Ерболат Тогузаков: «Если изменить уже ничего нельзя, зачем лишний раз «копаться» в себе»
Ветеран киноиндустрии - так можно сказать о Ерболате Тогузакове, шамане из первого украинского фэнтези «Сторожевая Застава». Кем он только не работал за свою почти полувековую профессиональную карьеру - и администратором, и директором, и декоратором, и помощником режиссера. Интересно, что свой актерский путь Ерболат Касымович начал в ... шестьдесят лет.
- В кино Вы работали в разных амплуа. Так, в фильме «Омпа», который вышел на экраны в 1998 году, создали декорацию с самолетом. А как Вы оцените работу художников в «Сторожевой Заставе»?
- Когда я попал в лагерь половцев, который поставили в павильоне, то если бы не знал, что это декорация, подумал бы: это - поселение, где не один год живут люди. Была передана атмосфера настоящего аула - костер, юрты, лошади... Я себя не считаю профессиональным художником-постановщиком, но могу оценить их работу, потому что в течение десятилетий наблюдал за тем, как, например, ставят ту же юрту. У меня как у администратора фильмов было, пожалуй, тысячи подобных домов.
- Ролей шаманов у Вас все же «немножко» меньше. Вас в этом образе зрители увидели в «Черной речке». Какая разница между героями того проекта и «Сторожевой Заставы»?
- Вообще, шаман - фигура религиозная, которая должна объединять вокруг веры. Он, если можно так сказать, находится между богами и людьми. Это - священник, лама. Что касается конкретных персонажей, то в «Черной речке» я играл человека, который стал шаманом, чтобы искупить свои грехи. Он хороший, а в «Сторожевой Заставе» злой. Жрец половцев не щадит даже ребенка, его задача - освободить магическую силу, которая поможет в черных делах.
- У Вашего героя очень массивный наряд. В нем очень трудно?
- Когда я смотрю фильмы - наши, американские, украинские, российские, всегда обращаю внимание на физическое состояние актеров. В кино во многих эпизодах нужна хорошая подготовка, да и вообще мне нравятся физически развитые люди. Я сам пытался с детства держать себя в форме. Когда учился в школе, занимался борьбой у легендарного тренера Вадима Псарева, воспитавшего двукратного олимпийского чемпиона Валерия Рязанцева, победителя Игр-1980 в Москве Жаксылыка Ушкемпирова, а вместе его подопечные получили почти сто наград самых престижных международных соревнований. Относительно костюма, то мне очень интересно в нем работать, и когда вижу себя в зеркале, то даже жутко становится: на меня смотрит великий колдун.
Фото: Voxpopuli.kz
-Есть такое слово «пошаманить», то есть поколдовать. Ваши друзья или знакомые просят вас «пошаманить», чтобы, например, дождь прекратился?
- Чаще всего это повод для шуток. Например, когда проводили фотосессию для «Сторожевой Заставы», меня попросили сделать что-то мистическое. Я спросил: «А вы не боитесь, что сейчас случайно снег пойдет?» Меня уговорили, чтобы случайности были под контролем. Что ж, силы природы тогда не восстали против нас.
- Не боитесь, что энергия зла, которой Вы управляете по сюжету, скажется на Вас в реальной жизни?
- Актерская профессия такая, что приходится играть и отрицательные роли. Лично для меня перевоплощаться в плохих героев гораздо сложнее. Не хочу быть злым, а тут еще надо кричать на ребенка - это против моей природы.
- А Вы видели ритуалы настоящих шаманов?
- Да, во время работы над «Черной речкой» я наблюдал, как танцует шаман. Я был поражен тем, как он ритмично ходил по кругу, и каждое его движение было с чем-то связано. Чувствовалось, что человек не просто красуется, в его шагах - вера в магические возможности. Кстати, главный режиссер «Сторожевой Заставы» Юрий Ковалев настраивал именно на это: «Вы должны верить в то, что владеете необыкновенной силой». Буду работать над этим вопросом и в дальнейшем, ведь так сложилось, что у меня узкая актерская специализация: шаман или лама, или колоритный сельский старец.
- Что же ограничиваете собственное амплуа, Вы же играли еще старушку?
- Ваша правда, была у меня роль бабушки-путешественницы в картине «Чужой». Тоже была интересная роль. Старушка появляется, как мираж, призрак. Эта женщина потеряла всех своих родных, после чего сошла с ума. Она преодолевает огромные расстояния... Вспоминаю, мне тогда наложили сложный грим - сделали подбородок, и когда я посмотрел на себя в зеркало, то не узнал.
