È

«Призрак в доспехах»: Бегущая по сети

Рецензия «Призрак в доспехах»

В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» герой по прозвищу Писатель говорит следующие слова: «Раньше будущее было только продолжением настоящего, а все перемены маячили где-то там, за горизонтами. А теперь будущее слилось с настоящим». Снимать сейчас научно-фантастические фильмы сложно. Как ни парадоксально, но с улучшением технических возможностей кинематографа при создании формы фильмов, сложнее найти соответственно развитую тему. Визуальный облик будущего мира уже наступает и люди, видя стремительную действительность, перестают удивляться фантастическим концепциям в кино. Содержание и его воплощение отрываются и развиваются на разных уровнях в современных научно-фантастических кинопродукциях. На эти мысли наталкивает фильм «Призрак в доспехах» режиссера Руперта Сандерса.

Данные

«Призрак в доспехах» сделан в жанре киберпанк и является ремейком одноименного фильма-аниме 1995 года режиссера Мамору Осии, который в свою очередь был экранизацией манги Масамунэ Сиро. Фильм рассказывает про девушку по имени Мотоко Кусанаги. Она – киборг, майор, возглавляющий элитную оперативную группу Девятый отдел. Ее совершенное, с точки зрения физических умений, тело создали для того, чтобы она уничтожала особо опасных преступников и экстремистов. Во время одного задания отдел наталкивается на следы очень умного и хитрого кибер-террориста. Как выясняется впоследствии, его цель – уничтожить корпорацию Hanka Robotics, которая создала большинство имплантов для людей, роботов и самого совершенного киборга – майора Кусанаги. В стремлении его обнаружить, майор погружается в свое прошлое и начинает задаваться сложными для нее и неудобными для корпорации вопросами. Главную героиню играет Скарлетт Йоханссон. Ее физические и актерские данные хорошо подошли для воплощения ее героини на экране. Так как по сюжету она киборг и только ее мозг является творением бога, то все костюмы концептуально были сделаны облегающими. Тело должно было быть идеальным, под стать истории. Смотря на то, что вышло на экране, с задачей она справилась. В нужном месте она суровый киборг с отлипающими частями лица, в других сценах ее глаза дают самую человеческую искру, иногда она вообще становится невидимой – настоящий страж закона, бегущая по сети (по аналогии с Риком Декардом). И то, что взяли именно ее, «белую» актрису, в любом случае никак не ущербно фильму. Если Йоханссон крепкая сердцевина актерского ансамбля, то ее окружают не менее блестящие артисты. Особенно интересны два актера – Жюльет Бинош в роли доктора Уэлет и Такеши Китано в роли Дайсукэ Арамаки, главы Девятого отдела. Оба – легендарные личности в мире кинематографа, имена которых уже разрослись мифами, посвящениями в виде книг, статей, призов. Если Бинош играет немножко хрупкую, интеллигентную исследовательницу-доктора, то Китано блестяще воплощает на экране почти самого себя, этакого кибер-самурая, крутого начальника, готового ради своих агентов пойти на любые трудности (один кадр с ним точь-в-точь похож на кадр из фильма «Фейерверк» – что, конечно, является уважительной отсылкой-реверансом).

Оболочка

Визуальная концепция фильма сделана на очень высоком художественном уровне. В плане стилистики фильм не уступает своему оригиналу, местами даже превосходит. Сохранены все приемы и законы киберпанка: бесконечные дожди, грязные переулки, удивительные и манящие высокие технологий, гегемония Азии (а точнее Гонконга восьмидесятых годов двадцатого века), пессимистические настроения, зонтики с неоновыми огнями, плотность населения и так далее. Вообще именно оригинальный «Призрак в доспехах» 1995 года, аниме-фильм «Акира» Кацухиро Отомо 1988 года и легендарный фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» 1982 года и создали жанр киберпанка, привлекая огромную популярность по всему миру. Именно от них и визуально, и атмосферно, начали свой путь братья (на тот момент) Вачовски со своими «Матрицами». Дальше все это разрослось и превратилось в целую субкультуру со своей музыкой (синти-поп, электро-поп), эстетикой (от них пошли инди-фотографии, популярность на неоновые огни). Если смотреть шире, то корни современных хипстеров именно в киберпанке восьмидесятых. В фильме есть интересные художественные решения, которые не были в оригинале. Например, огромные рекламные голограммы, витающие вокруг башен и домов, некоторые малозаметные, но идущие в плюс для картины детали костюмов, вещей.

