в те времена.
Композитор как раз специализируется на изучении казахской музыки, особенностей становления и развития казахских традиционных музыкальных инструментов, играет на многих из них. Кроме того, в активе Абулхаира Жараскана киноработы в картине «По пути Чингисхана» и проектах о президенте Казахстана.
Самсон Аракелян (Big Som)
Все знают его как рэпера-баскетболиста, который «качает» стадионы. Самсон Аракелян отметился в начале 2000-х рядом наград на российских хип-хоп фестивалях, возглавлял филиал Национальной федерации баскетбола в родном Актау. До сих пор его творчество пользуется популярностью, а на его альбомах учится новое поколение рэперов.
Между тем, Big Som отметился работой по созданию музыки к казахстанским кинофильмам. В своем стиле с актуальными для молодежи текстами рэпер подарил звучание фильмам «Заговор Оберона» и «Рывок». Обе картины явно не романтического склада и по настроению идеально совпали с брутальностью самого Самсона и его творчества.
Лидер и основатель группы «Уркер» постоянно пробует в новых жанрах. Помимо основного эстрадного направления, композитор создавал произведения для струнного квартета, даже играл в кино в фильме «Шуга». Кроме этого, композитор создал музыку к ряду фильмов: «Степной экспресс» (2005 год), «Оралман» (2016), «И цзын» (2017), а также к сериалам «Сельский полицейский/Ауыл сақшысы» (2014) и «Елимай» (2011). В компетентности и музыкальном таланте композитора сомневаться не приходится, да и сам Айдос наверняка решительно настроен на карьеру кинокомпозитора.
Альберт Ахметов
4 комментария
, чтобы оставить комментарий
Юлия Хоменко
14 ноября 2017, 09:17Уважаемый автор, касательно композитора Айдоса Сагат , вы публикуйте не проверенные данные!
Юлия Хоменко
14 ноября 2017, 09:22Уважаемый автор, касательно композитора Айдоса Сагат , вы публикуйте не проверенные данные! Айдос дебютировал в кино еще в 2006 году, как композитор. И до Оралмана были еще работы.
Мырзахмет
12 марта 2018, 23:46Ренат Гайсин да в одно время пел, а потом пропал. Но голос и песни должное уважения. Биг Сом, ну реп это мы в детстве слушали, сейчас я уже отошел от этой темы.
Марсик
12 ноября 2018, 18:15Айдос Сагат тагы "Дала экспрессi" фильмiне ауен жазган. Сонымен катар "И Цзин" атты кыска метражды фильмге де ауен жазган. Макалада тек бiр гана "Оралман" фильмi айтылыпты. Толыктыру керек екен.