Кадр из фильма «Шал»
- Перед тем, как сниматься в украинском фэнтези, изучали историю половцев? Они ведь предки казахов ...
- Да, мы - их прямые потомки. Другое название половцев - кипчаки, то есть кочевники. Они курсировали по огромной территории от Урала до Черного моря. Много крови попортили жителям Киевской Руси. Иногда думаешь: зачем они воевали? За что соседи убивали друг друга? Степь же такая широкая, всем же места хватало.
- Вы много лет работали на должности директора фильма, то есть отвечали за организацию процесса, поэтому можете сравнить и оценить то, что происходит на «Сторожевой Заставе».
- Если хорошая организация - ее не замечаешь, а если плохая - чувствуешь сразу. В Украине, в частности на студии FILM.UA, есть четкость и слаженность. Здесь мне приятно работать. Каждый занимается своим делом. Задумали, разложили по полочкам и снимают согласно плану. Если и случается какая-то накладка, то теряется максимум десять-пятнадцать минут. Такое же и в американском кинематографе, с которым мне тоже приходилось иметь дело. У нас в Казахстане с этим возникают определенные вопросы. И проблема не в том, что в нашем кино нет профессионалов, а в том, что отсутствует определенный массив опыта, который позволяет выстраивать работу, так сказать, по привычке.
- Лично Вы как попали в кино?
- Я окончил институт народного хозяйства, но хотел работать именно на студии, манил меня мир кино. Попросил своего отца Касыма, известного писателя и переводчика, и он поспособствовал, чтобы меня включили в состав съемочной группы администратором. Даже пообещали: мол, побудешь на этой должности полгода, а потом мы тебя отправим в Москву, во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Я - сама наивность, поверил этим словам. Тогда работал в группе ленты «Лютый» («Көксерек») известного режиссера Толомуша Океева. В результате во ВГИК так и не попал, но меня таки отправили в столицу Советского Союза, на курсы директоров кинопроизводства. Занимался этим делом 41 год. Если бы мне тогда сказали, что сам буду играть в фильмах, не поверил бы. А впервые попробовал актерской хлеб в 60 лет, когда в 2008-м сыграл отца в фильме «Невестка», который торгуется за свою дочь - невесту. Что интересно, мой зять по сюжету - Ержан Нурымбет, который в «Сторожевой Заставе» играет роль Андака, половецкого вождя, ради которого и старается шаман.
- Слово «омпа», которое стало названием фильма, для которого Вы делали декорацию, означает удачу во время игры в кости. А Вам везет в жизни?
- Думаю, да. И особенно в профессии. Мне посчастливилось работать вместе со многими профессионалами. Но если честно, то кино для меня - хобби. Там я учусь у всех: у тех, кто старше меня, младше, у детей... Мне очень интересно наблюдать за актерами массовки, у которых нет образования, но делают они все очень самоотверженно, откровенно. Многие из них мечтают стать настоящими актерами, такие постоянно меня спрашивают: «Как у вас получилось?» Отвечаю честно: «Мне повезло».
Ерболат Тогузаков в роли Шамана
- С Юрием Ковалевым, который снимает «Сторожевую Заставу», тоже судьба была к Вам благосклонна?
-С ним хорошо работается. Он позволяет мне показывать разные шаманские штучки, импровизировать с магическими движениями.
- Знаковой работой для Вас стала лента «Шал» (2012) Ермека Турсунова по произведению Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Вас выбрали на главную роль, хотя на нее претендовала дюжина профессиональных актеров. Опять повезло?
- Да. Что интересно, я отговаривал режиссера: «Зачем брать любителя для такой сложной философской притчи?» Но он настоял, пообещал мне помогать, поэтому я в конце концов согласился. Повторюсь, что мне повезло с режиссером, я просто пытался следовать его указаниям, и все получилось.
- Но именно этот режиссер бросил Вас на растерзание волку ...
- Был такой эпизод, когда мой герой вырывал овцу из зубов волка. Хищник был один, а за мной стояла целая армия, в том числе два снайпера, которые в любой момент нажали бы на спусковой крючок. К счастью, все прошло нормально, и, как пишут обычно в титрах: «Ни одно существо не пострадало». Страдал, пожалуй, один я (смеется). Мне пришлось в одной сцене долго ползти по снегу, пальцы очень мерзли, съемки прерывали, я отогревал руки и «пытки» продолжались.