Сбои

Но, к сожалению, есть и недостатки. Фильм по философии значительно расходится с оригиналом. И не в лучшую сторону. Это не говорит о том, что версия 1995 года является образцовым трактатом, просто новая интерпретация лишается содержательной глубины. Японцы в своих манга и аниме любят преувеличивать, гипертрофировать – если преступник, то гениальный, если катастрофа, то вселенская. И это в основном идет в плюс и смотрится довольно занимательно. Не будем раскрывать подробности сценария нового «Призрака в доспехах», но там все упрощено и снижено до «земных» уровней. Оригинальная история теряет свою бесшабашность, парадоксальность, выворачивающую мозг наизнанку (в конце фильма «Акира» наша вселенная уничтожается и создается новая, к примеру). Американцы, как и следовало ожидать, сделали историю сглаженной, так, чтобы было удобно для всех возрастов, видов аудиторий и добавили много перестрелок, драк, экшн-сцен. Также саундтрек Клинта Мэнселла уступает композиторским шедеврам Кендзи Каваи (занимавшие в оригинале большую настроенческую роль и передававшие всю атмосферу происходящих событий). Для сценаристов фильма Джейми Мосса и Эрена Крюгера все окружающее (футуристические дома, улицы, «нулевая» природа) лишь фон для раскрытия героев, тогда как для самих японцев в их версии было важно, чтобы и вся действительность занимала важную событийную, философскую роль – в принципе, как и полагается для их мировоззрений.

Гиперссылки

Где граница между человеком и роботом? Тема определения сознания не является новой для научной-фантастики, но и не устаревает до сих пор. Именно в виде киберпанка впервые эти раздумья появлялись в картине Скотта «Бегущий по лезвию», ставшей эталоном формы и содержания. Вопросы памяти поднимались в «Джонни Мнемонике», «Вспомнить все», сюжетом переселения человеческого разума (вообще искусственного разума) в тело робота (или в сеть, в киберпространство) интересовались все после «Матрицы», «Акиры». Тематика мозга и сознания вспыхнула недавно опять, после лекций российского ученого, филолога и лингвиста Татьяны Черниговской, которая утверждает, что мозг и мы – это отдельные предметы. Иначе говоря, вещи, затронутые в фильме, не были ни открытьями, ни анализом, ни итогами. Ощущение нехватки чего-то начинает остро чувствоваться под конец фильма – то ли широты (побольше футуристических видов города), то ли глубины (более тщательный анализ проблемы), или вообще просто крутости и авторской страсти.

Однако тем, кто не смотрел оригинальную японскую версию (а таких людей не мало) фильм, скорее всего, понравится. Если учесть, что он еще выходит в 3D и IMAX 3D – тем более. Все-таки люди не могут существовать без грез о будущем. Хоть и не очень светлом.

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Призрак в доспехах» кинотеатр Kinopark 11 IMAX Esentai.

Оцените рецензию

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

29 июля 2017, 19:39

Железная леди Призрак в доспехах - очень красивый, визуально выверенный, стильный и эффектный фильм, который мог бы оказаться шедевром при должной режиссуре. Большая часть философии оригинала была утеряна, но могло быть хуже, учитывая что достойных экранизаций аниме еще не было. Удивительно пародоксально вышло, но концепция и сюжет, которой некогда вдохновлялись братья, а ныне - сестры Вачовски при создании "Матрицы", сейчас смотрится немного вторично и даже заезженно. Футуристичный мир будущего практически не дает нам ничего нового, все это знакомо, все это мы уже видели во многих других картинах. Из философской притчи сделали стандартную голливудскую историю о гуманности и разрушительности технологий, немного предсказуемо, местами глупо, - но завораживающе снято и исполнено. Создатели заложили основу и наверняка оставили самое вкусное на сиквел, который скорее будет, чем нет. Руперт Сандерс - режиссер-ремесленник, в числе работ которого визуально прекрасная, но пустая "Белоснежка" со Стюарт и Шарлиз Терон. Скарлетт Йохансон отыгрывает партию типичной экшн-героини и в этом фильме не выдает ничего нового, та же "Люси" только с протезом в руке(и в других частях тела), которая в свою очередь была той же Черной вдовой из "Мстителей", только перекрашенной и на таблетках) Особо порадовал старина Такеши Китано, с удивительной способностью отвечать на японском языке, когда к нему обращаются на английском. Благо есть субтитры) В общем и в целом, картина развлекает и справляется с функцией аттракциона, если вы поклонник Скарлетт, то смело идите в кино, да и некая доля морали в фильме присутствует.

Рекомендуем

Рецензии

9 Сентября, 2018

«Великий уравнитель 2»: Всему есть противовес

Рецензия на фильм «Великий уравнитель 2»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2018

«Планета зверей»: За тобой должок

Рецензия на фильм «Планета зверей»

Brod.kz

Рецензии

2 Октября, 2018

«Непрощенный»: Не месть, а божья кара

Рецензия на фильм «Непрощенный»

Brod.kz

Рецензии

8 Сентября, 2018

«Гоголь. Страшная месть»: Вечера на хуторе

Рецензия на фильм «Гоголь. Страшная месть»

Brod.kz

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Мейрбек Сапарбаев

Актер

Серик Термисаулы

Актер

Адилхан Жумаханов

Актер

Онласын Аяулым

Актер

Онласын Мирас

Актер

Ержан Танатов

Актер

Мэлс Бегенов

Актер

Мурат Ахманов

Актер