СПАРТАнское бессилие

Рецензия на фильм Николая Кудряшова «Спарта»

Обидеть спортсмена-представителя единоборств может каждый, но не все успевают извиниться. Другое дело, если ты оставляешь спорт и взваливаешь на себя ношу режиссера, то задачи, требования к тебе и ожидания публики совсем иные, нежели на ринге. Рассказываем о том, что получается, когда люди пробуют кардинально поменять профессию.

Сюжет

Боец ММА, смешанных единоборств, чемпион мира Николай Кудряшов готовится выйти на финальный бой за очередной титул. Его девушка красавица Марина дает напутствие любимому: «Котик, ты, главное, лицо береги». Соперник - не очень известный в кругах ММА Андрей Филатов. Более титулованный боец в итоге выигрывает, произведя захват. Бой останавливают, судьи готовятся поднять руку Николаю, как Андрей вдруг набрасывается на победителя, продемонстрировав неспортивное поведение. Бой окончен, чемпиону предлагают контракт на бои в Америке. Лететь нужно через неделю, но он отказывается, так как не хочет пропустить день рождения Марины. В клубе Николай услышал разговоры молодых парней, что он выиграл якобы нечестно, все было подстроено. Со злости боец ввязался в драку. На утро за ним пришли. Следующие три года Николай проводит в тюрьме.

А было ли кино?

Чтобы понять, хорошее ли это кино, необходимо определить, можно ли отнести действие на экране к нему в принципе. По сюжету герой после выхода из мест не столь отдаленных по-прежнему уважаем друзьями, ездит на крутой машине и даже получает шанс вернуться в зал к своему промоутеру. Марина и место лидера клуба прибрал к рукам Филатов, но для Николая это скорее плюс - он становится уважаемым тренером в стареньком зале у друга, к тому же получает шанс неплохо заработать в новом виде командных единоборств «спарта» вместе с бойцами, которых сыграли Денис Никифоров, Владимир Епифанцев и Максим Коновалов. Николай не хочет мстить Филатову, не пытается вернуть Марину, на удивление быстро восстанавливает спортивную форму. Где здесь драматизм, преодоление собственных барьеров, установление невиданных для себя достижений, победа над противником, который сильнее тебя? Их попросту нет, хотя хорошее спортивное кино не может состояться без этих моментов.

Сам себе режиссер

При просмотре фильма возникает ощущение, что на экране идет обычная псевдобиографическая картина. Будничные тренировки, решение текущих вопросов, банальные диалоги, которых в обычной жизни предостаточно… Режиссер довольно рутинным языком пересказывает определенный отрезок биографии бойца ММА Николая Кудряшова. К слову, режиссер даже не потрудился придумать главному герою вымышленное имя и фамилию, просто дав ему свои. Разве этому стоит посвящать 85 минут экранного времени? С таким же успехом можно пойти в гости и послушать автобиографию кого-нибудь из друзей в более интересной манере живого повествования. Собственно, легкий взгляд в Википедию подтвердил наши догадки о признаках биографичности: режиссер Николай Кудряшов, для которого «Спарта» стала дебютной работой в этом качестве, сам бывший боец ММА, экс-чемпион мира, актер. Правда, в тюрьме он, к счастью, не сидел. Николай не только срежиссировал фильм, но и сыграл в нем главную роль. Не исключено, что Кудряшов стремился показать, как на самом деле проходят будни спортсмена, поэтому взял за основу реалистичный тип повествования. Только он не учел, что игровое кино привлекательно красками, преувеличениями, драматизмом и наличием кульминации. Ничего из вышеперечисленных составляющий в «Спарте» не обнаружилось. Первый блин на режиссерском поприще вышел, откровенно говоря, комом.

Боец бойца…

Не впечатляют даже боевые сцены, в которых режиссер, бывший боец, должен был проявить себя по полной. Ожидалось, что человек, разбирающийся в схватках и боях лучше многих киношников, покажет их так, что вдохновит молодое поколение на занятия спортивными единоборствами. Только моменты тренировок здесь больше напоминают обычные краткие видеоуроки для юных спортсменов по правильному выполнению упражнений, а сами сцены боев выглядят так, будто это тренировочные спарринги, а не финальные сражения за титул, какими они представляются в сценарии.

Попсовая любовь

Любовная линия смотрелась, будто режиссер, как и зритель, обозревает ее со стороны. Хотя в кино принято раскрывать внутренний мир влюбленных друг в друга мужчины и женщины. Необязательно с помощью слов. Чувства чаще всего передаются с помощью музыки и актерской игры, хотя бы через какой-то один из этих пунктов. «Спарта» не выполнила ни один из них. Влюбленные друг в друга Николай Кудряшов и певица Наталья Власова, сыгравшая саму себя, не стреляли глазами, а музыка - откровенная попса, не могла передать даже половины тех чувств, что обычно испытывают влюбленные. Единственное, что удалось режиссеру в этом плане, - показать в образе Марины девушек, которые любят мужчину ради выгоды.

Итог

Любые шероховатости можно простить, если в фильме есть яркая кульминация, приносящая зрителю положительные эмоции. «Спарта» лишена даже этого. Просмотр недавних поединков действующих спортсменов принесет гораздо больше удовольствия, чем весь спортивный фильм «Спарта», который, по задумке авторов, должен был стать вдохновляющей картиной, но вышел серым биографическим рассказом о судьбе чемпиона мира по боям без правил. 

«Чем старше становлюсь, тем меньше хочу выяснять отношения», - сказал однажды Кудряшов своей девушке Марине. В случае с фильмом также не стоит искать плохие и хорошие стороны с точки зрения игрового кино. Его здесь просто нет. Есть лишь обычная история из миллиона рассказанных где-нибудь в шумной компании с элементами видеоуроков для начинающих спортсменов. Стоит ли тратить на ее просмотр время, решать вам. 

 

В кино ходил Альберт Ахметов    

 

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Спарта» компанию «Меломан» и сеть кинотеатров Kinopark. 

Оцените рецензию

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Elena Krylova

14 Сентября 2016, 13:30

Разгромная вышла рецензия. Но автор во многом справедливо показал, что бывает, когда снимать кино берется человек из другого мира. То есть когда в дефиците опыт, фантазия и представление о том, что способно не развлечь зрелищностью мордобоев и попсовыми песенками, а затронуть зрительские сердца историей личности чемпиона.

Рекомендуем

Рецензии

25 Сентября, 2015

True Story от Акана Сатаева

XI Международный кинофестиваль «Евразия» открылся новым фильмом Акана Сатаева «Хакер». Его мировая премьера состоялась 19 сентября в рамках открытия ХI МКФ «Евразия» и I АМКФ «Созвездие Шакена».

Flyin_Hi

Рецензии

30 Октября, 2015

Добрая сказка о войне

Рецензия на мультфильм «Крепость: Щитом и Мечом».

Flyin_Hi

Рецензии

3 Ноября, 2016

Женщина из поезда

Рецензия на экранизацию романа «Девушка в поезде»

Альберт Ахметов

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Выбор Бродвея

08 Марта

10 женских кинопортретов в отечественном кино

Знай в лицо

Макпал Исабекова

Актриса

Олег Тактаров

Актер

Осман Зекки

Режиссер

Адилет Абдрасил

Актер

Жанна Исабаева

Режиссер

Федор Аранышев

Оператор – постановщик

Асель Акбарова

Актриса

Александр Богачев

Оператор