- Судьба Вас вывела и в голливудское кино. Что было интересного в работе над картиной «Путь домой»?
- Во-первых, известный режиссер Питер Уир. Во-вторых, звездные актеры Колин Фаррел и Эд Харрис. Когда я их увидел, то был в костюме ламы, поэтому почтительно поклонился. Они поклонились мне в ответ. Интересно, что в фильм меня пригласили сыграть НЕ тибетского священника, а очень пожилого монгола - такую роль отвел мне наш известный каскадер Жайдарбек Кунгужинов, группа которого ставила там трюки. И этот старец должен был обязательно скакать верхом. А я - городской житель, и единственная лошадь, с которой был «на ты», - игрушка на четырех колесах, которую мне купили в четыре года. Тренировки проходили в цирке, я ненавидел этот круг, по которому ездил с утра до вечера. От страха хватаешься за седло, а Жайдарбек кричит: «Отпусти! Рука должна быть свободной». Один день занимаемся, второй, третий... Очень уставал. Но приехал ассистент режиссера, посмотрела на меня и говорит: «Нет, он не будет старым монголом. Будет ламой». Думал, что это только разговоры. Вдруг через неделю раздается звонок: «У вас есть загранпаспорт?» «Откуда он у меня?!» - отвечаю. Быстро сделали документы и отправили в Болгарию: там снимали меня в пурпурном одеянии ламы. А ездить верхом пришлось лишь немного - сел на лошадь и преодолел расстояние аж в три метра.
Кадр из фильма «Шал»
- Вы росли в творческой семье: отец - писатель, мать - певица хора оперного театра. Это повлияло на формирование вашего мировоззрения?
- Благодаря отцу у нас дома была прекрасная библиотека. На полках стояла вся классика - зарубежная, русская, национальная литература народов СССР. Папа, кстати, дружил со многими украинскими писателями, они гостили в нашей квартире в центре Алма-Аты. Родители привили интерес к чтению, к культуре многих стран и народов.
-Хотя вы говорили, что судьба к Вам относится хорошо, в жизни Вашей семьи был тяжелый период, когда в конце 1940-х Касыма Тогузакова репрессировали и сослали в Сибирь. Что-то из того периода помните?
- Мы были в ссылке, пока Сталин не умер и отца не реабилитировали. Арест не помню, потому что был еще младенцем. Но вспоминается, как мы с мамой куда-то далеко и долго путешествуем сначала поездом, потом - пароходом. И мать поднимает меня к иллюминатору и говорит: «Вот твой папа на берегу». Я смотрю и радуюсь: «Такой симпатичный человек - мой отец».
- Кино, как Вы отметили, для вас хобби. А есть еще другие увлечения?
- Очень люблю смотреть футбол. Не пропустил ни одного чемпионата мира с 1966 года. Сейчас свободного времени меньше, поэтому иногда пропускаю матчи клубных грандов. Я болею за «Барселону», если она проигрывает, то расстраиваюсь. Вообще мне нравится европейский футбол, и считаю наша федерация правильно поступила, что перешла под крыло УЕФА, и теперь наша сборная во время отбора на чемпионаты мира и континента соревнуется с национальными командами Старого Света, а не Азии. В Европе футболу предоставляется больше внимания, класс сборных и клубов значительно выше. Недаром говорят: «В футбол играют 22 человека, а выигрывают немцы». Они, кстати, действующие обладатели Кубка мира. С европейцами на равных конкурируют только игроки из Южной Америки, те же бразильцы могут позволить себе фразу: «Соперник забьет нам, сколько сможет, а мы - сколько захотим».
- И последний вопрос: Вы самокритичный человек?
- Конечно, переживаю, если сделал что-то не то. Но если изменить уже ничего нельзя, зачем лишний раз «копаться» в себе? Надо жить дальше и стараться избегать таких ситуаций. Недавно прочитал высказывание какого-то философа, он советует придерживаться двух правил. Правило № 1: не обращать внимания на мелочи. Правило № 2: все - мелочи (смеется).
По материалам пресс-службы компании Kinorob
Превью: Vlast.kz
2 комментария
, чтобы оставить комментарий
Жека Дикий
11 ноября 2017, 15:46Був у кіно. Крутий герой! Зіграв неперевершено. Я вірив у те що людина котримось боком шаман.
Даник
14 января 2018, 00:47Кеш болса да, арманына жетті! Керемет актер екенін дәлелдеді!