Филипп Че: «Государство всегда пытается показать идеальную версию себя»
Филипп Че, кинокритик, фестивальный отборщик, вице-президент сети по продвижению азиатского кино NETPAC поделился с нами своим мнением по поводу казахстанского кинематографа.
- Вы частый гость на наших фестивалях. Что можете сказать о нашем кино?
- Ваш кинематограф делится на две части. Первая – так называемые национальные фильмы, которые щедро спонсируются государством, и призваны говорить о нациестроительстве. Вторая – независимые фильмы, у которых денег нет. Я знаю много талантливых казахстанских фильмейкеров, у которых нет никакой финансовой поддержки. И это печально.
- Режиссеры авторского кино не хотят показывать, как у нас все прекрасно. И это ведь логично, что государство не выделяет им деньги на то, чтобы те демонстрировали изъяны страны.
- У филиппинского диктатора Маркоса была жена Имельда. Она терпеть не могла филиппинскую «новую волну» и всегда хотела, чтобы в кино показывали только все замечательное и хорошее (Маркоса с женой изгнали из страны в 1986-м году – примечание автора). Так всегда бывает в обществах, где власть хочет контролировать художников.
- Пример китайского кинематографа говорит о том, что не всегда.
- Вы знаете, что в Китае в прошлом году рекордсменом проката последних трех лет стал боевик «Воин - волк» (Wolfwarrior)? И в этом фильме есть центральный эпизод, когда главный герой останавливает танк. Это явная рефлексия на события на площади Таньяньмэнь в 1989 году, где протестовали студенты. Но, во-первых, запоздалая. А во-вторых, это рефлексия не населения, а государства. То есть рефлексия все равно проникнет в искусство, но есть более короткие и не такие карикатурные пути. Потому что государство всегда пытается показать идеальную версию самого себя, а в этом нет поиска.
- Кого конкретно из упомянутых вами молодых режиссеров вы можете назвать?
- Я слежу за творчеством Адильхана Ержанова со времени его студенчества и короткометражной картины «Бахытжамал». Он всегда снимает про бездомных и обделенных людей. И его фильмы, безусловно, довольно своеобразные. Но в них есть правда. Это и привлекает. Вообще талантливых ребят у вас очень много. Например, Асхат Кучинчереков. Я слышал про его историю о том, как он жил с родителями на границе Казахстана и России. У его родителей были российские паспорта, а у него оказался казахстанский. Потому что Асхата в детстве отправили к деду на обучение. Эта история жизненная и очень специфичная именно для вашей культуры.
- А вы видели картины других казахстанских режиссеров? Например, тех, кто тоже претендует на авторскую точку зрения, но более национально и традиционно ориентирован?
- Да, видел. Например, картины Ермека Турсунова. Я думаю, его фильмы достаточно интересные. Но как ни странно, в них я не чувствую того запаха и той энергетики реальности, которую вижу, например, в фильмах Адильхана. Это лично моя точка зрения как отборщика и кинокритика. Понимаете, когда вы смотрите классиков вроде Годара или Бюнуэля, то чувствуете, что их истории открывают нам самих авторов, их мир и переживания. А у Турсунова картины хорошо сделаны. Просто хорошо сделаны.
- Я видел на фестивале «Евразия» презентации других стран вроде Монголии и Якутии, и вдруг почувствовал, как нашу уникальность уносит куда-то вдаль столичным ветром. У них те же степи, традиции, беркуты, что и у нас. Нам-то кажется, что мы очень уникальны. А что кажется стороннему наблюдателю?
- Я думаю, уникальность выражается в авторском взгляде. Вы видели картину Ержанова «Ночной бог»? (фильм снят на студии «Казахфильм» - прим. автора.).
- Нет.
- Посмотрите. Это очень глубокая вещь. Но я пытался продвинуть ее в течение года на всевозможные фестивали, и безуспешно. В результате «Ночной бог» попал только в конкурс Московского международного кинофестиваля. И я склонен считать, что именно потому, что у ваших стран есть какая-то культурная близость. В других странах фильм просто не поняли. Хотя авторский взгляд там по-настоящему уникальный. Возвращаясь к вашему вопросу – чтобы показать свою уникальность, надо просто позволять своим авторам свободно творить.
- А вы смотрели «Ласковое безразличие мира»?
- Да. Это отличный фильм, первый фильм Адильхана, который легко смотреть. Но «Ночной бог» нравится мне гораздо больше. Ты просто не понимаешь, что там к черту происходит. И при этом не можешь оторваться. Я думаю, что посмотрев эту ленту лет через пять-десять лет, я приду к совершенно к другим выводам, чем те, что я сделал сейчас. Это и отличает «Бога» от многих современных одноразовых картин. Незабываемый фильм.
Тулеген Байтукенов
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий